Для меня Уильям Сомерсет Моэм – фигура, сотканная из контрастов.
Я читала у него 4 или 5 романов, и среди них есть как те, что меня поразили глубиной и которые я причислила к настоящим шедеврам («Театр» и «Луна и грош»), так и те, что показались откровенно бульварными («Узорный покров») или, на худой конец, ремесленными («Бремя страстей человеческих»).
Честно говоря, не могу вспомнить ни одного другого писателя, которому был бы свойственен такой стилистический разброс в период зрелого творчества. Этим Моэм мне и интересен, хотя считаю, что лучшие его книги я уже прочла.
Ещё до книги Александра Ливерганта «Сомерсет Моэм: Король Лир Лазурного Берега» я интересовалась биографией писателя и в общих четах знала о его интимных предпочтениях, о его работе на британскую разведку и миссии в России прямо перед Октябрьской революцией, о его огромной любви к путешествиям и о прекрасной вилле «Мавританка», которую разбогатевший писатель купил на Лазурном берегу Франции и в которой встретил старость.
Обо всём этом, разумеется, Александр Ливергант упоминает. Как и, разумеется, о многом другом. Вообще биография «Король Лир Лазурного берега» написана качественно, это отмечаешь моментально. Ливергант, известный переводчик с английского, главный редактор журнала «Иностранная литература», пишет бойко, местами искромётно – под стать самому Моэму. Как вам, например, такой пассаж об отношении Моэма к единственной дочери:
«Ни обстоятельства, ни сама Лиза – сначала жена состоятельного дипломата, затем лорда, - как правило, не требовали от Моэма ни нежных отцовских чувств, ни существенной финансовой помощи, что часто одно и то же».
Книга написана не только бойко и действительно интересно, но и обстоятельно. Скажем, здесь детально рассматривается единственный законный брак писателя с Сайри Уэллкам, разведённой еврейкой, бывшей женой американского магната. Брак исключительно неудачный, и причины этой неудачи А. Ливергант осмысляет с элегантностью светского льва и одновременно с дотошностью учёного: жену Моэм терпеть не мог, поскольку женился не по любви, а из страха скандала (Сайри находилась в состоянии длительного развода, и имя Моэма уже начали на все лады склонять в газетах как её любовника, что по понятиям того времени обязывало любовника жениться). Почти сразу стало ясно, что Сайри слишком любит роскошь (а Моэм при его баснословных гонорарах был скуповат), слишком криклива и, по мнению писателя, ветрена. При этом биограф отмечает, что брак продержался целых 12 лет только потому, что был нужен Мому для респектабельного фасада, за которым было удобно скрывать нетрадиционные наклонности. Большую часть этих 12 лет писатель провёл в путешествиях по экзотическим странам с Джералдом Хэкстоном, своим секретарём и, как говорят, фактическим «супругом».
Неудивительно, что отвращение к жене Моэм в целом перенёс на единственную дочь Лизу, к которой относился прохладно и не желал сокращать дистанцию.
О творчестве Моэма в биографии говорится много и обстоятельно. Представляя основные вехи жизни писателя хронологически, А. Ливергант обязательно вплетает в пересказ жизненных событий и свой литературоведческий комментарий о сути текстов, откровенно указывая на слабые произведения («Лиза из Ламберта», «Сотворение святого», «Герой» и другие) и на действительно достойные произведения – как в прозе, так и в драматургии, - которые по праву ожидала слава и долгая жизнь в печати и на театральных подмостках.
Много внимания уделяется творческому методу Моэма, коренящемуся в его личности и событиях жизни. Так, меня приятно удивил подход писателя, которого он придерживался всю долгую творческую жизнь: работать ежедневно, без исключений, всю первую половину дня, с раннего утра до часу. В час железно ставилась точка, и остаток дня посвящался развлечениям или укреплению имиджа. Дисциплина всегда вызывает у меня уважение.
Моэм недаром называл себя писателем, который сделал себя сам: буквально с первых публикаций он скрупулёзно посвящал время налаживанию связей в литературных кругах, старался входить в светские гостиные и литературные салоны, менял литературных агентов, сам вёл переговоры с издателями, следил за тиражами… Парадоксально, что при этом он в основном сторонился людей, настоящую близкую дружбу завязывал крайне редко, не любил бурного проявления чувств, в том числе и в свой адрес. Судя по этим качествам, работа в разведке была для него идеальным поприщем.
Кстати говоря, писатель всю жизнь заикался, что, конечно, не могло не наложить отпечатка на его, так сказать, коммуникативные стратегии и вообще методы взаимодействия с людьми.
Словом, биографию Сомерсета Моэма я прочла с огромным удовольствием. Эта книга, которая позволяет не просто узнать или упорядочить факты о крупном (хотя, конечно, не первостепенном, что Моэм сам прекрасно осознавал) литераторе ХХ века, но и насладиться самим текстом, написанным живо, ёмко, афористично и подробно.
Собственно, прочтя книгу, понимаешь, что Александр Ливергант проделал огромную работу, а местами совершил почти невозможное, ведь сам Моэм незадолго до смерти распорядился не предоставлять своим потенциальным биографам никаких материалов, рецензий, писем и все подобные материалы, попадавшие ему в руки, немедленно сжигал в камине. Тем не менее, биография на русском языке состоялась, и это большой подарок для поклонников английской литературы.
Отмечу, что и по прочтении биографии Моэм остался для меня фигурой, сотканной из контрастов. Но сама структура и происхождение этих контрастов стали куда понятнее, а это уже немало.
Всем спасибо за внимание!
Больше фотографий книги «Сомерсет Моэм: Король Лир Лазурного Берега» («Колибри», 2024, 400 страниц. 18+) можно посмотреть в моей статье об июньских книжных покупках:
И, конечно, как обычно, любителей книжных анонсов приглашаю в свой Телеграм-канал
«Ариаднина нить | Книги» ,
в котором ежедневно (за редкими исключениями) выходят анонсы свежих книжных новинок из области русской и переводной интеллектуальной прозы. Всем заглянувшим – добро пожаловать!
Ваша Ариаднина нить.