Возродившаяся в последнее десятилетие популярность этнического фэнтези радует меня невероятно, потому как к нему я питаю особую любовь. В то же время всё труднее получается находить истории, которые бы полностью захватывали в свои волшебные миры, даря крутые приключения и эмоции. Одной из таких находок стала «Рагана» Аниты Феверс, где смешаны фольклорные и мифические образы западных и восточных славян.
Сюжет романа «Рагана» Аниты Феверс
Когда-то давно бог Перкунас и богиня Сауле, обустраивая миры, создали дейвасов (огненных колдунов) и лаум (водяных колдуний), чтобы они вместе оберегали смертных от порождений Нави. Лаумы лечили людей от болезней, насланных тёмными тварями, а дейвасы — защищали огнём мир Яви и лаум. Водяницы всегда приходили на помощь, откуда бы ни прилетел Зов. Они отдавали свои силы до последней капли, порой жертвуя собственными жизнями. И однажды обожглись об этот «камень». Сотню вёсен назад одна из лаум, возжелавшая свободы, предала водяниц, позволив дейвасу наложить проклятие, отсекающее дар, на всех сестёр, используя её связь с остальными, словно пуповину. Чёрное колдовство пощадило лишь тех, кто носил под сердцем дитя. От выживших лаум на свет появились раганы, унаследовавшие крупицу дара своих прародительниц — способность врачевать раны от навьих тварей. Однако страх людей перед вмиг обезумевшими лаумами оказался слишком велик и год от года только рос вместе со всеобщей ненавистью теперь уже к раганам, которые по-прежнему вынуждены были откликаться на Зов и идти туда, где их ждала смерть в оплату за чьё-то спасение.
«И будто было мало бед, так ещё и дейвасы объявили раган выродками, принялись вылавливать и уничтожать тех, в ком обнаруживался хоть намёк на лаумову кровь. Хватали прямо на улицах, увозили в свою Школу, и живыми тех раган более никто не видел. Неудивительно, что к моему рождению по земле Беловодья ходили всего три раганы. Одной из них была моя мать».
Так началась безрадостная история Ясмены Лунницы, появившейся на свет с проклятым даром, которому вынуждена была одновременно и подчиняться, и его скрывать. Потому девушка никогда нигде надолго не задерживалась, особенно после гибели матери. Правда, в Полесье — последнем своём временном пристанище, Ясмена сумела продержаться целый год, работая травницей в лавке местного знахаря Игнотия. Беда постучалась в дверь холодной осенней ночью рукой бедолаги, чья жена не могла разрешиться от бремени. Оказалось, что в тело Миланы подселился блазень, пьющий её жизненную силу. И, повинуясь своему дару, Ясмена избавила женщину от упырёныша. А затем, едва взглянув в горящие ненавистью глаза несостоявшегося отца, бросилась в лавку за своим нехитрым скарбом, чтобы с первыми лучами солнца покинуть Полесье. К счастью, Игнотий оказался мудрее и прозорливее односельчан. Снабдив девушку набором лекарских инструментов, он посоветовал рагане отправиться в далёкую от крупных городов волость Приречье, где проживал его старый друг — кузнец Буревесник.
Спустя седмицу по размытому от холодных дождей тракту Ясмена сумела-таки добраться до нужного места, и сразу же угодила в дом головы Артемия, у которого умирала дочь Марьяна от неведомой хвори. Непростой. Очередная навка мучила девушку. Потому, смирившись со своей судьбой и угрозой быть «в случае чего» утопленной в здешней речке Чернице, Ясмена приступила к лечению. К счастью, рагане удалось спасти Марьяну, и впервые она услышала за свою работу слова благодарности. А потом Артемий удивил Ясмену ещё больше: позволил остаться в пустующем доме недавно почившей травницы. И потекла жизнь раганы неспешно в делах да заботах рядом с теми, к кому сразу же против воли прикипело её истерзанное сердечко: веселушкой Марьяной и колючим красавчиком Совием. Только одно продолжало беспокоить Ясмену — ночные кошмары о Серой Чаще, что тянула корявые лапы-ветви с другого берега Черницы. Случайность это или судьба, которая намеренно привела её к древнему острогу проклятых лаум? А весной случилось страшное: в Приречье явились дейвасы, узнавшие о появлении в здешних краях неизвестной талантливой травницы. И что делать теперь? Снова пуститься в бега или встретиться, наконец, со всеми своими страхами лицом к лицу и разгадать тайны прошлого?
