Сколько лет живут коты? – спросил я интернет, прочитав такое стихотворение:
Михаил Афонин
Девятая жизнь
Я старый окопный, потрёпанный кот.
Хромаю, скачу на трёх лапах.
Я тот, кто с солдатами рядом живёт,
И сам называюсь солдатом.
Стою на довольствии, хлеб с тушняком
Свои для меня не жалеют.
Ещё я с комбатом немного знаком
И даже считаюсь главнее.
Бывает, с ребятами песни пою,
Бывает, что на бэтээре,
Под выстрелы лезу в жестоком бою
И в нашей победе уверен.
А что на трёх лапах, так то не беда
И жизни моей не помеха.
Бандеровский снайпер играясь, видать,
Её отстрелил мне для смеха.
Недавно и в танке пришлось воевать.
Вот это, скажу вам, махина!
Наводчик орал: «Ах вы, чтоб вашу мать»,
Им можно при мне, я — мужчина.
А в общем — живу. Вот сейчас подремал.
Чихать, что не стану белее —
Свои восемь жизней уже потерял.
Девятую — не пожалею.
2023
Это стихотворение выражает то, что я переживаю теперь в своём творчестве, если можно так выразиться: мне всё надоело. При том, что я думаю, что в каждой, буквально в каждой, статье у меня новизна.
Вот вчерашняя, про абстракциониста Ротко. Это был второй подход. В первом я связал его отчаяние с крахом красного проекта, о котором он мог знать из США лишь по слухам. А теперь я его отчаяние связал с бессмысленностью самого успеха, который он познал в стране успеха – США. – Ну? – Так явно формальные открытия Ротко никто не связывает с его несчастьями. – Новизна? – Новизна. Пусть миллиметровая, но всё же она. – А не радует. – Пишу по инерции.
И вот так же воюют наши солдаты по инерции – вот уж (в 2023-м) – второй год. А теперь уже – и третий. Как по инерции живёт безымянный окопный кот. Как всё на свете живёт.
Так то кот, у него нет второй сигнальной системы, которая б дала ему осознание, что он – продолжатель вида кошачьих. Но беда, что у солдат, хоть и есть вторая сигнальная система, они хоть и знают, что воюют за продление жизни России, которую в этот раз вознамерились уничтожить, наконец, раз и навсегда, беда в том, что солдат это уже не воодушевляет. Затянулась война. Тем более такая – в которой цель не видна. – Явно ж, что присоединить Украину не рационально. А оставить отдельной – наступить на те же грабли: как ни хорошо было Украине вместе с Россией, ан... – И – зачем воюем? – Если думать, что по инерции, это как-то успокаивает.
Какое-то совершенно экзотическое мещанство!.. Воевать, чтобы выжить.
Это ещё не пробуддизм, случающийся от крайнего разочарования. Но уже чсм-то похоже: бессмысленность-де отдельной жизни («Свои восемь жизней уже потерял»). Чуть добавить индивидуализма (убавить коллективизма) – и всё: приехали.
Благо, в России коллективизм – ментальная черта, то есть веками не проходит.
Или Афонин только спрятался за коллективизм, а на самом деле – разочарованный индивидуалист?
Пьеро
Всё время помнить,
Что тает время.
Вопрос "когда?" и вопрос "во сколько?".
Иди в театр, я опять на сцене.
Купи билет за четыре сольдо.
.
Напомни вьюге
Мести сильнее.
Дождю напомни стегать не больно.
Смотри вперёд, я опять на сцене.
Цена смешная - четыре сольдо.
.
Смешные деньги,
Смешные цели,
Смешные флаги несут герольды.
Прошёл антракт, я опять на сцене.
Тебя смешу за четыре сольдо.
.
Всё возвратится
По старой схеме,
Нарочно или непроизвольно.
Наступит завтра, а я на сцене.
Играю жизнь за четыре сольдо.
2018
«Ну что вы хотите: время перемен?», - скажет Афонин, если его прижать к стене. – И я отступлюсь.
Я сам недавно думал, что имею неколебимый идеал всю жизнь – настоящий социализм (ежедневное увеличение самодеятельности под руководством благожелательного государства вплоть до исчезновения этого государства, что и означит наступление коммунизма как самосовершенствования и самоуправления). Думал, что ошибка была не взять курс на такое при достижении СССР ядерного паритета со США. А вот теперь историк Евгений Спицын авторитетным тоном говорит, что это было заблуждением, что, как показывает время, централизм ещё нужен и нужен. И тогда что ж впереди, если капитализм (явно) загибается? – Социальный рейтинг, как в Китае? – Брр.
22 июля 2024 г.