Доходы ритейлеров выросли: увеличение выручки крупнейших из них достигает 60-90%. Главную роль в этом сыграла инфляция, однако эксперты указывают, что федеральные торговые сети все чаще поглощают локальные, расширяя присутствие в регионах.
Продуктовые ритейлеры в первом квартале 2024 года продемонстрировали рост: их выручка составила 2,5 триллиона рублей, увеличившись на 24% год к году, следует из аналитики Infoline. У компании X5 Group за первые три месяца текущего года прибыль достигла 878 миллиардов рублей, показав рост на 27% по сравнению с результатом 2023 года. Причем рост произошел во всех торговых сетях компании. Так, в магазинах «Пятерочка» выручка выросла на 25% до 686,5 миллиарда рублей, у «Перекрестка» на 19% и достигла 120,6 миллиарда рублей, а у «Чижика» на 143,5%, достигнув 45,6 миллиарда рублей.
Выручка компании продолжает расти. Согласно недавно опубликованным финансовым результатам за второй квартал 2024 года, чистая выручка X5 Group увеличилась на 25,1%. Ритейлер открыл 582 новых магазина по всей стране, включая 404 магазина «у дома», 9 супермаркетов и 169 дискаунтеров «Чижик». При этом у последнего выручка за второй квартал выросла на 113% год к году.
Второй результат по объему выручки показал ритейлер «Магнит», у которого показатель вырос на 16%, составив 677 миллиардов рублей. На 20% выросла выручка сети магазинов «Красное и Белое» и «Бристоль», входящие в группу Mercury Retail Holding (в январе 2023 года владельцы бизнеса Сергей Студенников, Игорь Кесаев и Сергей Кациев основали юридическое лицо «Меркурий ритейл холдинг» в российской юрисдикции. Изначально холдинг Mercury Retail Holding был зарегистрирован на Кипре).
Рост в 62% продемонстрировала торговая сеть «Лента», сделав выручку в 677 миллиардов рублей. Рентабельность компании увеличилась на 0,4% и составила 6,4%. Увеличение прибыли «Ленты» произошло в том числе благодаря приобретению в 2023 году сети магазинов у дома «Монетка». Также ритейлер активно развивает онлайн-каналы продаж.
Впервые в десятку попал сервис доставки продуктов «Самокат», который за первые три месяца 2024 года показал выручку в объеме 63 миллиарда рублей, что выше результатов 2023 года на 96,5%. Ритейлеры «Auchan», «Metro» и «О’кей» показали скромные, относительно других игроков, результаты в 3%, 13% и 7% роста.
Основная причина роста выручки — высокая инфляция
Президент некоммерческого партнерства «Гильдия маркетологов» Игорь Березин перечислил три основных фактора, повлиявших на рост выручки. Первой причиной служит инфляция, которая, по разным оценкам, составляет от 8 до 10%. Причем рост выручки ниже 10% не говорит об увеличении рентабельности бизнеса, поскольку инфляция нивелирует этот рост, подчеркнул эксперт. Реальное увеличение выручки происходит, если показатель увеличивается как минимум на 15%.
Вторым источником увеличения доходов Березин назвал открытие новых магазинов.
— Например, у вас была сеть, в которой 20 магазинов, вы открыли еще два магазина, и у вас там идут новые продажи. Это может быть естественный путь, если вы нашли еще неохваченную точку, что в больших городах маловероятно. Чаще бывает, что строится новый микрорайон, три больших дома. И вот на первом этаже там открывается магазин одной из сетей, — перечислил собеседник «Вечерней Казани».
Однако чаще торговые сети либо закрываются совсем, либо сокращается количество торговых точек, подчеркнул эксперт. Он привел в пример татарстанскую сеть «Бахетле», которая проводила активную экспансию в Москве и открывала свои магазины. По словам Березина, до наших дней «дожило» только два из них: магазин не выдержал конкуренции с более доступными «Пятерочками» и «Магнитами» и закрылся. После «Бахетле» на том же месте открылся «Чижик», посетительский трафик заметно увеличился, так как на определенный перечень продуктов цена самая низкая в ритейле. Это является главным конкурентным преимуществом дискаунтеров, в отличии от локальных торговых сетей или небольших продуктовых, в которых продукты стоят значительно дороже, подчеркнул Березин.
Третьим источником эксперт назвал органический рост, то есть повышение производительности труда, когда в торговой сети поддерживается высокое качество сервиса, реклама эффективна, а посещаемость и средний чек растут.
Березин сомневается, что показатели увеличились благодаря резкому увеличению потребления. Он допустил, что в отдельных категориях могли быть зафиксированы колебания, как это произошло с куриными яйцами в начале года, однако основная причина роста дохода ритейлеров заключается в высокой инфляции.
Рост продаж обеспечили несколько одновременно действующих фактора, уверен аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» Артем Михайлин.
— Несомненно среди этих факторов есть и расширение рынка и увеличение доли ритейлеров. Постепенно продолжает расти доля современной розницы и снижается доля традиционной торговли. Рынок розничной торговли в целом продолжает расти на фоне увеличения потребления и постепенного роста доходов населения. Происходит консолидация рынка. Более эффективные игроки, коими и являются крупные федеральные сети, постепенно вытесняют менее эффективных малых игроков, — сказал эксперт.
Локальные сети не выдерживают конкуренции с федеральными
Напомним, что согласно федеральному закону о торговле, рыночная доля торговых сетей в одном муниципальном образовании не должна превышать 25%. Однако в мае на площадке Минпромторга России обсуждали вопрос о ее повышении до 35%, но тогда поправки не поддержали единогласно, и решение сочли нецелесообразным для всей страны.
