Телеканал НТВ в 2024 году уверенно обходит другие телеканалы по количеству громких, резонансных премьер: "ГДР", "Слово пацана", "Золотое дно", "Страх над Невой", "Черное солнце" – каждый их этих сериалов вызвал ожесточенные споры зрителей, каждый запомнился острыми, актуальными темами, уровнем подачи материала.
Не стал исключением и сериал "Точка ноль" (2024), посвященный работе эпидемиологов. После показа по телевизору и на платформе "ИВИ" первые четыре серии из десяти вышли на "Кинопоиске". Несмотря на многочисленные ляпы, о которых мы поговорим чуть позже, сериал мне понравился. Давайте обменяемся впечатлениями.
О съемочной группе сериала "Точка ноль"
Режиссер: Сергей Пикалов ("Не родись красивой", "Мымра", "В клетке", "Мятеж")
Сценаристы: Кирилл Притула ("Ребята с нашего двора"), Сергей Пикалов
Оператор: Сергей Авилов ("Мост", "Жиза")
В ролях: Марина Александрова, Сергей Марин, Наталья Рогожкина, Мария Рыщенкова, Константин Белошапка, Евгений Мундум, Вероника Ряполова и др
Сюжет:
Опытный вирусолог Аня Маркова бросает личную и профессиональную жизнь в Москве и переезжает работать в научно-исследовательский центр в Новосибирске. Она явно пытается сбежать от какой-то личной боли, но на новом месте судьба подбрасывает героине ещё одно испытание — на месте незаконной свалки крупного мясокомбината в отдаленной деревне фиксируется вспышка неизвестного заболевания.
Желая реабилитироваться за ошибки прошлого, Аня решает самостоятельно проверить деревню. Однако местные жители, не доверяя современным методам лечения и не осознавая всей опасности, настроены к вирусологу враждебно. В деревне разгорается чума нового типа, грозящая перекинуться на миллионный город ("Кинопоиск")
Содержание первых серий сериала "Точка ноль"
На фото выше видно, что рабочее название проекта - "Эпицентр". К моменту выхода сериала на экраны его переименовали в "Точку ноль".
Смена названия связана с акцентом на главной героине: для вирусолога Анны Марковой (Марина Александрова) назначение в Новосибирскую Центральную микробиологическую лабораторию становится новым шансом, точкой отсчета для иной, не московской жизни.
Не дружный коллектив лаборатории, состоящий из строгой заведующей Татьяны Михайловны (Наталья Рогожкина), богатого папина сынка и сердцееда Алексея (Константин Белошапка), сдержанного Вити (Всеволод Макаров), юной Светланы (Анастасия Дьячук) и - главное - души компании Вани (Сергей Марин), встречает коллегу настороженно:
- Зачем к нам перевелась?
- Дауншифтинг - хочу скучно жить.
- Это ненадолго.
Последнюю фразу произносит герой Сергея Марина и как в воду глядит. В первый же день работы в лаборатории Анна нападает на след незаконного могильника Немальского мясокомбината, а потом отправляется в глухую алтайскую деревню проверить опасную свалку.
Отправляется спонтанно, не встретив поддержки ни у заведующей лабораторией, ни у новых коллег. Анна уговаривает сопроводить ее на место фельдшера Егора (Максим Емельянов) – единственного медработника, приписанного к деревне Кедровка. Егор в спешке забывает рацию, телефоны в Кедровке не работают, так как вышка сотовой связи выведена из строя, старенькая машина "Скорой помощи" ломается, и врачи, добравшиеся до таежной деревни, оказываются отрезаны от медицинской помощи с большой земли.
А она им очень нужна: в деревне заболела девушка-блогер – благодаря ее видео Анна и нашла могильник в Кедровке. Так в фильме снова появляется отсылка к названию – "Точка ноль". На этот раз оно связано с понятием "нулевой пациент". Согласно медицинской терминологии, это "первый задокументированный пациент в рамках эпидемии заболевания среди популяции, или первый задокументированный пациент, включенный в эпидемиологическое исследование".
Анна остается один на один с заболеванием, которое все настойчивее проявляет свою опасную природу. В деревне нужно срочно объявлять карантин, а сам вирус немедленно исследовать.
Не облегчают работу врачу и жители Кедровки. Они давно уже привыкли полагаться только на себя, не ждут от властей ничего хорошего, поэтому приказы Анны саботируются большинством деревенских.
- Мечты сбываются: хотела спрятаться от всего мира, закупориться, так оно и вышло, но от этого не легче
К счастью, пропавшую коллегу начинают искать в Новосибирске. Благодаря Ване, который единственный симпатизирует нелюдимой москвичке, сотрудникам лаборатории удается найти потерявшуюся Анну и начать работу в Кедровке. Деревня попадает под строгий карантин, а Анна продолжает исследовать вирус и довольно быстро понимает, что речь может идти об угрозе всему человечеству.
Что понравилось в сериале "Точка ноль"
У сериала в целом стандартная схема развития сюжета, обычная для фильмов про эпидемии: герой покидает привычный мир, чтобы встретиться лицом к лицу с опасностью в новом месте; одиночке не выстоять против смертельной угрозы, поэтому сотрудникам лаборатории придется сплотиться и стать командой; начинания главных героев будут встречены в штыки на всех уровнях - от личного до профессионального, но путем неимоверных усилий ситуация изменится в лучшую сторону.
Согласно этой же схеме, в следующих сериях жители деревни, проигнорировавшие слова Анны об опасности заражения, вероятно, начнут массово заболевать и погибать, а вместе с ними Анна (скорее всего) или Ваня тоже заразятся новым вирусом, и в фильме остро встанет вопрос о жизни и смерти, а значит и о поиске лекарства от болезни - и включится фактор времени.
