Найти тему
ПоУшиВКино

“Мистическая пицца” (1988, Mystic Pizza): голливудский вариант ‘Москва слезам не верит’

Оглавление

Романтическая драма о взрослении с элементами комедии “Мистическая пицца” режиссёра Дональда Петри (Donald Petrie) – это лёгкое и незамысловатое кино, в котором одну из своих первых ролей исполнила Джулия Робертс, и эта роль подарила ей первый актёрский успех. Причём в адрес её героини летели оскорбительные ремарки от матери и сестры (“Брала бы уж деньги за свои услуги, чтобы было честнее”), что как будто предвосхитило её настоящую прорывную роль в драме “Красотка”, которая вышла в прокат в 1990 году.

Что примечательно, в этом фильме состоялся дебют 18-летнего Мэтта Деймона – он исполнил крохотную роль Стимера, младшего брата Чарльза Уиндзора.

В год выхода фильм получил тёплые отзывы критиков, они отметили достоверность жизни в маленьких населённых пунктах и как точно подмечены моменты в женской дружбе и взрослении девушек. Но в целом особой популярностью фильм не пользовался. Когда же состоялась премьера “Красотки”, фильм обрёл второе дыхание. Слава Робертс заставила новообретённых фанатов изучать её предыдущие работы, и фильм “Мистическая пицца”, и сама деревня Мистик, где проходили съёмки, со временем получили статус культовых.

Вариант постера к фильму "Мистическая пицца" (1988)
Вариант постера к фильму "Мистическая пицца" (1988)

Сюжет

Действие разворачивается в деревне Мистик (штат Коннектикут) вокруг сестёр португало-американского происхождения Дейзи и Кэт Араужу и их подруги Джозефины Барбозы. Им не более двадцати лет, они работают в пиццерии Mystic Pizza, местной достопримечательности – соус в пицце A Slice of Heaven с секретным ингредиентом нравится всем.

Дерзкая Дейзи (в исполнении Джулии Робертс) мечтает вырваться из деревни, а для этого ей нужен богатый муж. И его поисками она усердно занимается, снискав нелицеприятную славу в округе. Однажды вечером она знакомится с городским франтом Чарльзом Уиндзором.

Её сестра-скромница Кэт (в исполнении Аннабет Гиш) стремится поступить в Йель, чтобы учиться на астронома. Для того, чтобы накопить на учёбу, она успевает подрабатывать на четырёх работах. На одной из них – няней для четырёхлетней Фиби – она знакомится с Тимом, отцом Фиби, и сама не замечает, как влюбляется в него.

Джозефина “Джо-Джо” (в исполнении Лили Тейлор) никак не решит, хочет ли она выйти замуж за своего парня Уильяма (в исполнении Винсента Д’Онофрио). Первая попытка сделать это провалилась – Джо упала в обморок прямо у алтаря, чрезмерно переволновавшись.

Им предстоит столкнуться с испытаниями и решить наконец, чего они хотят на самом деле.

Объяснение названия фильма

Никакой мистики в этой истории нет. Мистик – это деревня-курорт в устье одноимённой реки на юго-востоке Коннектикута. Деревня была основана в 1654 году, её название происходит от индейского диалекта, от слова missi-tuk, что значит “великая приливная река”.

С момента основания и по 19 век деревня была центром судостроения и китобойного промысла. На английский манер – mystic – слово переделали переселенцы.

В Мистике действительно была пиццерия с таким названиям. Но её невозможно было закрыть ради съёмок фильма, поэтому для этого построили декорацию. После выхода фильма люди нашли настоящую Mystic Pizza, и обычная пиццерия обрела популярность
В Мистике действительно была пиццерия с таким названиям. Но её невозможно было закрыть ради съёмок фильма, поэтому для этого построили декорацию. После выхода фильма люди нашли настоящую Mystic Pizza, и обычная пиццерия обрела популярность

Темы, которые поднимает фильм

“Мистическая пицца” затрагивает темы самоидентификации, социальных взаимоотношений и отношений между мужчиной и женщиной, а также женской дружбы. Все три центральных женских образа находятся на пороге больших перемен, от чего у них и возникает повышенная тревожность по поводу того, что принесёт им будущее.

Это – голливудская “Москва слезам не верит” со своими Тоней, Катей и Людмилой. С нюансами, конечно, но общий посыл прослеживается – молодые девчонки вступают во взрослую жизнь, их мечты сталкиваются с реальностью и всё завязано на мужчинах.