Особенности и темы романа «Рагана» Аниты Феверс
Один из моих устойчивых стереотипов в отношении историй, написанных на стыке этнического и мифологического фэнтези, заставляет ожидать от подобных произведений значительного объёма. А как иначе? Автору следует и сеттинг подробно раскрыть, и религиозные верования показать, ну и, конечно, герои должны пройти необходимый по сюжету путь! Аните Феверс удалось ловко щёлкнуть меня по носу, потому что её «Рагана» по объёму весьма скромна. Благо я начала слушать её в аудиоформате, потому не смогла поддаться присущему мне скептицизму и сразу же отодвинуть от себя книгу не читая.
Если коснуться коротко литературоведческих аспектов произведения, то в его основе лежит классическая трёхактная структура, типичная для любой сказки, а сюжет представляет собой не менее классическую дорожную историю с квестами для главной героини. Практически до середины романа Ясмене приходится постоянно кому-то помогать в качестве целительницы: то она принимает необычные роды у девицы, что заключила сделку с блазенем, то избавляет от страшного недуга коня, ставшего из-за него годным лишь в качестве приманки для навий, то спасает подругу, приглянувшуюся лешему, то излечивает печника от смертельного укуса нетопыря. Благодаря этим небольшим квестам, читатель получает возможность поближе познакомиться с Ясменой Лунницей, взглянуть на окружающий её мир, выведать местные верования, обычаи и традиции, а также узнать о сути конфликта, ставшего причиной злоключений последней раганы Беловодья. С середины сюжет встаёт на ровные рельсы без дополнительных «квестовых» ответвлений и полностью сосредотачивается на главной героине и её сложном моральном выборе, который либо всё изменит, либо положит конец и раганам, и дейвасам.
Идея у книги опять же типична для большинства фэнтези-сказок: быть собой (в данном случае наследницей лаум) — это дар или проклятие? Что лучше: отказаться от силы, упростив жизнь себе, или оставить, чтобы помогать другим? Кого выбрать: свой род, который, казалось, уже не существует, или запретную любовь к врагу? Чем дальше продвигается история, а Ясмена Лунница всё больше раскрывается с разных сторон, предугадать её выбор становится уже несложно. И тут встаёт главный читательский вопрос: а чем же тогда хороша и необычна «Рагана»?
Начну, пожалуй, с сеттинга истории. Беловодье — это лесисто-туманный мир, в котором небо большей частью затянуто серой пеленой облаков, меж деревьев блуждает ленивый ветер, пропитанный терпким запахом хвои и горечью полыни, а солнце, даже если и показывает свой белый лик на небосклоне, то всего лишь ласково рассыпает серебряные брызги света. Деревеньки и города ютятся вдоль трактов или на окраинах густых изумрудных чащ и опушек. Но при этом люди вынуждены сосуществовать с разномастной нечистью, которая то и дело вырывается из мрачных чертогов Нави.
«Ночное Приречье напоминало заброшенное кладбище. Ни в одном доме не светились окна. Будто всех селян сморил сон — или они все разом выпили настойку сон-травы. Дома высились угрюмыми горбатыми пятнами тьмы, щетинились острыми краями крыш и жуткими фигурами флюгеров. Небо укуталось в чёрный мех облаков, напоминающий одеяние дейвасов. Лес за оградой встревоженно шумел, будто пытался предупредить о чём-то. Тяжёлый сладкий запах кружил голову и смыкал губы. Эта ночь родилась из бесконечной тьмы не для людей. И они очень правильно сделали, что попрятались по домам, погасив живой свет. Сейчас он стал бы лишь маяком для настоящей нечисти».