В Татарстане допустимую долю в 25% по результатам 2023 финансового года превысили федеральные торговые сети «Пятерочка» и «Магнит», сообщили нашему изданию в татарстанском УФАС России. В ведомстве добавили, что подобный показатель сохраняется уже на протяжении многих лет. Кроме того, по итогам прошлого года 25% в общей доле продаж превысила ООО «Табыш» (торговая сеть «Находка»).
В пресс-службе татарстанского УФАС пояснили, что само по себе превышение 25%-ной доли не считается нарушением. Если хозяйствующий субъект превысил эту долю в предыдущем году, то в текущем ему запретят приобретать дополнительную торговую площадь в границах муниципального образования, в котором установлено превышение 25%-ной доли.
ФАС России не поддерживает инициативу повысить предельно допустимую долю торговых сетей в регионах с 25% до 35% от оборота локального рынка.
— Повышение установленного Законом о торговле порога может привести к увеличению рыночной власти действующих торговых сетей, созданию дополнительных барьеров для входа на товарный рынок субъектов малого и среднего предпринимательства, усилению давления на поставщиков и ограничению доступности производимых ими товаров конечным потребителям. Это вызовет сокращение ассортимента, снижение ценовой доступности товаров, перераспределение дохода в цепочке от «поля до прилавка» в пользу более крупных торговых сетей, — предупредили в ведомстве.
За 2023 год доля татарстанских торговых сетей в республике заняла всего 2,8% от общего объема продаж всех продовольственных товаров в Татарстане. В их число входят «Августина», «Бахетле», «Калибри», ТД «Челны-Хлеб», ТД «Йола Казань», «АГАТ», «Казанский хлебозавод №3».
Торговые сети диктуют свои правила игры
О сложности попадания местной продукции на полки федеральных магазинов в разговоре с журналистом упомянул и первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Татарстана Артур Николаев. Он рассказал, что ТПП провела ряд торговых сессий с участием федеральных сетей и Минпромторга Татарстана.
— Пытались напрямую связать производителей и категорийщиков, которые отвечают в каждой сети за тот или иной продукт, чтобы понять, на какие критерии они смотрят, дать обратную связь по тому, с какими трудностями они сталкиваются при взаимодействии с федеральными сетями. Основная проблема — отсутствие обратной связи, невозможно понять, почему с тобой не связываются, не берут твой товар, — сообщил собеседник.
Николаев также обратил внимание, что ритейлеры диктуют свои правила игры и снижают стоимость товара до минимума. Для потребителя это лучше, но это ограничивает рост компаний, производящих продукцию.
Зампред Правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов обратил внимание, что регионы с превышением порога доминирования одной розничной сети не столь эластичны в цене. Там сети могут устанавливать более высокую наценку, зарабатывая на своем доминирующем положении.
— Для развития продовольственной отрасли и оптимизации цен на полке важен приход новых инвесторов и сохранение конкуренции. Этого можно достичь за счет ограничения по доминированию сетей. Вместо инициатив по расширению порога доминирования, нужно дать возможность развиваться небольшим и средним каналам сбыта, — сказал эксперт.
«Федеральные сети предлагают более низкие цены из-за эффекта масштаба»
Аналитик «Финам» Игнат Иванов заметил, что региональные сети сдают свои позиции не первый год. Помимо того, что федеральные ритейлеры открывают собственные магазины в регионах, они также выкупают региональные сети и трансформируют их под себя. Эксперт напомнил, что за последние годы «Магнит» приобрел лидирующую сеть «Самбери» на Дальнем Востоке, X5 купила оператора магазинов в ЮФО «Тамерлан», а «Лента» приобрела уральскую сеть «Монетка».
Причинами такого вытеснения локальных сетей с рынка Иванов считает то, что федеральные сети предоставляют лучший клиентский опыт: обычно у них больший ассортимент, сильнее развита программа лояльности, лучше организовано торговое пространство, а в некоторых регионах организована доставка продуктов. К тому же, зачастую крупные федеральные сети предлагают более низкие цены из-за эффекта масштаба.
Эксперт заметил, что ритейлеры не станут увеличивать объем местной продукции по своей воле. Это можно реализовать через давно обсуждаемый закон о «российской полке», когда федеральных ритейлеров обяжут представлять в своих сетях товары локальных производителей.
А вот Игорь Березин не согласился, что поглощение локальных сетей федеральными может нанести урон по малому и среднему бизнесу.
— Если на месте «Бахетле» появляется «Спар», то он должен продавать огурцы и помидоры. Он не повезет их из Краснодарского края, а пойдет искать производителя в Татарстане или в соседних регионах. Да, он более жесткий, поскольку у него есть выбор. Он будет заставлять поставщиков следовать этим правилам, — поделился своим мнением президент Гильдии маркетологов.
Доходы ритейлеров продолжат расти
Аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева считает, что доходы ритейлеров продолжат расти, поскольку на данный момент потенциал «захвата» новых территорий в регионах все еще высок.
Пырьева также не поддерживает инициативу Минпромторга поднять максимальную рыночную долю торговых сетей до 35%, поскольку это ухудшит возможности для развития существующих локальных магазинов и в еще большей степени усложнит выход на рынок новых игроков. Развитие локальных сетей важно, в том числе, для развития локальных производителей, поскольку им гораздо сложнее попасть на полки к ритейлерам. При этом присутствие в рынке и федералов, и локальных игроков важно для поддержания здоровой конкуренции, резюмировала эксперт.
Автор материала: Алия Резванова