В онлайн-кинотеатре Иви состоялась премьера ретро-детектива "Страх над Невой" с Антоном Хабаровым и Андреем Фроловым в главных ролях. Сериал был снят по заказу телекомпании НТВ, и у него есть все шансы завоевать сердца зрителей.
На платформе Иви выложили сразу все серии, и я примкнула к тем, кто посмотрел сериал полностью, почти не отрываясь: это действительно интересный, достойный проект, несмотря на встречающиеся ляпы и более серьезные промахи.
Разберем и недостатки, и достоинства, но хочу предупредить: спойлеры будут, без них обсудить сериал не получится.
Еще один фильм про маньяка, основанный на реальных событиях
В основе сюжета сериала "Страх над Невой" лежит реальное уголовное дело: в конце шестидесятых в центре Ленинграда на молодых женщин нападал серийный убийца, которого прозвали "Душитель". Из-за давления властей на милицию в преступлениях дважды обвиняли невиновных. Маньяком же оказался дружинник. Он делал вид, что помогает искать преступника - самого себя, и таким образом был в курсе работы следователей и избегал ловушек.
"Маньяков, как известно, в Советском Союзе нет, это порождение Запада" (цитата из сериала "Страх над Невой")
Действие в сериале происходит в двух временных отрезках, с разрывом в два года: в 1965-ом в Карелии и в 1967-ом в Ленинграде. Майор КГБ Владимир Чубин (Антон Хабаров) расследует дело о языческой секте, появившейся в отдаленной карельской деревне, пытается внедриться в нее, но его раскрывают. Чубину удается спастись, но четыре месяца в плену у сектантов не проходят даром: майор страдает от ПТСР, боится темноты, мучается от бессонницы и галлюцинаций. Разрушена семейная жизнь, и только работа как-то держит его на плаву.
Спустя два года после карельских событий в центре Ленинграда, в районе Обводного канала, совершается череда страшных преступлений: изнасилованы и задушены молодые женщины, а на месте преступления оставлены языческие знаки, нарисованные углем.
Для того, чтобы не допустить паники в городе и поймать убийцу как можно быстрее, создается специальная межведомственная группа: к расследованию МВД привлекается майор КГБ Чубин.
Начальство МВД подозревает, что майора прислали не просто так, а для того, чтобы найти слабые места в конкурирующей силовой структуре и совершить ведомственный переворот. Чубин для местных милиционеров "вредитель или провокатор" (цитата из сериала).
Обстановка накаляется, что никак не способствует работе сотрудников над делом. Из-за недоверия к Чубину группа совершает промах за промахом.
Напарником Владимира Чубина назначают капитана милиции Егора Федорова (Андрей Фролов). Постепенно отношения между главными героями теплеют, и они начинают доверять друг другу.
Улики, собранные во время расследования ленинградского дела, все явственнее ведут к карельскому. Но последователи древнего языческого культа, поклонявшегося тьме, были арестованы. Кто из тех, кто остался неведом пленнику, продолжил жертвоприношения, и почему появился именно сейчас? Что таится во тьме? Без поддержки и взаимопомощи каждого из напарников распутать это дело невозможно, потому что касается оно обоих.
Чем понравился сериал "Страх над Невой"
У сериала "Страх над Невой" много достоинств: в первую очередь, это крепкий, продуманный сюжет, что по нашим временам уже большая редкость. Расследование не мечется между версиями, поражающими экзотичностью и неправдоподобием, как это было, например, в недавних исторических детективах "Бизон: Дело манекенщицы" или "Цербер", да и во многих других (ссылки на обзоры оставлю внизу).
Ход следствия в "Страхе над Невой" для зрителя понятен и логичен. Да, есть ляпы - ниже о них поговорим, но в целом картина выстраивается ровная, без пробелов и без вопросов в финале: "А что это вообще было?"
Во-вторых, порадовали декорации, костюмы, детали быта, интерьеры - словом, предметная среда, выстроенная съемочной группой. В меру аскетичная, с нуарной атмосферой - она хорошо сочетается с общим настроением и замыслом фильма.
