Найти тему
В кино с Варварой

Когда у артиста плохая дикция – это нормально? Сойдет и так? Лишь бы талант был?

Воспринимайте данную статью как крик души. Вот опять делюсь с вами наболевшим. Не знаю, как вас, а лично меня страшно раздражает, когда в современных фильмах, порой, просто невозможно понять, что говорят актеры. Потому что говорят они скороговоркой, «с кашей во рту». И ладно это б были начинающие, «зеленые» актеры, а то ведь часто и маститые.

Игорь Петренко, Андрей Панин, Сергей Маковецкий.
Игорь Петренко, Андрей Панин, Сергей Маковецкий.

Что здесь скрывать. Этим страдал талантливый, ныне, к сожалению, покойный Андрей Панин.

Совершенно невозможно, зачастую, смотреть на игру таких признанных звезд, как Сергей Маковецкий, Игорь Петренко. Ну, Петренко-то ладно, А Маковецкий-то – театральный актер. В общем, загадка.

Игорь Петренко
Игорь Петренко

Особенно обидно, когда увлекаешься фильмом, хочется не упустить нюансы содержания, а тут артист чего-то прошелестит, и даже тщательно вслушиваясь, ни слова не понимаешь. Разве это правильно?

Оказывается, некоторые считают, что вполне допустимо.

Я вот недавно прочитала в сети статью одного критика, который открытым текстом так и вещает: дикция – это мелочи, был бы талант. А речь – ерунда. И так сойдет.

Еще этот критик сетовал на не слишком профессиональных звукорежиссеров в современных фильмах: дескать, искажают они речь артистов. А те ни при чем.

Сергей Маковецкий
Сергей Маковецкий

Так вот статья этого самого критика мне показалась по меньшей мере странной. Захотелось воскликнуть: «Но позвольте, а разве качество речи не есть важнейшая составляющая актерского таланта?»

Если нет, то что же тогда остается?

Тогда можно вполне всерьез утверждать: вот такая-то балерина страдает ожирением, но это ерунда – она ведь талант, или один художник ослеп – но и это ничего, нарисует и так.

В общем, бред какой-то. Есть определенные требования к каждой профессии.

Андрей Панин
Андрей Панин

И вот в советские времена, что меня всегда восхищало, это понимали.

Например, общеизвестно, что, скажем, такие известные актеры, как Василий Лановой и Борис Хмельницкий, страдали в свое время заиканием, что, конечно, невозможно для актерской профессии. Но они все силы приложили, чтобы излечиться от недуга. Титанического труда это им стоило. И результат вышел блестящий. До сих пор многие помнят их четкую, грамотную, филигранную речь.

Василий Лановой
Василий Лановой

А современные актеры работают так над собой?

Вообще, если говорить о перфекционизме, то это, конечно, из советских времен.

Борис Хмельницкий
Борис Хмельницкий

В связи с рассуждениями об актерской дикции вспоминаю рассказ моей мамы, которая училась в начале 70-х на библиотечном отделении ростовского культпросвет-училища. Культуру речи им преподавала пожилая артистка из областного драм театра. И преподавала так, как будто перед ней не будущие библиотекари, а будущие артисты. Со всей строгостью, требовательностью к интонации, произношению, дикции. Мама у меня до сих пор говорит, как театральная актриса.

Так готовили тогда обычных библиотекарей.

А как интересно сейчас готовят актеров? Может, так и говорят им: главное талант, а то, что ты с кашей во рту – никому дела нет. Для зрителя и так сойдет.

А вы, дорогие читатели, что думаете о дикции артистов? Интересно ваше мнение.

Фото из открытых источников интернет.

Фотоколлаж авторский.

Пение
3339 интересуются