Найти в Дзене

Я – ок, ты – ок.

Ребёнок с момента рождения может оценивать ситуации и делать выводы причинно-следственных связей. Личность человека многоуровневая и состоит из внутренних состояний: Ребёнок (чувства), Родитель (сведения) и Взрослый (анализ). Даже младенец способен провести первичный анализ когда и почему он получает, что ему требуется. Так как он вербально выразить свои желание не может, он манипулирует эмоциями.

Ребёнок крайне уязвим в первый год своей жизни и происходит вывод о своём неблагополучии без поддержки родителя. Так появляется первая установка «я не в порядке, вы в порядке», основанная на переживаниях и ощущении. Далее эта установка подтверждается и закрепляется или на основе новых выводов сменяется другой. По ситуациям ребёнок оценивает, кто же всё-таки в порядке и делает окончательный выбор. Такая установка остаётся с ним в виде психологической травмы, формируя тип характера. Эту концепцию функционирования сознания сформулировал Томас Харрис.

Даже если ребёнок рос в самой благополучной семье у него всё равно образуется неосознанное мнение о себе, что с ним что-то не так. До года жизни ребёнок проявляет свои эмоции через крик и плач, призывая родителей к удовлетворению своих потребностей. Это первая модель поведения, которая с возрастом заменяется на более продуктивную, через речь, при этом эмоции имеют тот же смысл, что у младенца.

Я – не ок, ты – ок. Такой вывод ребёнок делает, когда ему недостаёт любви родителей и внимания. Любой ребёнок считает себя неполноценным и беспомощным по сравнению со взрослыми. Ребёнок оценивает себя на оценке окружающих. Так как ему ещё не хватает опыта для анализа, формируется отражённая оценка (реакция других на него). В силу невозможности возразить и усомниться образуется первая установка: со мной что-то не так. Эта установка неизбежна, поскольку всегда есть источник заботы, который воспринимает как «ты – ок».

Такая установка имеет 2 пути жизненного сценария: принятие своей неблагополучности или стремление стать «ок». В первом случае человеку невозможно жить среди благополучных людей и он уходить в себя или подтверждает своё звание «не ок». Во втором случае человек всё равно остаётся зависим и ищет поощрения. Пока такая установка не изменилась он будет считать себя недостаточно хорошим, как бы не старался. Формирование Орального типа, травма покинутого или Ригидного типа, травма несправедливости.

Я – не ок, ты – не ок. Первая установка подвергаются сомнению, когда ребёнок привыкший к отсутствию заботы, начинает развиваться так и не получив её, делает вывод, что и остальные не в порядке. Наличие внимания и заботы для ребёнка единственное стремление, а если он этого так и не добился, то у него опускаются руки. Он просто плывёт по течению жизни, не надеясь на на кого-то.

Окончательный выбор такой установки может спровоцировать наказание ребёнка. Когда он начинает изучать окружающие предметы и учиться ходить. Отсутствие заботы и строгое отношение родителей не оставляют другого варианта, как принять тот факт, что и с остальными тоже что-то не так. Он становится зажатым и недоверчивым, потому что не нашёл защиты и опоры.

Человек в таком случае может самостоятельно отвергает проявление любой заботы. Он избегает взаимодействий с окружающими и уходит в изоляцию. Так формируется Шизоидный тип характера, травма отвергнутого подтверждается его опытом отсутствия внимания.

Продолжение в следующей статье.