Найти в Дзене

Это не литература, а макулатура

Опубликованы итоги первого квартала сего года. Тираж книг и брошюр в в первом квартале составил 66 млн экземпляров, что на 4,4% меньше, чем в первом квартале 2023 года . Количество наименований за период также снизилось на 2,9%, до 25 тыс. единиц.
Общий тираж книг и брошюр в переплете вырос на 2,9%, до 23,7 млн экземпляров (после падения в прошлом году на 31%), а число наименований — на 6,6%, до 10,2 тыс. Продолжает ухудшаться ситуация с переизданиями: их тираж уменьшился на 7,6%, до 17 млн экземпляров.
Самым издаваемым автором в первом квартале 2023 года стал митрополит Тихон (Шевкунов), одна из наиболее популярных книг которого — «Несвятые святые». На втором месте — «Бронепароходы» Алексея Иванова. В топ-5 также вошли книги, выпускаемые АСТ: «Триумфальная арка» Эриха Марии Ремарка, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Таинственный сад» Фрэнсис Бернетт.
____
И это - не радует. Отец Тихон на сегодняшний день - самый талантливый писатель. Но первое издание книги было 6 лет назад, хотелось бы чтобы написал новое. И не замыкался церковным кругом.
"Бронепароходы" просто не стал читать. На эту тему много написано, то же "Хождение по мукам" , другие повести о войне в т ч таких величин как Федин. А здесь явно будет плач о "России которую м ы потеряли".
____
Один литературный критик сказал что современная литература - это поезда. Если вместо ежедневного пассажирского поезда пустят раз в неделю и в неудобное время, то через год пассажиров на него не наберётся. Если современная литература будет по-прежнему на невысоком урвоне, позорном для страны с такими литературными традициями, то люди отвыкнут читать, а что перейдут на чтение классики - не факт.
_____
В современной литературе хватает всяких "новаторов" вроде пелевина, хватает холуек вроде устиновой, прославляющих существующие порядки и олигархов, пиТерских афторов вроде афтора "Беспринципных", чистые торгаши вроде бригад донцовой и пр, небольшое количество афторов детективных повестей. С последними - вообще интересная вещь. Во всё мире большинство детективистов - мужчины, но не у нас.
1. Современная литература. за редким исключением - Поляков и еще несколько авторов, полностью игнорировала события перехода к капитализму. Один критик, к тому же вообразивший себя писателем, вопрошал, говоря о кризисе театра: где пьеса о том как младший научный сотрудник стал главным прихватизатором? Увы, инетерснее, почему общество это поддержало. а чубайсов-ельциных хватало во все времена.
Удивительно, но Маринина, Степанова в своих детективах пишут об ужасах капитализма. И при том называют критики их "дамской литературой". Как же тогда назвать трусоватых афторов мужчин, боящихся поднимать подобные темы?
В американской литературе традиции критического реализма живы. Взять того же Лихейна "Настанет день". Вспомним и Воннегута.
2. В годы испытаний нации, литература поднимала исторические темы, связанные с борьбой за независимость, существование нации. Так было в СССР в 30-ые, в Англии. Ныне идет антифашистская кампания, но литераторы, за исключением некоторых - Прилепина, Беседина, отмалчиваются. Мол, неизвестно чем закончится, вдруг на Запад не пустят... Причем боятся поднимать и военную тематику ХХ века. Знаете ли вы книги о Халкин-Голе, войне в Испании, написанные после 50-ых годов прошлого века? Обращаемся к американской литературе - довольно интересная повесть "Испанский гамбит". Объяснение: нынешние афторы из других семей, которых не коснулись войны, лишения и пр - не кати. Тогда им незачем писать.
3. Антисоветчина. СССР развалился по вполне объективным причинам, но без конца мусолить одну тему... Было плохое, было и хорошеее..Причем биографии афторов - не из рабочих крестьян, а из провинциальной "элиты". Как же они страдали. бедные...
Неразрывно с этим связана и русофобия. Чувствуется это у того же распиаренного хохла Водолазкина.
4. "Православие- лайт " (с) Очень любят писать на православные темы, но именно - поверхностно. Не зря массу макулатуры издали о преподобном Сергии, гед и про его заветы забыли, и про то что многие его заветы и не выполнены. Аукнулось это в 1917...
5. Странный подбор литературных хероев. Если мы берем людей средневековья, священнослужитеелй того времени. то многие из них показались бы нам мракобесами (каковыми и являлись). [Хотя. возвращаясь к сказанному, вот вам - преподобный Сергий, но вас он не устраивает...] Допустим, знаменит чем-то тот деятель. Например, арифметикой - как Кирик новгородский, херой одного литератора-любителя. ну что? Умел он считать, был регентом церковного хора как херой Булгакова - что? Николай Палкин, Аракчеев были талантливыми инженерами, но в своей "профессии" не преуспели, в истории остались не как инженеры.
Вот, например был такой документ - разговор Кирюхи новгородского с более умным монахом. Вначале я думал что это - ораторский прием, вброс заведомо неверных тезисов.. нет.. Тут уж процитирую мнение, неохота персказывать: Наиболее занимательные места - это 1) детальное обсуждение, в какие дни белому духовенству можно трахаться; 2) борьба с абортами. По-видимому, крестьянки могли специально провоцировать выкидыши, выходя на тяжёлую работу во время беременности. По крайней мере, Кирик их в этом подозревал. И спрашивал Нифонта, наказывать ли за это. Однако Нифонт, обладая здравым умом, понимал, что невозможно установить факт умысла (а вдруг у женщины просто не было выбора, выходить ли на работу - что у крестьян было скорее типично), и чётко разъяснил - если нет признаков медицинского вмешательства ("аще не зельем вережаются"), то оставьте бедную женщину в покое.
Ну и в качестве вишенки на торте (или свечки на кутье) - как вы думаете, откуда взялся наш обычай дарить букеты из нечётного числа цветов и возлагать на могилы чётное? Кирик спрашивает, правильно ли на кутью за упокой ставить 2 или 4 свечи, а за здравие - 3 или 5. (https://steblya-kam.livejournal.com/178682.html).
6.Очень поверхностное знание темы. Бальзак целую главу описывал типографию. Ленина финансировал генштаб Германии. Так ты еще об истории пишешь? Профнеприггодность, Раз не знаешь как проверяют те или иные высказывание. давай про котиков пиши.
7. Полное отстуствие какого-либо критического отношения к "своему творчеству". Вам интересно как афтор никому не известный пишет о Гоголе, о Толстом и его бегстве из Ясной Поляны в Никуда, в Вечность - основа сюжета заключительной части этой трилогии. Как и в предыдущих книгах ее, авторский замысел и духовная интрига истории последних дней жизни великого Творца
Наверное нет. НЕ выдумал я это, Зенкин А. из Й-О, ныне гастарбайтничавший в Москву.
Потому что его творение о Кирюхе мог искусственный интеллект написать и гораздо талантливее.