С Романом Газетой мы планировали два обзора: его взгляд «на старте» по просмотру первого сезона и моё видение сериала целиком. Применительно «Тьмы»/Dark 2017–2020 такая концепция особенно интересна, и далее я объясню, почему.
Моё знакомство с Тьмой
Dark попал в поле моего зрения в конце 2019 года, когда уже были отсняты два сезона. Я с интересом посмотрела первый и, скорее по инерции, второй. Впрочем, мне всё понравилось, и я принялась ждать выхода третьего.
Третий сезон стартовал 27 июня 2020 года — эта дата имела значение в рамках разворачивающегося сюжета, создатели (супруги Баран Бо Одар и Янтье Фризе) торопились, хотя сценарий писался на весь сериал целиком и заблаговременно.
В результате первый сезон из десяти серий получился о людях, второй — тоже на десять серий — о философских течениях, а вот третий... В третьем восемь эпизодов, финальная серия самая продолжительная — более восьмидесяти минут, и, начиная с предпоследнего эпизода, сценаристы отменили всё, во что до этого вникал зритель. Я бы сказала, что третий сезон о псевдонаучных теориях.
Поэтому летом 2020-го я посмотрела полторы серии заключительного сезона и сказала: «Данунахер».
Шли годы. Дурная привычка доводить начатое до конца сыграла со мной злую шутку — я решила пересмотреть сериал с самого начала и узнать, что ж всё-таки было в финале.
Чем примечателен Dark
Жанр — драма, триллер, научная фантастика.
Режиссёр — Баран Бо Одар.
Создатели — Баран Бо Одар и Янтье Фризе.
Сценаристы — Марк О. Сенг, Мартин Бенке, Ронни Шальк.
Композитор (это важно!) — Бен Фрост.
В главных ролях:
Йонас Канвальд — Луис Хофман, Андреас Пичман, Дитрих Холлиндербаумер.
Марта Нильсен — Лиза Викари, Нина Кронягер, Барбара Нюссе.
Клаудия Тидеманн — Гвендолин Гёбель, Юлика Йенкинс, Лиза Кройцер.
Неизвестный — Клод Хайнрих, Якоб Диль, Ханс Диль.
«В главных ролях Неизвестный в трёх ипостасях? Да что тут происходит?» — воскликнет неподготовленный зритель. И будет отчасти прав, хотя произошёл, на самом деле, уникальный кастинг, когда в рамках одного сериала ключевые роли сыграли по три разных актёра, и некоторые из них приходятся друг другу родственниками.
Подобными эпитетами в отношении сериала — «уникальный», «лучший», «выдающийся», наводнён интернет. С таким жаром, пожалуй, обсуждали лишь Lost и Inception (фильм «Начало»), строя теории, чертя графики, ломая копья.
Так в чём же успех первого проекта от Netflix на немецкой площадке? Мне сложно ответить на этот вопрос. Затрону концепцию путешествий во времени в целом.
Привлекательность попаданчества и временных аномалий
На мой взгляд, все истории, связанные с путешествиями во времени, интересны по нескольким причинам: хочется узнать об отправной точке аномалии, следить за героями, которым приходится адаптироваться к новым условиям, а ещё не терпится узнать, сумеют ли главгеры изменить ход событий и времени.
Dark возвышается над этими тремя столпами и поплёвывает на них сверху.
Слоган первого сезона:
«Человек может делать, что желает, но не может желать, чего ему желать». © Артур Шопенгауэр
Один из ключевых героев — Петер Допплер — раз за разом произносит молитву «О безмятежности» богослова Карла Фридриха Этингера:
«Господи, дай мне безмятежности, чтобы принять то, чего я не могу изменить; мужества, чтобы изменить то, что могу; и мудрости, чтобы отличить одно от другого».
И вся завязка строится на преодолении людьми тех диких обстоятельств, в которые они оказались вовлечены.
Слоган второго сезона:
«Различие между прошлым, настоящим и будущим — это только упрямая иллюзия». © Альберт Эйнштейн
Во втором сезоне концепция меняется — все герои не более, чем марионетки. Они считают, что манипулируют друг другом, но фактически, погрязли в самообмане.
Концепция детерминизма — учения о взаимосвязи всех событий, доктрины всеобщей причинности, в действии. Рок, фатум, фатализм рулят. Всё предопределено.
Слоган третьего сезона:
«Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». © Ницше «По ту сторону добра и зла»
Персонажи окончательно мутируют в статистов, пешек, NPC, — доминируют концепты и религиозный символизм. Грани размываются: всё есть начало, всё есть конец. Отправная точка? Ой, да прекратите, кому это вообще интересно? Куда забавнее наблюдать за крысами, бегающими по лабиринту, в котором создатели ещё и переставляют стенки, меняя условия на ходу.
В сериале огромное количество аллюзий — в этой части, пожалуй, создатели лидируют среди всех проектов Netflix. Зрителю как бы намекают: «Друг, мы сняли кино для умных. Ты точно хочешь его посмотреть?»
Дошло до абсурда — для фанатов был запущен сайт, где объяснялись ключевые моменты сюжета.
