Дебютный цикл «Беловодье» является визитной карточкой Аниты Феверс, который не только позволил писательнице заявить о себе, но и подарил любителям этнического фэнтези удивительный мир, где обитают боги и чудовища славянско-балтийского пантеона.
Общие сведения по циклу «Беловодье» Аниты Феверс
Начать знакомство с циклом следует с истории названия его первого романа, иначе можно стразу заблудиться в двух соснах и даже расстроиться из-за мнимого обмана. Итак, история, открывающая мир Беловодья, впервые была выпущена в 2020 году издательством Т8 Rugram под названием «Ведьмина дорога». А в 2022 году появилось переиздание романа от издательства «Компас Гид» в серии «KompasFantasy» под новым названием — «Рагана» (без дополнительных глав, но с обновлённой обложкой, редактурой и вёрсткой). Таким образом, «Ведьмина дорога» и «Рагана» — это одно и то же произведение.
В период написания «Раганы» Анита Феверс не планировала выходить за рамки одиночного романа, но придуманный фэнтези-мир настолько захватил писательницу, что вскоре появилась вторая книга по миру Беловодья — «Огневица». После неё автор переключилась на новый проект — дилогию «Сердце Воралены». Однако в 2023 году Анита Феверс неожиданно для себя вернулась к «Беловодью», включив в него рассказ «Рождение Охотника», написанный для межавторского цикла «После Снежки». Интересно то, что по его замыслу, каждый автор-участник должен был придумать рассказ о приключениях одного из гномов сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Якоба и Вильгельма Гримм. Аните Феверс достался Простачок (младшенький), «история которого, — по признанию писательницы, — как-то сама собой перекочевала в заснеженную тайгу», напоминающую хвойные леса «Беловодья». Потому в итоге его местом действия стала страна Каралия (на карте Беловодья расположена в правом верхнем углу). Кроме того, этот рассказ подарил Аните Феверс идею для третьего романа из мира лаум и дейвасов, став к нему своеобразным приквелом. Сейчас он находится в процессе написания.
Описание мира в цикле «Беловодье» Аниты Феверс
Основным местом действия книг цикла является Беловодье — лесное княжество со столицей Червен. Управляет им князь, живущий в княжьем тереме. Его убранство, как и обстановка простых деревенских домов, одежда героев, еда и разные мелочи из обихода недвусмысленно указывают на восточнославянский колорит. При этом в обращении друг к другу люди используют польские слова «пан» и «панна», которые гармонично соседствуют с украинскими названиями месяцев, а боги и нечисть имеют по большей части балтийские корни и имена.
Божественный пантеон Беловодья состоит из светлой и тёмной половин (Яви и Нави). Светом заведуют бог-громовержец Перку́нас и богиня солнца Сау́ле, тьмой — владыка подземного мира Ве́льнас и богиня смерти Гильти́не. Образы Перкунаса, Сауле и Гильтине очень близки к своим оригинальным мифологическим прототипам, а вот балтийский Вельнас (Велняс) в эпоху христианства был низвергнут до уровня чёрта. Однако в Беловодье он получил «повышение» и вновь стал богом.
Ещё один представитель высшего балтийского пантеона дал своё имя касте огненных колдунов-дейвасов. Вдохновил писательницу на их образ бог Ди́евас — повелитель неба, света и творец жизни. Ну а де́йвасы в Беловодье стали защитниками всего живого: их дар огня помогает оберегать княжество от всяческой нечисти.
В силу определённых событий, о которых рассказывает первая книга цикла, к числу хтони сотню лет назад люди отнесли рага́н. В балтийской мифологии рагана — это родственница славянской ведьмы. Одна из основных особенностей раган — их способность к оборотничеству (они могут принимать облик любого зверя, птицы, рыбы и даже насекомого), а ещё они якобы не тонут в воде и не горят в огне. Считается, что раганы служат чёрту и, следуя его приказам, вредят людям и скоту. В мире Беловодья раганы — это ведьмы-целительницы, которым под силу изгонять тварей нави (нечисть) из людей. Они не способны к оборотничеству, тонут в воде (за исключением короткого обряда очищения) и горят в огне (именно так их казнят дейвасы), а ещё имеют отличительный знак — белые волосы. Если раганы — обычные ведьмы с единственным сверхъестественным даром, то кто же такие лаумы?
В балтийской мифологии лау́мы — это свита богини Лау́ме. В эпоху расцвета язычества Лауме считалась богиней земли и родов. Её сила была связана с водой, камнями и прядением. Со временем статус Лауме понизился, и так стали называть злого духа, летающего по небу и насылающего кошмары. Вода, сны и медицина — три дара богини, которыми Анита Феверс наделила лаум — водяных ведьм (водяниц). Но эти же три дара стали в роковой момент и их проклятием. Полноценные лаумы перестали рождаться. Отныне лишь дар целительства пробуждался в юных ведьмах, которых и начали именовать раганами или «лаумовым отродьем».
