Найти тему
Триумфальная Арка

Прогнозы и ожидания по вторичному рынку недвижимости на июль 2024

«Отмена льготной ипотеки не стала стрессом для вторичного рынка жилья» (с) Вячеслав Шеянов

Рынок недвижимости после отмены льготной ипотеки находится пока в непонятном состоянии. Некоторые аналитики отмечают, что отмена льготной ипотеки стала стрессом для рынка. Но так ли это? Этот вопрос я задаю генеральному директору агентства недвижимости «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА» Вячеславу Шеянову.

– Совсем нет. Для вторичного рынка точно никакого стресса нет. Он как работал, так и продолжает работать. А вот для застройщиков вполне может быть. Но мы не занимаемся рынком новостроек, поэтому не могу сказать, насколько трудно переживают застройщики и их клиенты этот момент.

Что-то поменялось на вторичном рынке после 1 июля?

– По всему рынку сказать не могу, но в нашей компании точно ничего не поменялось. Продавцы идут активно и заключают с нами договоры.

Потому что сами не могут продать?

– Совершенно верно. Покупатели сами не идут, их надо искать, а для этого нужно быть профессионалом. Но скоро, надеюсь, ситуация изменится…

И покупатели пойдут более активно?

– Думаю, что да. Льготную ипотеку не продлили, поэтому ждать нечего, надо решать свой жилищный вопрос. Кроме того, сейчас идёт накопление покупателей. Ставки выше 19% всё же для многих покупателей высоки. И они, естественно, ждут понижения ставок.

-2

Некоторые банки предлагают взять ипотеку под 23%.

– 23% – это уже перебор. А вот под 19%, я считаю, есть смысл брать. Потом вы сможете рефинансировать. Сейчас же плюс в том, что можно хорошо поторговаться и добиться приличного снижения цены.

Да, льготная ипотека очень способствовала поднятию цены.

– Безусловно. Льготной ипотекой первичный рынок наводнили деньгами и подняли цены, а вторичка за ним пошла вверх. Но цены будут снижаться. Пока мы не видим этого в рекламе, но в реальных сделках мы это наблюдаем. И порой бывает довольно хороший торг, к тому же на вторичке не всегда вопрос стоит в цене. Человек же решает свои жизненные проблемы и рассчитывает, позволит ли ему продажа по предложенной цене решить свой жилищный вопрос. Если да, то на торг идёт охотно.

Скажите, снижения спроса неизбежно?

– Да, но на какое-то время. Потом же всё войдёт в норму…

В СМИ пишут, что 70% квартир не пользуются спросом. Это правда? Если да, то почему?

– Цена высокая, но в разных районах Москвы и цены разные. И если покупатель не привязан к району, то выберет ту квартиру, цена которой ему по силам. А если уж и в самом дешёвом районе берут плохо, то тогда надо снижать цену.

Но снижать цены ни собственники, ни застройщики не хотят.

– Это так. Но вопрос застройщика и собственника лежит в разных плоскостях. Финансовая цель застройщика – получить прибыль и не попасть в убытки. У них есть определенный уровень цены, ниже которой они продавать не могут. Цель собственника – решить свой жилищный вопрос. Поэтому у них нет такой задачи, требующей непременно продать по такой-то цене. Им надо решать свою жилищную проблему. И чтобы при продаже старой квартиры хватило денег на новое жилье.

-3

Тогда он может изначально выставлять завышенную цену в надежде на торг?

– Так в основном и бывает. Когда продавец выходит на рынок, то предполагает, что квартира у него самая хорошая, он же сделал в ней хороший ремонт, поэтому и ставит высокую цену, надеясь уступить, когда придёт покупатель и начнёт торговаться. А вот когда дело доходит до сделки, то оказывается, что покупателю нравится всё, кроме цены.

Почему бы сразу не спросить продавца про торг?

– Стесняются или предполагают торговаться после того, как продавец сам снизит цену.

Раньше, как я помню, покупатели всегда говорили о торге.

– Сейчас ситуация иная. Они надеются на скорое снижение цены и тогда… Это яркий показатель того, как выгодно в помощниках иметь профессионального риэлтора, который знает, что нужно делать в той или иной ситуации. Если мы на стороне продавца, то никогда первыми не должны делать предложение по снижению цены. Это вопрос противоположной стороны. Наша задача заключается в том, чтобы продать как можно дороже и чтобы клиент был доволен.

Кроме того, риэлтор и минимизирует риски утраты собственности.

– Да. И самый большой риск на сегодня – это банкротство продавца. Когда дело попадает в суд, то сразу встаёт вопрос, а как покупатель приобретал квартиру, какие документы проверял. Спрашивают, сколько вы объектов посмотрели, почему выбрали именно эту квартиру. Но главное, как вы осуществляли проверку истории недвижимости. Одним словом, судьи изучают всю историю покупки квартиры и смотрят, а всё ли вы сделали для того, чтобы избежать в дальнейшем попадания в неприятную ситуацию. И если даже вы купили по рыночной цене и это у вас единственное жилье, но вы не имеете документов, подтверждающих вашу добросовестность, то решение суда может быть и не в вашу пользу. А если же у вас есть бумаги (к примеру, договор с компанией на оказание риэлторских услуг) на каждый этап сделки, то в этом случае намного больше шансов, что у вас не отберут квартиру.

И в конце нашей беседы хочу спросить. Нести деньги в банк или купить квартиру? Сейчас банки предлагают высокий процент по вкладам. И люди несут туда деньги. Но может им вложить лучше в недвижимость? Чтобы вы посоветовали?

– Я считаю, что лучше вложиться в недвижимость. Это не самый доходный инструмент, но зато самый надежный. Недвижимость пусть медленно, но будет расти в цене, несмотря на колебания рынка.

Интервьюер: Вениамин Вылегжанин