Интересный момент касается сценаристки этого фильма Эми Холден Джонс (Amy Holden Jones). Её история похожа на сюжетные линии Джо-Джо, Дейзи и Кэт, так как тоже имеет непосредственную связь с мужчинами и их влиянием на судьбу.
В титрах указаны четыре сценариста (трое из которых мужчины), но первоначальный вариант написала она. Её карьера в кинематографе началась благодаря Мартину Скорсезе. Учась в университете, она решила принять участие в фестивале студенческих документальных фильмов, где Скорсезе был одним из членов жюри. Он обратил на неё внимание тогда и запомнил, раз много лет спустя откликнулся на её просьбу дать ей работу, когда она пыталась закрепиться в кинематографе. Он нанял её ассистенткой на проект “Таксист”. Она помогала с монтажом. Потом Скорсезе порекомендовал её на другие проекты. Но сама Джонс, подавая большую надежду как сильный монтажёр, сама хотела быть режиссёром. Проблема заключалась в том, что в то время в Голливуде женщины-режиссёры не приветствовались. Так, Джонс переключилась на сценарии.
Спустя ещё несколько лет, когда уже вышел фильм “Мистическая пицца”, Джонс стала получать предложения как сценаристка и её следующим сценарием стала драма “Непристойное предложение”. Это была эпоха, когда сценарист имел возможность неплохо зарабатывать и на этой должности ценились женщины в том числе.
Джо-Джо в момент, когда рассталась с Уильямом и не понимает, правильно это или нет
Джо-Джо в момент, когда рассталась с Уильямом и не понимает, правильно это или нет

У Джо-Джо есть свой “Коля” в лице немногословного и покладистого Уильяма. Пока среди своих подруг она единственная, кто нашёл свою половину. Но она боится расстаться со свободой, её угнетает образ замужней женщины, которая будет заниматься только бытом. Она утверждает, что любит Уильяма, а он в какой-то момент начинает в этом сомневаться, считая, что ей нравится только секс с ним, а как человек он ей, возможно, и не интересен. Образ Джо-Джо символизирует (на момент 80х) переходный момент для американских женщин в понимании себя и своего будущего. То, что она заявила о нежелании вступать в брак, так как он может “стереть” её личность, стало предзнаменованием повышения возраста вступления в брак, у девушек появилось больше времени на раздумья.

Дейзи заявляет, что не будет всю жизнь подавать пиццу, но и учиться она тоже не хочет. У Дейзи цель заключается в том, чтобы найти богатого любовника. И ей это удаётся – в пабе она знакомится с Чарльзом Уиндзором благородного происхождения. Общение с ним втягивает её в его мир, который открывает его неуверенность в себе. А его неуверенность оскорбляет Дейзи, так как за её счёт он решает поквитаться со своим отцом; и она бросает Чарльзу в лицо, что он недостаточно хорош для неё, раз так поступает. Имя Дейзи (Daisy) переводится как “маргаритка”, симпатичный цветок. Получается иронично, что героиня Робертс, нося такое имя, никак не ассоциирующееся с падшей женщиной, постоянно подвергается нападкам из-за её поведения, её очень свободного отношения к смене партнёров. Противовесом идёт Джо-Джо, которая тоже любит секс, но её никто не осуждает за это, потому что она занимается им только со одним мужчиной. Но этот мужчина решил уколоть её этим, окрестив нимфоманкой. В этом плане “Мистическая пицца” очень интересна, потому что в ненавязчивой форме поднимает тему отношения к женщинам и их праву вступать в отношения, а также имеют ли право люди осуждать их за это.

Кэт пришла в дом к Тиму и знакомится с его дочерью Фиби
Кэт пришла в дом к Тиму и знакомится с его дочерью Фиби

Кэт переживает первую любовь, понимая одновременно, как жестоки и коварны могут быть мужчины. Она самая скромная из троих девушек и не такая бойкая, как они. Если и Дейзи, и Джо-Джо нашлись бы с ответом, когда 30-летний женатый мужчина Тим Трэверс попытался сократить дистанцию, то наивная Кэт поддалась первым сильным чувствам. Но Кэт нужен был такой жёсткий опыт с изменщиком, чтобы нарастить дополнительный слой кожи – ведь она планирует покинуть свою деревню, чтобы учиться в Йеле, а там ей понадобится много сил и коварства для достижения успеха. Тим преподал ей урок, пусть и болезненный, что часто люди не задумываются, будет ли тебе потом больно, пока он сейчас получает удовольствие.

Несмотря на то, что фильм не доводит драму до предела, а сводит ситуацию к шуточному вопросу о том, какой именно ингредиент хозяйка пиццерии добавляет в соус, делая пиццу такой фантастически вкусной, фильм не такой уж глупый. Без усложнений он поднимает актуальные вопросы и интересно рассуждает над ответами.

Еда
6,93 млн интересуются