Слово випассана частенько встречалось в моей жизни, но кроме того, что это как то связано с медитацией, я больше ничего не знал. Лишь после того как побывал в пагоде мировой випассаны в Бомбее, узнал что это определенный тип медитации. В Гоа мой шотландский друг Питер рассказал мне о своем опыте 10 дневного курса, как это проходит и что за эмоции он при этом испытывал. Так же он мне подсказал сайт, где можно посмотреть расположение центров по миру и записаться на курс. После рассказов Питера, мне захотелось тоже получить этот опыт. Так как обычно запись идет за несколько месяцев вперед, данное мероприятие нужно тщательно спланировать и внести в свой график. Я находился в Гоа, а вылетать мне нужно было через Дели, поэтому искал центр в городе расположенном между этими точками. Мой выбор пал на Джайпур, столицу Раджастана, штата Индии. Заполнил анкету, ознакомился с условиями и за месяц до курса, мне позвонили и подтвердили. Уже через месяц я прибываю в центр.
0 день
Выйдя с автобуса ищу рикшу, подходит водитель и заряжает мне цену в 600 рупий, что явно дорого за расстояние в 20км.
-300 -называю цену.
-600 - продолжает он стоять на своем.
-400 максимум
-нет
Вспоминаю про Uber и устанавливаю себе приложение. Водила стоит и наблюдает, за это время подошло еще несколько водителей рикш и пытались перехватить клиента, притом называя ту же самую цену. Захожу в приложение, делаю заказ, в итоге цена 160 рупий.
В центре быстренько заполнил анкету, и когда меня попросили мой паспорт, сказали что у меня истекла виза.
Дело в том, что когда я залетал, работник паспортного контроля забыл мне поставить штамп моей бизнес визы. Когда же заметил данный косяк, уже был на другой стороне Индии. У меня стояла только старая действующая туристическая виза, по которой можно находиться 3 месяца, по бизнес же 6 месяцев, а я уже находился в стране 5.5 месяцев.
Показал с телефона свою визу, женщина куда-то позвонила и через 5 минут, сказали что все хорошо. Было небольшое переживание, что могут не допустить до курса из-за отсутствующего штампа, но все в прошлом. Заполнил все бумаги и получил пастельное белье.
На время курса мы сдали свои гаджеты, книги и музыкальные инструменты. Все это запрещено, в течение курса нужно сохранять молчание(разрешено разговаривать только с учителем, или его помощником), контактировать с другими участниками посредством жестов и взглядов, нельзя читать, играть, издавать звуки, шум, заниматься какими либо практиками, делать записи. Так же нужно соблюдать шилу - нравственное поведение. Сюда входят 5 заповедей для мирян:
1) Не убивать.
2) Не красть.
3) Не допускать недолжного сексуального поведения.
4) Не употреблять одурманивающие вещества.
5) Не допускать нарушений в речи (злословие, клевета и проч.)
Придя в номер, познакомился со своим сожителем Максом, он был из Германии. В нулевой день еще можно было разговаривать и мы успели немного поболтать перед ужином. Далее прошла первая медитация и на этом день закончился. Стало ясно что дело не из легких и нам предстоит серьезная работа. Сильно устав с дороги, мы сразу же завалились спать и отрубились.
1 день
Звон колокола в 4 утра знаменует начало дня, хочется еще поваляться, но надо вставать. Иду в душ, чтобы подзарядиться энергией, холодным его трудно назвать, а вот прохладным можно. До начала медитации остается еще минут 15, поэтому выхожу на улицу походить, размять тело. Территория для гуляния небольшая, 20х15 метров, по краям высажены цветы, в центре зеленая прямоугольная зона с газонной травой, по периметру стоит несколько молодых деревьев. Звучит повторный сигнал из трех звонов колокола, призывающий всех собраться в главном зале. У каждого свое место с номером и подушка для медитации. Все уселись и в полном молчании принялись медитировать. Вчера на вечерней медитации учитель сказал что начнем с практики анапаны и дал инструкции.
Анапана это техника медитации основанная на концентрации внимания области у входа в ноздри. Все что нужно делать, это наблюдать свое дыхание, не контролируя его, а лишь наблюдая ощущения у входа в ноздри.
Учитывая малый отдых с дороги, я, как и многие другие практикующие, проваливаюсь в сон время от времени. Пытаюсь концентрироваться на ощущении дыхания у входа в ноздри, но все мои мысли крутятся лишь о наискорейшем принятии положения лежа. Один паренек даже упал на коленки к другому.
