Найти в Дзене

Кого «правильный киношный милиционер» Михаил Глузский считал своим врагом

После исторического XX съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, советским кинематографистам была дана специальная установка - очеловечить образ милиционера, сделав его более дружелюбным, внушающим доверие, а не страх. Неудивительно, что после этого посыла на советский экран хлынул поток положительных фильмов о милиции, которые сразу же нашли отклик у телезрителей. Почему? Во-первых, жанр советского детектива всегда привлекал зрителей психологизмом, заставляя их находиться в напряжении. Во-вторых, эти фильмы несли в себе некий воспитательный подтекст, показывая отвратительность тех, кто шёл против законов общества, а также неотвратимость справедливого возмездия. Такие ретро-фильмы востребованы и сегодня. Многие зрители устали от искривлённой реальности, которую им преподносят в современном кино, и сожалеют об ушедшем (замечу - талантливом) кино советском, в котором милиционеры показаны глубоко порядочными и интеллектуальными профессионалами, с уважением относящимися даже к

После исторического XX съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, советским кинематографистам была дана специальная установка - очеловечить образ милиционера, сделав его более дружелюбным, внушающим доверие, а не страх.

Неудивительно, что после этого посыла на советский экран хлынул поток положительных фильмов о милиции, которые сразу же нашли отклик у телезрителей. Почему? Во-первых, жанр советского детектива всегда привлекал зрителей психологизмом, заставляя их находиться в напряжении. Во-вторых, эти фильмы несли в себе некий воспитательный подтекст, показывая отвратительность тех, кто шёл против законов общества, а также неотвратимость справедливого возмездия.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Такие ретро-фильмы востребованы и сегодня. Многие зрители устали от искривлённой реальности, которую им преподносят в современном кино, и сожалеют об ушедшем (замечу - талантливом) кино советском, в котором милиционеры показаны глубоко порядочными и интеллектуальными профессионалами, с уважением относящимися даже к потенциальным убийцам. Люди хотят добрых эмоций, поучительных историй, примера того, как надо или не надо поступать.

Хотя, если разобраться, в тех тоже присутствовала искажённая реальность, но вот только обращена она была в лучшую сторону - в сторону того, какой должна быть. Впору умилиться, честное слово! Но поскольку мне довелось узнать милицию того времени изнутри, заметно бросается в глаза это приукрашивание и изображение того, чего на самом деле не было. При этом подобный заведомый обман никак не умалял достоинств любого такого фильма и не отталкивал от него советского обывателя, который всегда следил за занимательным сюжетом и сопереживал положительным героям. И хотел видеть тех героев, которые им понятны и похожи на них самих…

Михаил Глузский - мастер психологического перевоплощения. Фото из открытых источников.
Михаил Глузский - мастер психологического перевоплощения. Фото из открытых источников.

В середине 1970-ых в обойме таких «правильных» фильмов о советской милиции появились две картины с участием моего любимого актёра Михаила Глузского, пронзительные глаза которого, сверкающие из-под чёрных бровей, и сейчас знает почти каждый.

Судьба распорядилась так, что в кино ему доставались в большинстве своём второстепенные персонажи. Тем не менее, она (судьба) служит наглядной иллюстрацией к известному трюизму: не бывает маленьких ролей - бывают маленькие актёры. То, что делал в кино Михаил Глузский, всегда интересно и предельно достоверно. Манера актёра сдержанна, мимика и прочие выразительные средства экономны и точны. Он, что называется, реалист, типичный и блестящий представитель школы внутреннего, психологического перевоплощения. Вообще, это особый дар - блистать в небольших ролях. А их у Глузского более сотни…

Малая часть ролей военного киноактёра Глузского. Фото из открытых источников.
Малая часть ролей военного киноактёра Глузского. Фото из открытых источников.

В кино он переиграл, пожалуй, не меньше целого взвода милиционеров и военных - от рядовых до генералов. Неслучайно за ним закрепилась репутация «военного» актёра. При этом в каждой роли он старался находить (и находил) лишь ему доступные черты, делая второстепенные персонажи настолько сочными и узнаваемыми, что они воспринимаются миллионами теле- и кинозрителей, как народные, почти легендарные.

Не только в кино, но по жизни этот невысокий и харизматичный человек с такой «народной» (вовсе не «звёздной») внешностью был мужественным бойцом, до самого финала остававшимся верным своим принципам, своему служению...