Всегда можно придраться к мелочам, но в целом при просмотре не возникает ощущения фальши, театральности.
В-третьих, в сериале интересная, наполненная творческими идеями и необычными находками операторская работа.
Часто атмосферу времени на исторических проектах передают при помощи архивных вставок, кинохроники, старых фотографий и т.д.
Здесь же всего этого нет: зрителя не выдергивают из истории внезапными переходами от выдуманного киношного мира к существовавшему в реальности много лет назад.
Создатели фильма передают ощущение времени по-другому: через слегка размытые границы кадра, как будто мы смотрим на события далеких дней сквозь линзу, в которой преломляются, а скорее даже переплавляются солнечные лучи.
То же ощущение дает взгляд камеры сквозь туман или папиросный дым, чего в сериале много или, вернее, достаточно, потому что избыточность не раздражает. Ну, почти: какие-то кадры можно было бы снять и более четко.
Игра света и тени связана и с сюжетом сериала: главные герои противостоят тьме языческого культа. Свет и тьма здесь контрастные, живые. Тьма жесткая, звериная, всепоглощающая, а свет - даже если в кадре простая электрическая лампочка или фонарик - рубит тьму, будто мечом: он и есть этот меч. Красиво, да. И идея запоминающаяся.
В четвертых, в сериале хорошее музыкальное сопровождение: оно неназойливое, не держит слушателя в постоянном напряжении, не накручивает нервы в особенно острых моментах. Успеваешь разобрать отдельные музыкальные темы, сопровождающие линии главных героев или какие-то важные события, при этом мелодии встроены в общую картину очень деликатно, соразмерно. И хотя музыка часто используется в сценах как фон, от нее не устаешь, больше того - замечаешь и получаешь удовольствие.
В-пятых, в сериале отличный актерский состав. Сергей Яценюк, Александр Нестеров, Ян Ильвес, Евгений Зайфрид, Дмитрий Сутырин, Михаил Дорожкин, Евгения Лыкова, Евгения Шахнович - от главных до эпизодических ролей все сыграно замечательно.
Главные звезды "Страха над Невой"- это, конечно, исполнители главных ролей Антон Хабаров и Андрей Фролов.
Вот как описывает своего героя Антон Хабаров:
«Мой герой — человек с незаурядным, аналитическим складом ума. Он много времени проводит в архивах, изучая дела. К тому же Чубин — психолог, он пытается понять логику серийных преступников. В советском сыске следователей, у которых бы была своя система поиска серийных убийц, практически не было, поймать этих душегубов было очень сложно. У них есть одна колоссальная способность — они очень здорово умеют мимикрировать под обычных людей, это качество присуще всем серийным маньякам. Я очень скрупулезно готовлюсь к любой роли, анализирую все детали, поэтому мой экранный герой мне очень близок. Мы с ним оба вдумчивые люди, пытаемся дойти до сути».
Антон Хабаров, безусловно, любимчик российских зрителей. Если ошибаюсь, напишите в комментариях, но мне кажется, вряд ли найдется хотя бы один, кто возразит.
Но меня по-хорошему удивила и игра Андрея Фролова: на экране из майора КГБ Владимира Чубина и капитана милиции Егора Федорова сложился органичный дуэт то ли заклятых врагов, то ли друзей по несчастью, за которым интересно наблюдать.
А уж после любовных сцен с Фроловым любой из зрителей точно убедится, что в Советском Союзе были не только маньяки, но и... кекс, и кофе и много чего еще - ну, вы поняли.
Что не понравилось в сериале "Страх над Невой"
Не понравились большие и мелкие ляпы, которых можно было легко избежать, будь создатели сериала чуть-чуть повнимательнее. Их много, все перечислять не буду, назову несколько, чтобы было понятно, о чем речь.
Есть ощущение, что реплики актеров писались одним человеком, а действия другим, потому что часто действия и слова друг с другом не совпадают. Например, в первой серии сразу после обнаружения тела жертвы милиционеры начинают прочесывать местность и искать подозрительных мужчин. На мосту они останавливают фотографа, припозднившегося из-за работы в фотоателье. Отпускают его, и чуть ли не сразу, стоя на том же месте, слышат крик жертвы - фотограф напал с ножом на какую-то несчастную.
