После исторического XX съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, советским кинематографистам была дана специальная установка - очеловечить образ милиционера, сделав его более дружелюбным, внушающим доверие, а не страх.
Неудивительно, что после этого посыла на советский экран хлынул поток положительных фильмов о милиции, которые сразу же нашли отклик у телезрителей. Почему? Во-первых, жанр советского детектива всегда привлекал зрителей психологизмом, заставляя их находиться в напряжении. Во-вторых, эти фильмы несли в себе некий воспитательный подтекст, показывая отвратительность тех, кто шёл против законов общества, а также неотвратимость справедливого возмездия.
Такие ретро-фильмы востребованы и сегодня. Многие зрители устали от искривлённой реальности, которую им преподносят в современном кино, и сожалеют об ушедшем (замечу - талантливом) кино советском, в котором милиционеры показаны глубоко порядочными и интеллектуальными профессионалами, с уважением относящимися даже к потенциальным убийцам. Люди хотят добрых эмоций, поучительных историй, примера того, как надо или не надо поступать.
Хотя, если разобраться, в тех тоже присутствовала искажённая реальность, но вот только обращена она была в лучшую сторону - в сторону того, какой должна быть. Впору умилиться, честное слово! Но поскольку мне довелось узнать милицию того времени изнутри, заметно бросается в глаза это приукрашивание и изображение того, чего на самом деле не было. При этом подобный заведомый обман никак не умалял достоинств любого такого фильма и не отталкивал от него советского обывателя, который всегда следил за занимательным сюжетом и сопереживал положительным героям. И хотел видеть тех героев, которые им понятны и похожи на них самих…
В середине 1970-ых в обойме таких «правильных» фильмов о советской милиции появились две картины с участием моего любимого актёра Михаила Глузского, пронзительные глаза которого, сверкающие из-под чёрных бровей, и сейчас знает почти каждый.
Судьба распорядилась так, что в кино ему доставались в большинстве своём второстепенные персонажи. Тем не менее, она (судьба) служит наглядной иллюстрацией к известному трюизму: не бывает маленьких ролей - бывают маленькие актёры. То, что делал в кино Михаил Глузский, всегда интересно и предельно достоверно. Манера актёра сдержанна, мимика и прочие выразительные средства экономны и точны. Он, что называется, реалист, типичный и блестящий представитель школы внутреннего, психологического перевоплощения. Вообще, это особый дар - блистать в небольших ролях. А их у Глузского более сотни…
В кино он переиграл, пожалуй, не меньше целого взвода милиционеров и военных - от рядовых до генералов. Неслучайно за ним закрепилась репутация «военного» актёра. При этом в каждой роли он старался находить (и находил) лишь ему доступные черты, делая второстепенные персонажи настолько сочными и узнаваемыми, что они воспринимаются миллионами теле- и кинозрителей, как народные, почти легендарные.
Не только в кино, но по жизни этот невысокий и харизматичный человек с такой «народной» (вовсе не «звёздной») внешностью был мужественным бойцом, до самого финала остававшимся верным своим принципам, своему служению...
Как-то ему задали вопрос, есть ли у него враги? Он ответил:
«Всё зависит от того, как к этому относиться. Бывает так, что с кем-то приходится прерывать отношения. Я с таким человеком не здороваюсь, как бы не замечаю его. Но врагом не считаю. А вот когда у меня угнали машину, вор становится моим врагом, это уж точно...»
В 1976 году на студии «Беларусьфильм» был снята картина «Всего одна ночь», где Михаилу Глузскому досталась роль оперативного дежурного подполковника милиции Борового. Главное в этом простом и «правильном» фильме - его реалистичность, ощущение живой жизни. Замечу, что это нормальная правильность, которой подчас нам так не хватает!
С первых кадров возникает тема отцов и детей. Умудрённый жизненным и профессиональным опытом подполковник Боровой, заступающий на суточное дежурство, отвечает за спокойствие всего города. Под его началом находится следственно-оперативная группа, в которую входит его сын (актёр Владимир Новиков) - представитель другого поколения, видящий в милицейской работе только рутину: ну украли в столовой у женщины пальто, ну колесо из багажника спёрли... А он стремится сделать что-то серьёзное, значимое. А ещё не хочет быть «папенькиным сынком», чтобы все показывали на него пальцем, что, мол, сделал карьеру в милиции благодаря заслуженному родителю.
Отец это понимает и посылает сына на расследование убийства, помогая ему при этом и советом, и делом. Я бы сказал: вот наглядный пример наставничества в деятельности советской милиции!
После столь успешного милицейского кинодебюта Глузского повышают: в двухсерийном детективном фильме 1977 года «Золотая мина» он уже начальник отдела УУР ГУВД Ленинграда и Ленинградской области и полковник милиции. И вновь актёры Евгений Киндинов и Михаил Глузский являют нам образы честных и неутомимых сотрудников милиции.
Фильм хорош тем, что рассказывает о работе милиции без прикрас, без стрельбы и супергероев. Перефразируя цитату из известного фильма - дело своё они добре знают...
К этому времени уже состоялся триумф «Знатоков» и зрительские симпатии определённо уже были на стороне киношных милиционеров. Даже подмена усатого балагура и шутника Томина-Каневского на нудноватого деда Зарубина (Глузский) прошла на ура.
Любопытно, что в «Золотой мине» можно найти параллели и с другим милицейским телехитом 1970-ых: за два года до появления «Места встречи…» Глузский вдруг произносит фирменную фразу Глеба Жеглова «Значится, так...».
Есть, правда, в фильме и некоторые непонятные моменты: например, зачем начальнику отдела УУР выезжать на обычное ДТП? А вообще сегодня «Золотая мина» смотрится не только как остросюжетный детектив, но и как слепок нравов эпохи застоя и всеобщего стяжательства...
В 1988 году Глузский вновь был «разжалован» до подполковника милиции в малоизвестной кинокомедии «Клад».
Сюжет картины такой. Из-под колёс машины, которую трое шоферов пытаются вытащить из грязи, вдруг вылетают старинные золотые монеты. Друзья хотят сдать находку государству, но должностные лица, к которым обращаются счастливцы, не желают принять у них клад...
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!