Наконец, в фэнтезийное Беловодье перекочевали из балтийской мифологии и несколько более скромных волшебных существ. Например, бардзу́ки и слогу́тисы. Бардзуки в прусской мифологии — родственники гномов, маленькие человечки, живущие под землёй и хранящие там свои богатства. А слогутисы — это души умерших до срока людей, одержимые ненавистью ко всему живому. Слогутисы выглядят как чёрные клубки, преследующие человека. Если слогутис догонит жертву, то навалится на неё и задушит.
Для полного понимания авторской мифологии Беловодья следует напоследок разъяснить один важный вопрос, который нередко ставит читателей в тупик при знакомстве с циклом: почему боги настолько слабы, что им то и дело приходится прибегать к помощи людей? В своём Telegram-канале Анита Феверс дала на него следующий ответ:
«Это ключевой момент придуманного мною пантеона. Боги в моих книгах такие слабые потому, что я дала силу людям. Силу влиять на события и силу нести за это ответственность. Боги в Беловодье — это, скорее, старшие братья и сёстры. Да, они сильнее и опытнее любого из живущих. Однако они не всесильны. Они тоже существуют по определенным правилам и могут погибнуть (к примеру, если их забудут или они забудут, для чего живут). Они могут подтолкнуть человека к чему-то, могут соблазнять, намекать и чаровать, пугать — но конечное решение человек всегда принимает сам. Потому ответственность за поступки ложится в первую очередь на людей, а уж после — на богов. Да, это груз. Но в этой ответственности — свобода. И именно свободу я и постаралась дать жителям придуманного мира».
Краткое содержание книг и порядок чтения цикла «Беловодье» Аниты Феверс
Романы в цикле «Беловодье» являются отдельными законченными произведениями, однако я бы советовала читать их в указанном ниже порядке. Во-первых, все истории связаны между собой хронологически: сюжет «Огневицы» стартует спустя десять лет после «Раганы», а время действия «Рождения Охотника» — между «Раганой» и «Огневицей». Во-вторых, некоторые герои переходят из одной книги в другую, взрослеют, приобретают опыт благодаря пройденному ранее пути и, соответственно, меняются. Наконец, в-третьих (исходя из собственного опыта), с любым фэнтези-миром лучше всего знакомиться в том порядке, в каком предлагает это сделать автор, чтобы постепенно раскрыть для себя все его локации, не проспойлерив какие-то более поздние по времени эпизоды.
Книга (роман) №1 «Рагана»
Другое название: «Ведьмина дорога».
Ясмена Лунница родилась с проклятым даром, который вынуждена скрывать. Таких, как она, в Беловодье называют раганами, лаумовым отродьем, но чаще просто ведьмами. Лишь они могут лечить раны, нанесённые существами из мира Нави. И всё же люди ненавидят и боятся раган, а огненные колдуны дейвасы — охотятся на них. Всему виной события давно минувших лет, правда о которых скрыта в Серой Чаще. И вот, в очередной раз, отправившись в бега, Ясмена оказывается в глухой деревушке Приречье, где находит новый дом, друзей и любовь. Однако испытания не за горами: не все жители деревни рады пришлой беловолосой знахарке, видения о Серой Чаще являются в кошмарах, а дейвасы уже идут по следу юной раганы и совсем скоро настигнут её. Ясмене предстоит сделать выбор: вновь пуститься в бега или встретиться со своими страхами лицом к лицу? Ведь только ей под силу разгадать тайны прошлого.
Книга (рассказ) №2 «Рождение Охотника»
Простачок шагнул в портал, чтобы доказать всем: он тоже способен на великие дела! Вот только мир, куда привело его волшебство, уже навидался таких храбрецов. Теперь их кости зарастают мхом в глубине седой тайги. В попытке выбраться из хвойного плена, Простачок натыкается на удивительных крылатых дев. Однако, не успел он с ними даже толком познакомиться, как чудесные создания сорвались и улетели, увидев страшного мужика в медвежьей шубе с огнестрелом наперевес. Простачок тоже «впечатлился» незнакомцем и упал в обморок. А когда снова открыл глаза, оказалось, что тайга уже пустила в него свои корни.
Книга (роман) №3 «Огневица»
Всем в Беловодье известно, что огненный дар есть только у мужчин, именуемых дейвасами. Так было, пока однажды огонь не изменил жизнь Итриды. Лишенная семьи и дома, вынужденная скитаться, она ищет возможность избавиться от непрошеного дара. Но прошлое настигает Итриду, и теперь опасность грозит тем, кто ей дорог. Удастся ли ей усмирить внутреннее пламя, или огонь вырвется и спалит все дотла? Тем временем дейвас Марий Болотник ищет виновных, сгубивших родителей и невесту светлого князя. Дорога приводит Мария в Каменку, где он встречает девушку с даром огненосца – главную героиню Итриду. Как она связана с убийцами княжеского рода – и связана ли?
- Отзыв о романе «Огневица» Аниты Феверс