Наконец-то долгожданный звон, время 6 30, время завтрака и последующего отдыха. На завтрак банан, каша с сахаром и без, поха(рисовые хлопья), нарезка овощей, масала чай. В столовой у каждого тоже свое место и своя посуда, которую моешь за собой. Быстро ем и иду в комнату, падаю на кровать. Время быстро пролетело, очередной колокол, 8 00 - групповая медитация в холле. Чувствую себя немного лучше, однако в сон все равно иногда затягивает.
Весь этот процесс больше похож не на медитацию анапана, а на элементарную борьбу со сном, где цель удержать себя в сознании и не уплыть в мир грез. Периодическое открытие глаз помогает в этой войне, но силы пока примерно равны. Конечно, открывать глаза это нарушение инструкций, а альтернатива уснуть во время медитации все таки хуже.
Через час очередной звон и 5 минут перерыв. Это драгоценное время использую также, чтобы полежать и отдохнуть - становится легче. Снова возвращаемся к практике опять час испытания, будто ты дальнобойщик, не спавший вторые сутки, вот-вот готовый упасть на руль.
Очередной звон дарует приятное расслабление, время 11 00, обедаем. На обед проросшие бобы Мунг, картофель с зеленью, подлива похожая на карри и молочный напиток. После плотного обеда самое время для качественного отдыха. В 13 00 идем в холл продолжать практику, чувствую уже значительно бодрее, концентрируюсь на дыхании, вдох, выдох, вдох, выдох. Вроде бы все получается как надо, тем не менее есть нюанс. Когда концентрируешь внимание в указанной области, появляется ощущение, будто ты начинаешь контролировать свое дыхание, а этого делать не надо. Дыхание должно идти естественным образом, управляться вегетативной системой, а не сознанием.
14 30 короткий перерыв и снова медитация. Никак не могу избавиться от ощущения, что контролирую свое дыхание. Отвожу внимание на другую область, дыхание становится автономным, возвращаюсь внимание, дыхание будто терпит изменения, то есть, видимо я вмешиваюсь в дыхание.
15 30 перерывчик по расписанию 5 минут, продолжаем. Отсутствие привычки сидеть в медитации долго, заставляет ум метаться из стороны в сторону. Пытаешься удержать фокус в нужной точке, но нет нет, да уведет в сторону какой-нибудь мыслью.
17 00 колокол зовет на ужин - манная каша со снеками и чай. Далее иду отдыхать.
18 00 Медитируем.
19 00 5 минут перерыв и начинается лекция Гоенки(главного популяризатора випасанны). На проекторе включают запись, а мне дали наушники с телефоном, я сидел в отдельном месте и слушал лекции на русском языке. Лекция шла 1.5 часа. Нас погружали в курс и рассказывали о технике, ключевых моментах и истории Будды. В конце лекции в технику внедрялся новый элемент, так было каждый день, а после пятиминутного перерыва, в 20 35 начиналась обновленная медитация с учителем и если имелись какие-либо вопросы, можно было спросить у учителя.
21 00 звонок на отбой, вопросов ни у кого не было, все побрели в свои комнаты и ложились спать.
Такой вот распорядок дня каждый день.
2 день
Утренний подъем, душ, ходьба и опять медитация. На этот раз уже чувствую себя более отдохнувшим хотя, 5-6 часов сна, все таки маловато, чтобы чувствовать себя полным сил, но достаточно, чтобы не вырубало. Утренняя медитация самая долгая, 2 часа, поэтому и высидеть тяжелее всего.
За весь день тут одно удовольствие, это покушать, поэтому каждый прием пищи ждешь как манну небесную. После нормального отдыха уже не вырубало во время медитации и получалось удерживать свой фокус внимания в нужном месте. Однако иногда потом мыслей, или воспоминаний захватывал и уносил тебя далеко.
Мне стали вспоминаться мои дошкольные годы, школьные годы и учеба в колледже. Вспоминались разные ситуации, люди с которыми я повстречался и мои контакты с ними. Все это вылазило на поверхность, и выстраивалось заново, кирпичик за кирпичиком. Не стал останавливать эти мысли, а лишь наблюдал это, было интересно куда они приведут.
Возможно это была попытка найти какие-то детские психотравмы, или переломные моменты в моей жизни, которые достаточно сильно повлияли на мою личность. Притом нельзя это оценить, как хорошее и плохое, только как причина и следствие.
Еще в первый день своего пребывания, поймал себя на мысли, как много тут ем и нужно ограничить количество потребляемой пищи. Однако, думаешь: Вот сегодня не буду переедать, съем столько, сколько нужно. А приходишь в столовую, накладываешь себе всего по чуть-чуть и все равно понимаешь что переел. Хотя сравнивая свой поднос с чужими, ел в 2, а то и 3 раза меньше остальных, не знаю как в них это все залазило.
День прошел относительно легко.