Вчера соседка пришла с проблемой: пропустила срок поверки счетчиков, но хоть и с опозданием, поверку сделала. Мастер сказал, что их организация сама передаст показания в УК, а ей ничего делать не надо.
Она успокоилась и реально ничего не делала, пока не заметила в двух квитанциях оплату за горячую воду не по показаниям, а по нормативу. Позвонила в свою УК, а там ей говорят: сама виновата. Мало того, что срок поверки пропустила, так еще и не сообщила о том, что поверку прошла. А надо было копию акта поверки им принести, ну или хотя бы отправить фото на почту. А так - правильно тебе начислили, т.к. до информации о поверке считается, что счётчика как бы и нет.
А надо сказать, я недавно сама также попала. Только моя организация прислала чуть более говорливого мастера, который сказал, что делать, если после поверки счётчика воды отказываются делать перерасчёт. Делюсь.
Факт поверки УК может установить самостоятельно
Есть такое письмо Минстроя от 22 февраля 2023 года № 5220-ОГ/00, где прямо разъясняется эта ситуация. С 1 сентября 2022 года норма о том, что собственник после поверки счетчиков воды обязан отнести подтверждающие документы в УК, признана Верховным судом РФ устаревшей и недействующей. Правительство исключило её из Правил оказания коммунальных услуг.
При этом суд указал, что управляющие и ресурсоснабжающие организации сами должны отслеживать, вовремя ли жильцы сделали поверку счётчиков, и исходя из этого начислять плату за ресурс. Уточнять информацию о поверках и актуальные дату и статус можно на сайте Росстандарта в онлайн-режиме, не беспокоя жильцов.
И перерасчет сделать обязаны
В том же феврале 2023 года Минстрой уже разъяснил, что если счетчик, пусть и с опозданием, но прошел поверку и признан исправным, это означает, что и до поверки он исправно считал потреблённый ресурс. Поэтому с даты окончания поверки и до новой поверки УК обязана сделать перерасчёт на основании показаний счётчика, а не по нормативу.
Аналогичную позицию занимают и суды, если граждане идут за справедливостью туда. Например, ВС РФ в определении № 310-ЭС19-27004 указал, что если новой поверкой подтверждена исправность прибора учёта после истечения срока предыдущей поверки, это означает только одно - до этого момента он также был исправен. Сам факт поверки никак не влияет на технические характеристики приборов учёта, не может быть так, что раньше он был сломан и передавал неверные данные, а к моменту поверки "починился". А раз данные счётчика верны, извольте выполнит перерасчёт платы по показаниям счётчика за спорный период.
Вооружив соседку этими ценными знаниями в виде заявления о перерасчёте, хотела уже отправить её в коммунальную службу. Но соседка так вдохновилась, что отправила заявление коммунальщикам по электронной почте, затем позвонила туда и сообщила, что заявление направила, пусть ознакомятся, и она требует перерасчёт, а если откажут - пойдет в суд и взыщет еще и моральный вред (муа-ха-ха...)
На том конце трубки помолчали, а потом сказали, что заявление её видят, в следующей квитанции будет перерасчёт, могут ли ей ещё чем-либо помочь?
Кстати, это та самая соседка, с которой мы боремся с УК по поводу текущей крыши и её ремонта. Возможно, они её вспомнили?
А у вас были конфликты с коммунальщиками по поводу перерасчёта и поверки счётчиков? Чем дело кончилось? Напишите в комментарии!