Красной нитью (простите, не удержалась) через все сезоны проходит монолог Ариадны:
И тогда я поняла, что ничего не меняется. Всё остаётся как есть. Вертится колесо прялки. Круг за кругом. Одна судьба сплетается с другой. И нить, красная как кровь, пронизывает все наши деяния. Узлы никому не распутать. Но их можно разрубить. Он разрубил наши узлы острейшим клинком. И всё-таки осталось нечто неразрывное. Невидимая связь...
Тут и изумрудные скрижали, и трикветр, и концепция чёрных дыр, и (мать его!) коллапс волновой функции! Кривенький, конечно, но об этом позже.
Отдельно хочется отметить музыку — опенинги, эндинги, да и всё музыкальное сопровождение со смыслом. В тексте песен скрыты разгадки, но честно скажу, что на меня это откровение снизошло постфактум.
О чём сериал?
Представьте себе, что вы хотите оградить самого близкого человека от самоубийства. Претерпеваете, преодолеваете время и пространство, но становитесь причиной его смерти.
Не просто причиной, а тупой причиной. Потому что на ваши рыдания и заклинания так не поступать, он отвечает: «Штош, всё предопределено. Пора и честь знать», — и уходит в закат.
Или вы настолько любите человека, что не смыслите своей жизни без него. Быть с ним — единственная цель, которую нужно достичь, чего бы это ни стоило. Достигаете, а через три дня убиваете свою идеальную пару. Важно при этом, как мантру, твердить: «Я всё исправлю».
Сколько в этом смысла? Ноль. Но на этих разрывах шаблона строится весь сериал.
Спойлеры
Оно бы всё ничего, увлекательное зрелище... До пресловутой седьмой серии финального сезона. Начинается она так:
Что такое реальность? Единственная ли она? Или есть несколько реальностей, которые существуют бок о бок?
Чтобы это объяснить, Эрвин Шрёдингер придумал один интересный мысленный эксперимент.«Кот Шрёдингера»Есть кот, который заперт в стальной камере. Там находится небольшое количество радиоактивного вещества, счётчик Гейгера, колба с ядом и молоток. В ту самую секунду, когда распадается радиоактивный атом, счётчик Гейгера опускает молоток, который разбивает колбу с ядом. Кот умирает.Однако, вследствие волновых свойств квантового мира, атом одновременно и распался, и не распался, пока наблюдатель не увидит его в одном из этих состояний. Пока мы не посмотрим сами, мы не узнаем, жив кот или мёртв. Он одновременно существует сразу в двух состояниях, поэтому свойство мёртвого и живого существует в микрокосме одновременно.
Но что, если такая двойственная натура жизни и смерти, также может быть применима и к макрокосму?
Могут ли теоретически одновременно существовать две реальности? Возможно ли так расщепить время, чтобы оно потекло в двух совершенно различных направлениях?
Станет ли тогда возможным, чтобы кот был одновременно и жив, и мёртв?
И если так, сколько в действительности разных реальностей может существовать параллельно?
Это худшее подведение научной базы, потому что Эрвин Шрёдингер своим «котом» троллил коллег, демонстрируя логические прорехи в концепции коллапса волновой функции.
А ещё хуже то, что на этом этапе отменяется фантастическое допущение всех 26 серий и вводятся новые переменные. Зрительский опыт, полученный во время просмотра, обесценен. Больше некому сопереживать, можно выпиливать ключевых героев, изобретать изощрённые способы убийства их детей — это не трогает. Включается режим «да это всё понарошку».
Стоит ли смотреть
Однозначно, стоит. Не у одной же меня должно бомбить от непоняток, каким образом Исток дал жизнь четырём семействам. Я честно пыталась, я смотрела схемы. Но, вероятно, недостаточно умна, чтобы постичь замысел создателей.
Что мне очень понравилось, так это таймлапсы, когда в той или иной серии возникает некий экстракт событий — показываются одновременные действия героев в разных временных пластах. Очень нуарненько! Безысходность и безнадёга просто захлёстывают.
Что меня выбесило окончательно — так это история про глаз, которая так и не была рассказана. Вообще, брошенные линии героев, — одновременно и баг, и фича сериала.
Бонус
После фурора Dark, Баран Бо Одар заключил с Нетфликс контракт на ещё один сериал, тоже из трёх сезонов, которые были продуманы и расписаны заранее, — «1899». В 2022 году вышла первая часть сериала, однако за этот период на стриминговой платформе поменялась концепция подсчёта рейтингов. И по новой системе статистика получилась плачевной: досмотрели сезон чуть более 30% зрителей от общего их числа на этапе премьеры. Сериал закрыли, несмотря на расписанный материал для ещё двух сезонов, который требовалось только отснять в готовых декорациях.
Дело в том, что в «1899» этот эффект «неписей» усугубился — Баран Бо Одар окончательно сместил фокус с «истории о людях и для людей» на фантдоп, персонажи превратились в картон на самом старте сюжета. Есть в этом что-то назидательное и для меня лично, и для тех писателей, что стремятся пристроить дилогии и трилогии в издательства. Авторы — люди подневольные. Так ваш роман может «убить» на взлёте какая-нибудь история об Уэнздей, и ещё две книги не увидят свет и канут в забвении.
А самое печальное то, что теперь создатели Тьмы экранизируют для Netflix комикс «Нечто убивает детей».
O tempora, o mores!
Анастасия Темнова для сайта Alterlit,ru