В 2021 году в прокат вышел фильм «Главная роль», но посмотреть мне его удалось совсем недавно. Я получила удовольствие от просмотра.
В этом испано-аргентинском фильме соединены сатира, ирония и трагикомедия. Действующие лица - нарциссический треугольник - модный, эксцентричный режиссер-женщина, создающая «непонятное» кино, где "очень много важного" (Пенелопа Крус), два актера: один - любимец публики, популярный, но поверхностный и всеядный (Антонио Бандерас), другой - театральный интеллектуал, презирающий плебс и предпочитающий элитарность (Оскар Мартинес). Они проводят предварительные репетиции будущего гениального фильма о жизни и отношениях двух братьев.
Кино о кино. Собственно весь сюжет - в репетициях фильма, наполненных этюдами, репризами, буффонадой, пронизанных противостоянием и соперничеством.
В ходе репетиций режиссер для достижения определенных эмоциональных состояний актеров прибегает к различным «упражнениям». Я бы назвала их экспозициями с элементами экспериенциальных техник. В фильме их достаточное количество, но центральное место занимает одна, которая, как мне кажется, отражает главную интригу, создавая новую реальность и конфликт позиций.
Итак, экспозиция. Накануне актеров просят принести на репетицию свои главные кинематографические награды. В зрительном зале актеров приматывают скотчем друг к другу, так, что они не могут ни говорить, ни шевелиться. Режиссер предлагает им представить, что каждый из них теряет индивидуальность, вплоть до полного слияния с другим. «Вы - одно целое!»
Открывается занавес - на сцене установлен аппарат - уничтожитель. Для подкрепления нужных переживаний начинается процесс уничтожения всех наград актеров: под нож идут статуэтки, награды, призы, памятные подарки и пр. Нужно уничтожить все различия, стереть индивидуальность, обесценить прошлое, признать единство и начать с нуля. Для подкрепления идеи обновления режиссер бросает под пресс и свои международные награды. В конце озвучена цель: укрощение Эго и трансформация.
Трансформация чего? Позже становится понятно, ведь по сюжету фильма, в котором должны сыграть актеры, один брат убивает другого и занимает его место, перевоплощаясь в него.
Добилась ли она своего?
Мы наблюдаем аффективные реакции, ответные мстительные манипуляции со стороны актеров, но процесс трансформации пока не заметен. Утрата собственного грандиозного Я невыносима для нарцисса, также как и переживание симбиотического слияния с кем-то. Преодолением этому может выступить идея не единения, но дублирования, где дубль - проекция нарциссической личностью дубликата Я.
Именно это мы и видим через какое-то время, когда герой, которого играет Мартинес, предлагает сыграть одновременно двух братьев. Но пока не время, идея повисает в воздухе.
Репетиции закончены, впереди съемки и банкет в честь группы, на котором противоречия между актерами достигают кульминации и заканчиваются несчастным случаем. Финал фильма практически повторяет сюжет из жизни кинематографических братьев.
Бандерас занимает место в обеих сюжетных линиях. Дубль создан и воплощен в фильме. Трансформация случилась, и она стоит уничтоженных наград. Терапевтический эффект, создающий новую реальность, достигнут, хотя режиссер жестким "нет", отрицает это на конференции, посвященной выходу фильма.
У фильма открытый финал. В последних кадрах мы видим, что актер Мартинес приходит в себя и произносит имя своего визави - Бандераса. Интрига сохраняется...
Автор: Пащенко Жанна Каримовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru