22 июля (по старому стилю) исполняется 220 лет со дня рождения Павла Петровича Мельникова – человека, стоявшего у истоков железнодорожного транспорта в России, первого министра путей сообщения Российской империи, выдающегося учёного, инженера, талантливого администратора.
«Мельников блестящим образом прошёл курс наук, был одним из самых образованных людей с ясным и быстрым умом, первый положил начало устройству железных дорог, обучил для этого множество людей... Этим человеком Россия может гордиться», – писал инженер-путеец, публицист Валериан Панаев.
Тайна рождения
Павел Петрович Мельников – сын обер-шталмейстера Императорского двора Петра Никифоровича Беклемишева (1770–1852). Брак его настоящих родителей был невозможен. Узнав о беременности своей возлюбленной, Пётр Беклемишев незамедлительно устроил её фиктивный брак с немолодым вдовцом, дворянином Петром Петровичем Мельниковым. Со слов барона Андрея Ивановича Дельвига, ставшего впоследствии инженер-генералом Русской императорской армии и ближайшим соратником Павла Мельникова, «Беклемишев выдал свою любовницу замуж за какого-то дворянина Мельникова, чтобы своим сыновьям (младший брат Павла, Алексей Петрович Мельников, родился четырьмя годами позже. – Ред.) от неё дать дворянские права». Сам Беклемишев принимал деятельное участие в судьбе сыновей.
Получив домашнее начальное образование, в 1820 году Павел Мельников окончил «с отличным старанием» двухлетний курс Благородного пансиона Кряжева в Москве, после чего сразу же поступил в Военно-строительную школу при Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Через два года он с отличием окончил и эту школу, получил звание прапорщика и был зачислен сразу на третий курс института. Во время обучения Павел Мельников неизменно признавался первым учеником курса. За несколько дней до своего 21-го дня рождения Павел получил диплом инженера с присвоением ему чина поручика. За отличные успехи в учёбе его имя по сложившейся в институте традиции было занесено на мраморную доску лучших выпускников. Уже через месяц по окончании института он был приглашён репетитором (младшим преподавателем) на курс прикладной механики в альма-матер.
В 1833 году он стал профессором, а чуть позже возглавил кафедру прикладной механики Института Корпуса инженеров путей сообщения.
Опыт – сын ошибок трудных
Павел Петрович Мельников не ограничивался научной и преподавательской деятельностью. Так, в 1826 году он принимал участие в реализации проекта по прохождению Волховских порогов, а в 1828-м был откомандирован для проведения работ по улучшению судоходства в районе Кокенгаузенских порогов Западной Двины. Большой личный вклад молодого инженера в реализацию этих гидротехнических проектов не остался без внимания – уже в декабре 1829 года он был досрочно произведён в капитаны, а ещё через три месяца занял должность управляющего работами «по улучшению судоходства через Кокенгаузенские пороги и изысканию соединения рек Западная Двина и Ловать».
В это время Мельников разрабатывает проект строительства гидротехнических сооружений, призванных предотвратить наводнения в крепости Динабург и окрестных районах. Проект был реализован, на практике доказав эффективность предложенных автором мер.
В то же время Мельников буквально «заболевает» полуфантастической для того времени идеей создания железных дорог.
Напомним, что первая в мире железная дорога была построена в Англии в 1825 году между городами Стоктон и Дарлингтон. Эта дорога имела протяжённость около 40 км и достаточно долго воспринималась только в качестве дорогого, но малоэффективного технического эксперимента. После того как в 1830 году запустили железную дорогу между Манчестером и Ливерпулем, об этом явлении стали говорить всерьёз. А профессор Павел Мельников издал научную работу «О железных дорогах», в которой доказывал возможность и экономическую целесообразность строительства железных дорог в Российской империи.
Книга попала на глаза императору Николаю I, и тот дал высочайшее дозволение на постройку экспериментальной железной дороги, связавшей в 1837 году Санкт-Петербург и Царское Село.
Так совпало, что отвечавший за транспортное обеспечение Императорского двора Пётр Никифорович Беклемишев в это время впал в немилость его императорского величества. Причиной тому послужило ДТП, произошедшее 25 августа 1836 года около городка Чембар Пензенской губернии. Карета, в которой следовали с инспекционной поездкой император Николай I и сопровождавший его граф Бенкендорф, сломалась в дороге – государь получил перелом левой ключицы. Расследование выявило, что причиной происшествия стало ненадлежащее состояние дороги. Виновным в числе прочих чиновников был объявлен Пётр Никифорович Беклемишев, ему настоятельно рекомендовали подать в отставку, что он и сделал.
А его сын Павел Петрович Мельников тем временем по указу государя отправился в Европу – перенимать опыт строительства и эксплуатации железных дорог. Результатом командировки стал подробный доклад (более чем на 1500 страниц), в котором разбирались детали иностранного опыта, а также излагались перспективы строительства железных дорог с учётом российской специфики. В 1839 году Мельников отправился в США.
Главный на дороге
В 1841 году император принимает решение приступить к осуществлению амбициозного проекта – строительству железной дороги Москва – Санкт-Петербург. Для этого создаётся комиссия под председательством графа Бенкендорфа, а ключевые посты в ней занимают Павел Мельников и его верный сподвижник Николай Осипович Крафт. В итоге были разработаны детальный проект и техническая документация проекта, подкреплённая результатами инженерно-изыскательских работ на местности. Уже 1 февраля 1842 года был подписан высочайший указ о начале строительства дороги. Управлять строительными работами от Санкт-Петербурга до Бологого было поручено Мельникову, а от Москвы до Бологого – Крафту. По окончании строительства Крафт занял пост начальника этой дороги.
При новом императоре Александре II, в 1862 году, Павел Петрович Мельников был назначен главным управляющим путей сообщения, а в 1865-м занял пост министра во вновь учреждённом МПС.
Будучи убеждённым государственником, Мельников отстаивал идею монополии государства на строительство и эксплуатацию железных дорог, боролся со злоупотреблениями при заключении строительных подрядов. Борьба подорвала его здоровье, и в 1869 году Павел Петрович подал прошение об отставке.
Он никогда не был женат, но на протяжении всей жизни поддерживал тесную связь не только со своим родным братом Алексеем, но и с законными детьми отца от брака с княжной Надеждой Петровной Волконской. Интересно, что его родная племянница Варвара Алексеевна во втором браке стала женой младшего сына Александра Сергеевича Пушкина – Григория Александровича.
Не имея прямых наследников, своё относительно небольшое состояние Павел Петрович Мельников ещё при жизни употребил на благотворительность: учредил дом престарелых и интернат для сирот служащих Николаевской железной дороги, а оставшиеся средства завещал потратить на содержание этих учреждений. Также на средства Павла Петровича Мельникова был возведён храм Петра и Павла в Любани, куда в 2000 году был возвращён его прах.