Говорят, главный парадокс советского времени состоял в том, что в магазинах ничего не было, а холодильники у всех ломились от продуктов, включая дефицит или деликатесы ("Это на Новый год!").
Мой личный парадокс состоит в том, что несмотря на закрытие аэропорта Краснодара (город, в котором я живу), да и юга в целом, - исключая Сочи и МинВоды, - я стал летать так много и часто, как не летал раньше.
Соответственно вижу множество разнообразных аэропортов в городах нашей страны и за рубежом. Они различаются примерно так: есть аэропорты мегаполисов, у нас в Москве - Шереметьево, Домодедово, Внуково - большие, многотерминальные, с развитой внутренней инфраструктурой от буфетов до мест, где можно помолиться перед полетом. Это воздушные ворота страны, с красивым современным дизайном, массой удобств.
Воздушные ворота городов также отличаются, в зависимости от того, принадлежит ли аэропорт маленькому или большому городу. Пулково в Петербурге, Толмачево в Новосибирске, те же Сочи в нашем Краснодарском крае - это цивилизованные, крупные аэроструктуры. А вот аэропортик в Благовещенске - крохотный, компактный, почти игрушечный, очень советский.
В целом же аэропорты страны не отличаются особо архитектурой - она типовая и очень скучная. Сегодня расскажу вам о том, каким может быть современный аэропорт.
Всем привет, с вами Алексей Норкин, я руковожу строительной компанией, строю индивидуальные дома, поэтому рассказываю в дзене о жизни на юге нашей страны, о трендах домостроения, о великих и просто интересных дизайнерах и трендах в отделке домов. Я часто перемещаюсь по стране и планете по делам и отдыха ради, так что рассказываю и про путешествия.
Люблю горы, леса, реки, море. Люблю новые места. Иногда до них надо долететь. И вот что я выяснил про один из самых современных аэропортов Индии.
1. Аэропорт - это доходный бизнес
Есть такая международная компания, которая делает мировые крутые архитектурные проекты - "Скидмор, Оуингс и Меррилл" , в оригинале "Skidmore, Owings & Merrill", для краткости SOM.
Одна из ее специализаций - строительство аэропортов: с нуля, реновация, возведение нового терминала.
В копилке проектов компании: международный аэропорт Сан-Франциско (международный терминал), новый терминал международного аэропорта Канзас-Сити, международный аэропорт имени Джона Ф. Кеннеди ( здание международного зала прибытия), Терминал 4 Аэропорт Дублина – Пирс D и Скайбридж, международный аэропорт Сиэтл-Такома (международная зона), Международный аэропорт Торонто Пирсон (терминал 1), международный аэропорт имени Чатрапати Шиваджи, Мумбаи (терминал 2) и другие.
Одна из последних работ компании связана с перестройкой международного аэропорта Кемпеговда, аэропорт Бангалора (BLR).
Аэропорт построили в мае 2008 года, и первоначально он был рассчитан на прием 3,5 млн пассажиров в год, но из-за спроса билетов на это направление его перепроектировали для обслуживания 12 млн пассажиров. Произвели реконструкцию, которая увеличила размеры терминала, количества стоянок самолетов, продумали новую компоновку рулежных дорожек, выстроили вспомогательную инфраструктуру. Через десять лет он уже обслуживал 26 миллионов пассажиров, и был признан вторым по темпам роста аэропортом в мире RoutesOnline, а также «Лучшим региональным аэропортом Индии и Центральной Азии» по версии Skytrax в 2018 году.
И вот такой преуспевающий, стабильно доходный аэропорт, решили расширить, осовременить и придать ему тем самым новый импульс для развития.
2. Аэропорт как туристический объект
На картинке, кстати, основатель города, именем которого назван аэропорт - Кемпеговда I. Индия свято бережет традиции и сращивает их с современным, ультратрендовым опытом.
С помощью международной архитектурной компании SOM в марте 2023 года закончилась еще одна генеральная перестройка, аэропорт существенно расширил число линий регистрации, полос посадки, объектов инфраструктуры, технических корпусов с мегасовременной начинкой. И по итогам года аэропорт обслужил уже 31,91 млн пассажиров (28,12 млн внутренних и 3,78 млн международных). Сегодня это самый загруженный аэропорт Южной Индии и третий по величине аэропорт в стране с населением в 1,4 млрд человек.
Бангалор называют Кремниевой долиной Индии, и это один из крупнейших биотехнологических центров в стране. Бизнес-контакты и число совместно реализованных международных проектов, оказалось, напрямую связано с работой аэропорта и качеством удобств, предоставляемых путешественникам.
Кроме того, аэропорт сам по себе стал сенсацией, которая интересует людей сама по себе как туристический объект.
3. Бамбук и ротанг вместо стекла и металла
В этом аэропорту (точнее, в новом терминале-2, - прочие терминалы обновлены без радикальных перемен) привычное и логичное для зданий такого типа сочетание стекла и металла заменено на сочетание бамбука, ротанга и живой зелени. Из-за таких перемен Терминал- 2 стал напоминать Эдем - парящие в невесомости райские кущи.
Аэропорт, при этом, не про красоту - пассажир, ожидающий посадки на самолет, как правило, созерцает красивое недолго. Он про бесперебойную и безаварийную работу авиатранспорта.