Однако не только прохладным лесным очарованием и мрачной загадочностью Беловодья Анита Феверс ловко заманивает в свой фэнтези-мир. Автор филигранно играет с архетипами огня и воды, жизни и смерти, света и тьмы, бога-отца и богини-матери. Всё оказывается связано и с точки зрения выдуманной мифологии, и с точки зрения происходящих с персонажами событий. В каждом их жесте, слове или действе.
«Музыка вдруг изменилась, стала более плавной, тягучей. Мне послышались в ней шорох листвы и журчание весеннего ручья. Привиделся лес, протягивающий к небу руки-ветки. Белая юбка кружилась вокруг ног, словно вьюга. Белые волосы от света лучин наполнились золотым сиянием. Каблуки выбивали ритм, тело изгибалось, повинуясь ведущей его мелодии, и казалось, что в нём нет ни единой кости. Руки взлетали крыльями и падали когтями. Поворот, наклон, поворот, шаг… В какой‑то миг дробь каблуков стала сдвоенной, и напротив меня закачалась тёмная тень в синем. Я улыбнулась Марьяне, она кивнула в ответ, и мы заплясали вместе. Она вода, я ветер. Она день, я ночь. Она человек, я… Лаумово отродье!»
Ясмена Лунница — многогранный женский образ. Она ранима и уязвима, остра на язык, недоверчива, а местами — откровенно груба, но всё это лишь защитный доспех, которым героиня отгораживается от мира, чтобы не страдать. Другие же персонажи, по большей части, выступают инструментами расстановки акцентов, высвечивая или, напротив, оттеняя определённые черты Ясмены. Тем не менее, у каждого свой характер, своя мотивация и своя цель. В этой истории никто не выглядит статистом, даже если появляется в одном-единственном эпизоде!
Наконец, нельзя не отметить любовную линию в «Рагане», которая пробивается, словно тонкий росточек холодной весной: медленно и трепетно. Зато ближе к финалу расцветает до любовного треугольника! Правда, горячих сцен всё равно ждать не стоит. Вся романтика раскрывается перед читателем исключительно на уровне чувств героини. Будь то моменты повседневной жизни: «Целыми днями бы бегала к дому кузнеца и распевала баллады, посвящённые золоту волос, ореховой теплоте глаз и точёным скулам этого парня». Или минуты опасности: «Женщине не нужна магия, чтобы быть красивой. Достаточно просто знать, что она желанна и полна жизни. Анжей всего лишь хотел меня, но я помнила себя в других глазах — тёплых ореховых глазах Лиса. И в изумрудных глубинах колдовского взгляда Мария».
Рекомендации к чтению
В «Рагане» каждая строчка пульсирует жизнью, и этим она прекрасна. Читая её, я проживала все тяжёлые перипетии судьбы и милые бытовые моменты в жизни главной героини. Вместе с Ясменой собирала травы на опушке, танцевала у ночного костра, сражалась с нечистью и училась житейской мудрости. «Невозможно угадать, что ждёт тебя в конце пути. Не шагнёшь на него — так никогда и не узнаешь». Если желаете испытать яркое эмоциональное и атмосферное приключение — рекомендую «Рагану» Аниты Феверс от всей души.
Оценка: 5/5
Любопытные факты из романа «Рагана» Аниты Феверс
Половина событий «Раганы» происходит в волости, называющейся Приречье, и у неё есть реальный прототип — деревня Анисимово Нижегородской области, где прошло детство Аниты Феверс:
«Удалённость от городов, их ритма жизни и взглядов, каждый раз превращала для меня Анисимово в место из другого, сказочного мира. Поэтому, когда возник вопрос сеттинга для «Раганы», сомнений не было. Анисимово стало Приречьем. Река Ветлуга (левый приток Волги), чьи воды и правда выглядят чёрными, обернулась Черницей. А вот её название я отдала главной водной артерии Беловодья. В каком-то смысле «Рагана» — это моя благодарность тем местам. И мне бы очень хотелось, чтобы читатели почувствовали отголоски вложенного мной тепла».