На допросе подозреваемый рассказывает, что после разговора с милицейским нарядом он добрался до дома, взял нож, вышел снова на улицу, отыскал жертву и напал на нее. На все эти действия потребовалось бы намного больше времени, чем отведено на экране. Нужно было либо перебить эту сцену другой, чтобы дать время персонажу совершить все описанное, либо сочинить ему другую реплику.
Или свидетельница рассказывает о странном знаке, который она заметила на месте преступления: внутри этого знака лежала убитая девушка. Но как бы она его разглядела? Ведь если жертва лежала внутри, значит, видны были только внешние границы рисунка, а середина символа скрыта ее телом.
Следующее убийство происходит во дворе больницы, и символ обнаруживают на трубе, на высоте второго, а то и третьего этажа. Смотрится, конечно, эффектно, но как бы убийца его нарисовал?
Далее, у следователей с самого начала есть две приметы маньяка: он высокий и темноволосый. Однако под обвинением оказываются и невысокие, и светловолосые, и даже лысые. Почему бы не подобрать актеров, подходящих под названные приметы?
Возвращаемся к репликам. Вот Чубин успокаивает сына, которому нравилась убитая маньяком соседка. Мальчик рассказывает отцу о первой, обернувшейся такой трагедией, влюбленности, и что же он слышит в ответ? "Не плачь, все будет хорошо." Что именно будет хорошо? Убитая воскреснет? Неужели нельзя было подобрать другие слова?
Из области фантастики, конечно, выглядит и лекция историка, который рассказывает студентам о шаманизме и о том, что обряды шаманов нужно изучать в научных целях. Да-да, и это в стране развитого социализма, в государственном университете, когда все подобное было под запретом на официальном уровне!
Забавный прокол с вилками: во время засады в ресторане у двух оперативников на столе стоит одна тарелка с пельменями, а в них воткнуты две вилки. Видимо, так преступник должен был понять, что перед ним не посетители пафосного ресторана, а не знакомые с этикетом милиционеры. Ну, или в ресторане закончились тарелки. Отсюда вопрос: а зачем было расходовать вилки - ели бы сразу руками из одной тарелки, еще бы понятнее было.
Но это все так, мелочи. Очень досадная ошибка произошла в сцене, когда убивают Роберта. И тут я без спойлеров точно не обойдусь, если не хотите знать, кто преступник, лучше перейдите к тексту после следующей фотографии.
Итак, мы знаем, что приманкой для убийства милиционера послужила девушка с плохим зрением, которую приметил дружинник Филиппов. Он отключает электричество в доме и выманивает ее на лестничную клетку, а оттуда выволакивает на улицу к телефонной будке. Вся эта затея уже кажется тяжеловесной и неправдоподобной, но ладно. Главный вопрос следующий: кто убил Роберта? Болгин этого сделать не мог, потому что постоянно находился с девушкой-милиционером. А его помощник Филиппов, как мы узнаем потом в ходе следствия, сам никого не убивал. И?
Ну, и совершенно возмутительный эпизод, когда положительнейший Чубин приходит на заседание суда, где выносят смертный приговор невиновному Данильченко. Чубин знает, что Данильченко не маньяк, но ничего не делает для того, чтобы заседание хотя бы отложили, не говоря уже об исполнении приговора. А зачем тогда приходил? Получается, и майор виноват в расстреле невиновного, а не только карьерист Сгибнев, выбивший признательные показания из психически неуравновешенного Данильченко.
Запоздалое раскаяние Сгибнева - из той же области. Непонятно зачем, да и выглядит фальшиво.
Еще мне показались несколько однотипными женские образы в сериале. Главные героини, как на подбор, горячие штучки, действующие обычно под влиянием гормонов, а не мозгов.
Да и финал у хорошей детективной истории получился слабоват - не дотягивает по напряжению до основного содержания, не хватает нерва.
Но еще раз повторю: несмотря на недостатки, сериал мне понравился. А что скажете вы? Смотрели, будете?
Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!
Обещанные ссылки: