Найти в Дзене
Счастье на научном

Культурный код здоровья по-русски

Прочитала недавно свежую статью академиков про социокультурный код здоровья. В ней авторы предлагают посмотреть на отношение и действия людей к своему здоровью - сохранение или пренебрежение - через призму культуры, вместо привычных социальных характеристик: пол, возраст, социальное положение, уровень образования, место проживания и др.

В рамках моего неформального исследования культурных кодов счастья, мне показался крайне любопытным этот подход.

Народная мудрость говорит: «Даст Бог здоровья, даст и счастья».

Здоровье свое и близких во всех наших опросах называется одним из главных слагаемых для счастья. Ни одно праздничное застолье не обходится без тоста за здоровье.

Казалось бы с учетом этого, мы должны быть просто озабочены своим здоровьем и заниматься постоянно его сохранением и улучшением, благодаря чему быть самыми здоровыми из всех здоровых, и самыми счастливыми из счастливых.

О том, что происходит в реальности, каков культурный код здоровья, какая связь существует между здоровьем и счастьем в нашей культуре и многом другом мы поговорили с Александрой Чистяковой, кандидатом медицинских наук, спортивным врачом, well-being & beauty экспертом, автором канала «KCH_health».

Из архива Александры Чистяковой
Из архива Александры Чистяковой

По данным майского опроса ВЦИОМ, что состояние здоровья все чаще оценивается россиянами как «слабое» и «очень слабое». И только треть считают его хорошим. Это отражает реальную картину дел? Поделись актуальными данными по состоянию здоровья населения России.

По данным Минздрава России, в 2023 г. лишь 22% россиян, прошедших диспансеризацию и профилактические осмотры, признаны здоровыми.

Сложно говорить о достоверности этих данных в силу технических аспектов проведения диспансеризации: врачи «сидят» на потоке, слабо вооружены инструментально, да и люди приходящие на такие осмотры, настроены часто скрывать информацию о состоянии здоровья.

И тем не менее, массовая диспансеризация - это единственный доступный метод оценки состояния здоровья и выявления заболеваний на ранних стадиях, когда еще нет симптоматики. Аналогом диспансеризации могут выступать чек-апы, но увы, это удовольствие доступно не всем.

Если говорить о субъективной оценке состояния здоровья, то, на мой взгляд, статистика заболеваемости не самый информативный показатель. Мы даем оценку собственному здоровью исходя из личной оценки качества жизни. Допустим, у человека есть серьезное системное заболевание, с проявлениями которого он научился справляться - настраивает себя позитивно и живет полноценной активной жизнью. Какова вероятность, что во время опроса такой человек назовет свое здоровье плохим?

Не стоит забывать, что на ответ также может влиять масса внешних (порой ситуативных) факторов, начиная с настроения с утра, заканчивая физиологическим состоянием голода или жажды. Оценка собственного здоровья человека это однозначно измерения в поле «стакан наполовину полон или стакан наполовину пуст».

Культура влияет на поведенческие установки в отношении здоровья жителей тех или иных стран?

Я думаю, что однозначно влияет.

Например, в арабских странах отношение к здоровью во многом определяет религия. Согласно исламу, здоровье — это дар Аллаха, который человек обязан беречь и которым он должен распорядиться наилучшим образом. Содержащиеся в Коране и Сунне заповеди и наставления способствуют поддержанию физического и духовного благополучия человека.

В китайской культуре проблема здоровья и долголетия является актуальной с древнейших времен. Для китайцев здоровье одна из главных ценностей, что отражено в китайской мифологии, фольклоре и литературе. Напротив, болезнь воспринимается китайцами как антиценность. Поэтому сохранение здоровья, поиски средств для достижения вечной юности и вечной жизни занимало и занимает ни одно поколение жителей Поднебесной всерьез.

Я думаю, что в нашей культуре нет понимания, что здоровье начинается от здоровья, а не от болезни. То есть тогда, когда наш организм нормально функционирует и не проявляет патологических симптомов. Возможно, с этим связано устройство и нашей системы здравоохранения, а именно: наша модель заточена на работу с «больными», а не здоровыми.

Когда я училась в ординатуре, нам преподавал валеологию – науку о здоровье здорового человека академик Александр Николаевич Разумов. Сейчас благодаря активной деятельности инфоциган - это понятие дискредитировано и даже в запрещенной Википедии стоит под клеймом FAKE.

Зато мы верим в чудеса. Древнеславянские заговоры – корень русской народной медицины. Все они имели определенную форму и строились строго по плану. Вот, например, типичный заговор – от зубной боли: “ Как земляника засыхает и завядает, так чтобы у ... (называлось имя больного) зубы замирали и занемели, по сей день, по сейчас”.

Врач с его объективной картиной мира не вписывается в мифологическое мышление, а это дает море возможностей для разного рода шарлатанов.

Американский психолог французского происхождения Клотер Рапай, исследуя культурные коды – бессознательные смыслы, которые люди из разных культур вкладывают в здоровье, обнаружил, что американский культурный код здоровья, как физического, так и духовного — это ДВИЖЕНИЕ. Другими словами у американцев хорошее здоровье — это возможность двигаться. Американский код здоровья предопределяет оптимистическое видение будущего американцев. Они уверены, по мнению ученого, что если будут вести активную, насыщенную жизнь, то сохранят здоровье. И до тех пор, пока им есть чем заняться, они не утратят жизненных сил.

