По поводу "Собирателя душ" публика разделилась весьма радикально. Кто-то вообще не воспринял картину всерьез, считает потуги стать новым "Молчанием ягнят" профанацией, а странную "выходку" Николаса Кейджа просто отказался замечать. У кого-то мурашки бегут по всему телу от одной мысли о том, какие яркие эмоции удалось пережить перед экраном, не имея ни малейшего представления о том, в какую сторону вырулит ужасающая история. Не стану занимать ни одну из сторон, но отмечу, что фильму Оза Перкинса удалось блистательно соблюсти одно из главных правил хорошего хоррора – лента оставила ровно столько вопросов и такую глубину белых пятен, сколь это необходимо для того, чтобы леденящий кровь сюжет будоражил и после просмотра.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Финальные титры оставляют зрителя в замешательстве – есть несколько значительных пластов повествования, которые авторы обошли вниманием. Но в случае "Собирателя душ" это не промах сценаристов и не невнимательность постановщика. Я бы назвал это эффектом обрывочных воспоминаний – таких, которые словно испаряются, потому что тебе пришлось пережить что-то по-настоящему жуткое. Предлагаю вам вернуться к расследованию Ли Харкер и вглядеться в тьму еще раз, превозмогая пронизывающий холод неизвестности и страшных открытий.
Итак, вот несколько загадок, оставленных без ответа, которые лишь насыщают тайну окружающую так называемого Длинноногого, серийного убийцу, явившегося из самого Ада.
Кем был отец Ли?
Приступив к расследованию серии кровавых преступлений, Ли Харкер довольно быстро определилась с формальными убийцами – женщины и дети жестоко лишались жизни в краткие сроки сходящими с ума главами семейств. При том, что на отцов в этом фильме делается очевидный акцент, нам никогда даже не намекают на то, кем был отец самой Ли. Мы знаем, что девочку воспитывала набожная мать-одиночка, мы видели, что в доме агента ничего не напоминает о главном мужчине в ее жизни – и тем интереснее отношение к Харкер Длинноногого. Маньяк искренне заискивает перед Ли, он говорит о ее особенных способностях, убийца называет девушку "ребенком". Нет ли в этом намека на то, что отец главной героини имеет сверхъестественное происхождение?
Зачем Рут освободила Ли?
Изначально нас знакомят с матерью Ли Рут, как с вышедшей на пенсию медсестрой, живущей в скромном доме и думающей только о молитвах. Позже мы узнаем, что Рут работает на Длинноногого и по его указанию под видом монахини доставляет в дома жертв кукол, парализующих волю жильцов. Такая же кукла у Рут имеется и для дочери – и странная субстанция внутри головы куклы помогает сломить волю младшей Харкер, но внезапно в самом конце Рут уничтожает куклу дочери и освобождает разум Ли. Зачем? Чувствовала ли Рут вину за свои деяния? Хотела спасти дочь или, наоборот, полагала, что та перейдет на ее сторону? Ответа нет, ведь агент ФБР проявила непослушание и остановила мать в самый разгар ее очередного преступления.
Как маньяк подбросил письмо в дом Ли?
Одна из самых будоражащих сцен фильма – обнаружение Ли письма от убийцы в своем доме. Как и положено маньяку, Длинноногий в таинственном послании дает намеки на подробности уже совершенных преступлений, предвосхищает будущие убийства и дразнит девушку знанием даты ее рождения. Это действительно жутко, но постойте – а откуда монстр знает, что над его делом работает именно агент Харкер, и что еще важнее, откуда он знает, где она живет? Мы видим, что Ли намеренно не делится деталями дела с матерью, однако Длинноногий всё же получает нужную ему информацию. Есть ли в этом элемент сверхъестественного? Может быть. Но больше-то маньяк ничего странного не демонстрирует – не ходит сквозь стены, не летает и не растворяется в воздухе. Он осязаем, но при этом умеет появляться из ниоткуда. Так как же он узнал адрес Ли?
Почему Длинноногий не вышел на Ли раньше?
Задумывались ли вы о целях, преследуемых Длинноногим в "Собирателе душ"? Наблюдая за тем как летит в темную пропасть разум Ли Харкер легко утратить концентрацию и проигнорировать истинные цели маньяка. А ведь они неоднозначны. Можно подумать, что Длинноногий только и ждал момента, чтобы сдаться и покончить с собой прямо на допросе, но до своей смерти монстр дает знать, что Ли – часть чего-то бОльшего. Отсюда у меня вопрос – а зачем весь этот спектакль? Зачем Длинноногий ждал, чтобы Харкер поставили на расследование его злодеяний? Девушка и прежде проявляла "шестое чувство", обладала особой проницательностью и даром предвидения – разве нельзя было просто подойти к ней после работы? Если Длинноногому нужна была новая партнерша, то все условия привлечь Ли были и раньше. Или у монстра был иной план?
Почему ФБР ни разу не обнаружила следов Рут?
Из фильма нам становится понятно, почему полиция долго не могла выйти на след маньяка-альбиноса – тот просто никогда не находился в местах преступлений, для запуска механизма убийств у него была подручная, которой доверяли в любой семье. При этом мы видим, Рут, приносящей в дом кукол с "темной энергией", пьющей с хозяевами чай, общающейся с обитателями дома, сидящей в их гостиных – и в то же время полиция утверждает, будто ни в одном из дел не было подтверждения того, что в доме находился кто-то еще помимо членов семьи. Частью сделки с Темными силами для Рут было и то, что ей приходилось оставаться в доме до тех пор, пока там хоть кто-то остается в живых – неужели после кровавых убийств она стирала отпечатки и собирала выпавшие волосы? Но даже в этом случае, остатки ДНК, частички кожи и одежды, следы протекторов шин и обуви – что-то должно было остаться. Ну, или полиция работала очень плохо.
Что случилось с пистолетом Ли в финале?
Кульминацией погони Ли за наследием Длинноногого приводит нас к ужасающей развязке – в погоне за матерью агент Харкер прибывает в дом своего начальника и обнаруживает, что тот уже попал под темные чары "проклятой" куклы. Босс Ли угрожает убийством жене и дочери, поэтому Харкер убивает его из своего табельного оружия в тот же момент, когда мужчина лишает супругу жизни. Парой секунд позже Ли приходится застрелить и свою мать, поскольку та намеревалась напасть на дочь и завершить запланированное преступление. А вот дальше происходит странное – выстрела в голову куклы не случается. И эту сцену можно интерпретировать по-разному. Кто-то считает, что осечку соорудил сам Дьявол, желающий прибрать к себе потерявшую рассудок Руби. Другие допускают, что Ли сама поставила пистолет на предохранитель, посчитав, что девочке лучше оставаться в забытьи и не осознавать, что случилось с ее семьей. Вполне возможно, что в этой сцене мы видим победу Темных сил – Ли убила Рут, но сама заняла ее место, а своей "наследницей" сделала Руби. Всей правды, как говорится, мы не узнаем...
Почему Ли сразу не уничтожила куклу?
Финальная сцена ставит перед нами и еще один очевидный вопрос. Разобравшись с механикой "проклятия Длинноногого", Ли мчалась к месту следующего преступления, твердо зная, что главная опасность для будущих жертв таится в кукле, которую ничего не подозревающей семье дарит ее притворяющаяся церковной служкой мать. И кажется очевидным первый же ход на месте преступления – Харкер должна была просто уничтожить куклу первой же пулей, и все были бы спасены. Уничтожить фарфорового монстра можно было сразу или когда уже одержимый Картер вышел в кухню, но... Ли ничего не сделала. Она покорно дождалась крови. Это дает мне основание считать, что главная героиня прибыла в дом своего начальника не в качестве спасителя, а для чего-то иного. Это ли не доказательство того, что Ли перешла на Темную сторону и продолжает дело Длинноногого вместо того, чтобы поставить в ужасающей истории точку?
Как видите, даже задавая просто вопросы, мы вглядываемся в тьму "Собирателя душ" всё пристальнее и пристальнее. У меня до сих пор нет ответа на простой вопрос – что двигало Длинноногим. Не понимаю, что в картине можно объяснить рационально, а что в нем находится на территории сверхъестественного. Границы реального и мистического здесь стерты, зыбки, иллюзорны. И от этого становится только страшнее. Не назову "Собирателя" лучшим фильмом в истории кино, но это определенно та лента, к которой хочется вернуться после первого просмотра. Как бы она ни пугала.
Рад буду ознакомиться с вашими соображениями о картине в комментариях. Есть ли у вас ответы на мои вопросы, или вы задаетесь своими? Давайте обсудим. А пока вы собираетесь с мыслями, я переключусь на новые темы – столько всего хочется написать! Если любите почитать о фильмах и сериалах, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно, а еще лучше – подпишитесь на наш телеграм. Тогда точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не принимайте подарков от незнакомцев, и...
Увидимся в кино!