Обычно в роли спасителя выступает какое-то неожиданное средство, либо находится существо (не обязательно человек) с сильным иммунитетом, в чьей крови есть антитела, позволяющие создать лекарство против вируса. Напомню, что мы сейчас говорим о схеме построения сюжета, а не о реально существующих медицинских протоколах эпидемиологических служб.
Скучно ли смотреть кино, когда примерно представляешь, что должно произойти дальше? Зависит от кино. Сериал "Точка ноль" смотреть интересно.
В сериале "Точка ноль" все против всех
В первую очередь, интерес к сериалу связан с хорошо прописанным множественным конфликтом. В сериале все против всех: жители деревни Кедровка против "чумного доктора" и властей, антипрививочники против вакцин, конспирологи против мирового правительства, руководство Немальского мясокомбината против города и микробиологической лаборатории, старые сотрудники лаборатории против новенькой, их заведующую выживает с лакомого места главврач больницы, к которой приписана лаборатория, одновременно развивается и личный конфликт заведующей с непутевым сыном, не вовремя вернувшимся в Новосибирск и истрепавшим матери все нервы. Чуть ли не у каждого персонажа находится свой антагонист, а то и не один.
К многочисленным внешним конфликтам добавляется и внутренний, связанный с главной героиней: Анна сбежала из Москвы в Новосибирск из-за чувства вины. В первых сериях неизвестно, что послужило причиной для отказа от прежней жизни, но скорее всего это связано с девочкой, которую Анна видит в снах и для которой записывает голосовые сообщения на телефон.
При том, что количество конфликтов зашкаливает, они очень стройно ложатся в сюжетную канву, среди них нет ни одного лишнего, каждый сдетонирует в точно отведенное ему время - это чувствуется по тому, как грамотно выстроен сценарий – надеюсь, я не буду разочарована позже.
Исход битвы со смертельной заразой будет зависеть от того, насколько быстро и продуктивно смогут объединить усилия все враждующие стороны, и завершены все имеющиеся конфликты - и внешние, и внутренние.
Вторая причина, вызывающая симпатии к сериалу, – это игра актеров. Не могу сказать, что она выдающаяся, но у сериала отличный кастинг, артисты хорошо вписываются в рамки выбранных образов и работают профессионально, слаженно.
Звезды сериала, безусловно, Марина Александрова и Сергей Марин. Порадовали и второстепенные персонажи: Константин Белошапка убедителен в роли желторотого красавца-вертопраха, Наталья Рогожкина как всегда элегантно отыгрывает женщину со сложной судьбой, ну, и Евгений Мундум в роли балабола-конспиролога Матвея исключительно хорош.
Отдельное спасибо за красивые съемки. Заброшенную алтайскую Кедровку снимали в Башкирских лесах, но выбрали такую глухомань, что перед работой приходилось отпугивать диких зверей сигнальными ракетами. Мощь и сила природы прекрасно переданы в сериале.
Что не понравилось в сериале "Точка ноль"
В сериале много ляпов, и это несмотря на консультации профессионалов. Сотрудник микробиологической лаборатории выезжает на объект в шортах. Актрисе идут шорты, ничего не могу сказать, а вот ее героине - нет. Тут и без соответствующего образования понятно, что по машинам, перевозящим опасные отходы, не стоит лазать без специальной экипировки.
Вирусолог приезжает в деревню, ей говорят о тяжелой болезни девушки-блогера, Анна подозревает, что болезнь связана с посещением могильника, и все равно входит к больной без защиты. Фельдшер, сопровождающий Анну, в лучшем случае носит обычную медицинскую маску. И такое на каждом шагу.
При этом показывается, насколько по-другому устроена оптика у людей, которые по роду занятий связаны с изучением опасных вирусов: они опрыскивают вилки-ложки в общественных столовых спиртом, подмечают передачу сторублевки, на которую чихнул случайный прохожий и тд. А сами тогда что?
Очень напрягает голос Марины Александровой. Не вообще - у актрисы прекрасная дикция, а именно на этом проекте. Видимо, монотонное, неразборчивое бормотание должно показать зрителю ту степень усталости - эмоциональной и физической, в которой находится героиня. Или, возможно, состояние депрессии. Или психотип личности, близкий к особенностям людей с заболеваниями аутического спектра. Что не хотелось бы делать, так это гадать. И раз за разом вслушиваться тоже.
Из зараженной вирусом деревни сбегает семья: староста Константин (Сергей Маховиков), его сердечница-жена и дочь-подросток (Мария Савицкая). Сбегают к шаманке, которая когда-то вытащила дочку с того света. В фильме неоднократно делается упор на любви родителей к друг другу и дочери, ради нее, по сути, и затевается побег. Но в пути мать замечает на себе волдыри и понимает, что заразилась. Почему она не признается мужу и дочке, которых так любит? Ведь она знает, что не предпринимая никаких защитных мер, обрекает их на болезнь? Что же это за любовь такая?
Есть и другие несоответствия: у заведующей лабораторией в исполнении Натальи Рогожкиной какой-то слишком взрослый сын (Михаил Шкловский). Нет ощущения соответствующей разницы в возрасте. Это настолько бросается в глаза, что я специально сравнила реальный возраст актеров. Разница составляет 8 лет. Она и на экране выглядит такой же. Почему нельзя было подобрать более подходящего актера или лучше загримировать Михаила Шкловского - не понятно.
На сегодня все. Сериал однозначно буду смотреть дальше.
А что скажете вы? Смотрели, будете?
Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!