А какой русский культурный код здоровья? Что такое быть здоровым у нас? Есть идеи? Попробуй сформулировать.

В основе любого культурного кода лежит национальная «система смыслов», как в стихах Маяковского «Что такое хорошо?..» - устоявшиеся понятия и ценности, пронесенные поколениями, выработанные опытным путем.

Русский народ исторически жил в тяжелых природных условиях, на территории с большой протяженностью, что безусловно, сформировало наш код здоровья. Я думаю, что наш культурный код здоровья - выживание.

Быть здоровым на Руси означало быть в состоянии содержать большую семью, возделывать поля, добывать еду, быть в состоянии переживать невзгоды. Быть здоровым ровнО быть крепким физически и смиренным морально.

Славянское прилагательное "здоровый" является производным от "dorvo" - "дерево", то есть здоров тот, кто похож на дерево, такой же высокий и крепкий. Помимо визуального восприятия здорового человека как большого, крепкого, высокого, есть еще и ассоциативное восприятие – нельзя сломить, согнуть, сдержит все непогоды и напасти. Оттуда, возможно, нежелание русского человека делиться тем, что болит, «обнажать» свои слабые стороны, например, во время диспансеризации.

Как думаешь, наш культурный код здоровья влияет на отношение к врачам и их рекомендациям? Болезням и больницам?

У нас люди в целом не любят обращаться к врачам и немало им доверяют. Любой эксперт в области получения медицинских услуг рекомендует получить 2-3 мнения, если дело касается тяжелого диагноза. Для сравнения в Швеции 94% населения безоговорочно доверяют врачам — настолько, что не ходят за вторым мнением даже тогда, когда слышат диагноз-приговор.

И этому есть объяснения.

В Российской империи было весьма специфическое отношение к профессиональной медицине, которое трудно назвать дружелюбным. И дело не в языческих корнях, а в неэффективности организации службы здравоохранения и очевидно низком уровне компетенций врачей.

Так, на Самарскую губернию, где до Земской реформы 1864 г. на 1,5 млн сельских жителей приходилось 2 врача, проживавших и работающих непосредственно в деревнях. Напомню, что в это время еще не была развита фармакология, а лечение по большей степени основывалось на интуиции.

Если к этому добавить еще такой канал передачи информации о врачах, как слухи, то надо ли говорить – какие страхи и недоверие это сформировало, которые передавались у нас из поколения в поколение.

Можно ли изменить культурный код в отношении здоровья? Если да, то как?

На изменение культурного кода нужно время и контекст. Учитывая историю нашей страны, чтобы изменить сложившееся отношение к медицине и собственному здоровью необходимо продолжительное время в стабильной среде (без войн, революций, эпидемий и т.д.).

Если считать, что возможность выживать в условиях изменений – наш культурный код здоровья, то стоит ли его менять? Вот в чем вопрос.

Назови самые важные и необходимые действия человека, который хочет быть здоровым в любом возрасте.

Раз уж такой разговор, то давай и принципы озвучим привычными нам культурными установками.

1. «Чистота — залог здоровья». Мне нравится наблюдать возрождение понятия «гигиена» – как набора превентивных действий в любой области. Сейчас появились такие понятия, как например, цифровая гигиена, включающая в себя безопасность личных данных или периоды детокса от социальных сетей. Поэтому объёмное понятие гигиены здоровья, как набора последовательных, а главное превентивных действий не теряет своей актуальности. О здоровье надо заботиться до того, как его не станет.

2. Поговорку «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле», авторство которой приписывают Александру Суворову, великому русскому полководцу я вообще считаю основой понятия здорового образа жизни. «Голова в холоде» означает для меня сохранение стабильного эмоционального фона, то, что в восточных практиках называется ZEN и помогает сохранять ясность ума, а с медицинской точки зрения управлять собственным гормональным фоном. «Живот в голоде» - это про разумное умеренное питание, ведь, сытый человек более ленив, расслаблен, менее расторопен и легок на подъем. «Ноги в тепле» в буквальном смысле говорят об особенностях терморегуляции и кровоснабжения организма, поэтому у большинства людей ноги и так холодные, а если их переохладить, то это чревато не только судорогами, но и простудой. Сохранение ног несет в себе более важный смысл – сохранение мобильности.

3. «Здоровьем слаб, так и духом не герой» подчеркивает значимость ментальной составляющей в сохранении здоровья. В культ предков древних славян входили также и анимистические представления (анима – душа). Когда человек умирал, по думам древних славян, душа его, или дух, уходила из тела, как “дымец малый”. Судьба этих духов, по представлению древних, различна. Часть из них остается на земле, творя добро и зло, другая часть отправляется на небо, продолжая влиять на жизнь потомков. Душа в этом представлении выступала чем-то отличным. Перенося смысл на современные реалии можно провести параллель с позитивным мышлением. Позитивное мышление в значительной степени способствует укреплению иммунной системы человека.

Что я не спросила, а это важно?

Почему сейчас так остро возникла потребность поиска собственной национальной идентичности? Так ли важно искать причинно-следственные связи в «особенностях национального здоровья»?

Я предлагаю ответить на этот вопрос тебе, как философу.

Другие интервью Александры Чистяковой на канале "Счастье на научном":

ЗОЖ счастливых людей