Как-то ему задали вопрос, есть ли у него враги? Он ответил:

«Всё зависит от того, как к этому относиться. Бывает так, что с кем-то приходится прерывать отношения. Я с таким человеком не здороваюсь, как бы не замечаю его. Но врагом не считаю. А вот когда у меня угнали машину, вор становится моим врагом, это уж точно...»

В 1976 году на студии «Беларусьфильм» был снята картина «Всего одна ночь», где Михаилу Глузскому досталась роль оперативного дежурного подполковника милиции Борового. Главное в этом простом и «правильном» фильме - его реалистичность, ощущение живой жизни. Замечу, что это нормальная правильность, которой подчас нам так не хватает!

Кадр из фильма "Всего одна ночь". Фото из открытых источников.
Кадр из фильма "Всего одна ночь". Фото из открытых источников.
Кадр из фильма "Всего одна ночь". Фото из открытых источников.
Кадр из фильма "Всего одна ночь". Фото из открытых источников.
Кадр из фильма "Всего одна ночь". Фото из открытых источников.
Кадр из фильма "Всего одна ночь". Фото из открытых источников.

С первых кадров возникает тема отцов и детей. Умудрённый жизненным и профессиональным опытом подполковник Боровой, заступающий на суточное дежурство, отвечает за спокойствие всего города. Под его началом находится следственно-оперативная группа, в которую входит его сын (актёр Владимир Новиков) - представитель другого поколения, видящий в милицейской работе только рутину: ну украли в столовой у женщины пальто, ну колесо из багажника спёрли... А он стремится сделать что-то серьёзное, значимое. А ещё не хочет быть «папенькиным сынком», чтобы все показывали на него пальцем, что, мол, сделал карьеру в милиции благодаря заслуженному родителю.

Отец это понимает и посылает сына на расследование убийства, помогая ему при этом и советом, и делом. Я бы сказал: вот наглядный пример наставничества в деятельности советской милиции!

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

После столь успешного милицейского кинодебюта Глузского повышают: в двухсерийном детективном фильме 1977 года «Золотая мина» он уже начальник отдела УУР ГУВД Ленинграда и Ленинградской области и полковник милиции. И вновь актёры Евгений Киндинов и Михаил Глузский являют нам образы честных и неутомимых сотрудников милиции.

Кадр из фильма "Золотая мина". Фото из открытых источников.
Кадр из фильма "Золотая мина". Фото из открытых источников.
Кадр из фильма "Золотая мина". Фото из открытых источников.
Кадр из фильма "Золотая мина". Фото из открытых источников.

Фильм хорош тем, что рассказывает о работе милиции без прикрас, без стрельбы и супергероев. Перефразируя цитату из известного фильма - дело своё они добре знают...

Кадр из фильма "Золотая мина". Фото из открытых источников.
Кадр из фильма "Золотая мина". Фото из открытых источников.

К этому времени уже состоялся триумф «Знатоков» и зрительские симпатии определённо уже были на стороне киношных милиционеров. Даже подмена усатого балагура и шутника Томина-Каневского на нудноватого деда Зарубина (Глузский) прошла на ура.

Любопытно, что в «Золотой мине» можно найти параллели и с другим милицейским телехитом 1970-ых: за два года до появления «Места встречи…» Глузский вдруг произносит фирменную фразу Глеба Жеглова «Значится, так...».

Кадр из фильма "Золотая мина". Фото из открытых источников.
Кадр из фильма "Золотая мина". Фото из открытых источников.

Есть, правда, в фильме и некоторые непонятные моменты: например, зачем начальнику отдела УУР выезжать на обычное ДТП? А вообще сегодня «Золотая мина» смотрится не только как остросюжетный детектив, но и как слепок нравов эпохи застоя и всеобщего стяжательства...

Кадр из фильма "Клад". Фото из открытых источников.
Кадр из фильма "Клад". Фото из открытых источников.

В 1988 году Глузский вновь был «разжалован» до подполковника милиции в малоизвестной кинокомедии «Клад».

Сюжет картины такой. Из-под колёс машины, которую трое шоферов пытаются вытащить из грязи, вдруг вылетают старинные золотые монеты. Друзья хотят сдать находку государству, но должностные лица, к которым обращаются счастливцы, не желают принять у них клад...

Последние публикации на канале:

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!