Достоинство нового термина состоят не только в очаровательных видах, а в том, как в эту красоту вписаны службы, позволяющие в час пик одномоментно пропускать 2300 пассажиров. Это всепогодный аэропорт, круглосуточный, соответствующий все стандартам мировой авиации.
Архитекторы совместно с ландшафтными архитекторами Grant Associates и дизайнерами Абу Джани Сандипом Хосла придумали «терминал в саду», который бы успокаивал людей, отправляющихся в путь, и встречал бы буйством зелени тех, кто прибыл в Индию. От зала транзита через вход в терминал и далее к выходу пассажиры перемещаются через каскады озелененных пространств: водопады, сады, зеленые стены, висячие сады. Это очень красиво, это настолько захватывает людей, что, по опросам, они перестают тревожиться из-за полета.
Потолок в Терминале -2 выполнен из слоев перекрещивающегося бамбука. С одной стороны, это не мешает потокам света заливать пространство, с другой, выглядит как садовая беседка, располагающая у умиротворенному отдыха, с третьей, жёсткий солнечный напор тем самым усмиряется и фильтруется.
Под цвет бамбука и ротанга подбирали основательные материалы: гранит цвета слоновой кости, кирпич цвета умбры, металл с латунным блеском.
4. Современный аэропорт - это рациональное энергопотребление
Бангалорский Терминал - 2 отличается построением оригинальной экосистемы - дизайна, направленного на работу полностью возобновляемой энергоресурсов: солнечной энергии, интеллектуальных системы освещения, оригинальных разработок в вентилировании зданий, а также использование легкозаменяемых, недорогих, возобновляемых материалов.
Пассажир, даже самый приятный и аккуратный, от ожидания ерзает на своем месте и протирает обивку кресел, сбивает чемоданами углы, царапает перегородки и т.д. Бамбук и ротанг - в традиционных формах плетения - оказались недорогими и легко заменяемыми материалами для кресел, ламп, перегородок, а обтекаемые формы заданных пассажиропотоков снизили риск ущерба для стен и лестниц здания.
Отдельная тема - орошаемыми сады, которыми украшен весь терминал: водопады в торговой зоне снижают температуру воздуха. Влага, собираемая в бассейнах распыляется на растения в виде дождя и тумана. Это закрытый цикл, который призван очистить воздух и снизить затраты на охлаждение помещения в жаркой Индии.
Команда инженеров-конструкторов SOM сотрудничала с командами архитекторов и планировщиков, чтобы создать эффективный, адаптивный и устойчивый дизайн терминала. Непрерывное цветение в зеленых зонах - это и красота для глаз пассажира, но это и поглощение сверхактивного солнца, одновременно, притененные места.
5. Современный аэропорт - это эскиз для завтрашнего дня
Люди природой своей заточены на эволюцию, без перемен человек не развивается. Мода на цвета, формы, ткани, материалы будет постоянно меняться. Хороший аэропорт - очень дорогое сооружение. Он, на самом деле, дополнение к главной части - технической, невидимой пассажиру, основной части со взлетными полосами, стоянками для самолетов и техническими блоками. Получается вроде бы какая-то ерунда: дорогое сооружение меняться часто не может, но аэропорты не могут не меняться - иначе они устаревают и выглядят устало.
Архитекторы из SOM сформулировали еще одно важное правило аэропорта - это должен быть как "пиджачок на вырост" - с возможностями расширения и обновления.
"Изменения в отрасли неизбежны — устаревание объектов неизбежны. Здания терминалов должны планироваться с максимальной гибкостью и адаптивностью в качестве основы для дизайна, который может быть одинаково резонансным и долговечным", - считает Дерек А.Р. Мур , руководитель отдела проектирования, руководитель практики аэропортов и транспорта компании SOM.
Была в аэропорту типовая транзитная зона - вы тоже по такой ходите, когда прямиком из автобуса (который забирает вас от самолета), двигаетесь в здание аэропорта. Обычно это простой коридор. Его задача - осуществить трансфер масс людей из пункта А в пункт Б.
Специалисты SOM и их подрядчики из ландшафтной компании высадили на улице, по ходу этой зоны, деревья с пышными кронами, а внутри разместили кашпо с живыми растениями. Комфортность зоны повысилась, повысился уровень, класс места.
В зонах ожидания разместили зеленые стенки. Чтобы избавиться от некоторой заурядности таких стенок, по ним пустили живые лозы с настоящим виноградом, а в оранжерейной зоне высадили плодоносящие многолетние оливы.
Все природное обычно очень долго не выходит из моды. Но если все же появятся запросы на какие-то новые решения, цена перемен будет минимальной - здесь не придется ломать стенки и делать грандиозную перестройку.
Изменятся потолочные тренды, тренды на освещение - готовые фермы для монтажа (они скрыты под плашками) позволят смонтировать что-то новое.
Не удивительно, что такой гибкий, экологический проект, рассчитанный на использование местных строительных материалов и передающий специфику места, был отмечен многими архитектурными премиями 2024 года.
Проект, на мой взгляд, воздушный, легкий, изящный. Это демоверсия джунглей. Примерно так - со своей национальной спецификой, оригинально, современно, экологично, энергосберегающе должны выглядеть все современные аэропорты.
Напишите, что вам нравится и что не нравится в аэропортах городов, где вы часто бываете.