Исламская революция в Иране 1979-го года не была «цветной». В том плане, что ее не организовали снаружи, а действительно против шаха поднялся народ. Причиной стало то, что он лишил власти демократически избранные парламент и правительство, после чего постепенно довел страну до ручки.
Простой народ жил очень бедно, против недовольных проводились репрессии, во внешней политике шах полностью подчинялся США. Но главное, чего ему до сих пор не могут простить, он заключил невыгодный договор с британской нефтяной компаний, по которому доходы от добычи энергоносителей делились в соотношении 84/16 – не в пользу Ирана, конечно.
Столкновения на улицах начались, когда Мохаммед Реза устроил шикарный праздник в честь 2,5-летнего юбилея персидской монархии. Многие люди голодали, и это было сочтено неуместным. А так как всякое организованное сопротивление шах давно подавил, народ сплотили шиитские священнослужители – представители единственной организации, которая была нетронута.
Однако, с момента революции прошло более сорока лет. Теперь многие иранцы искренне недовольны положением в своей стране и тем, что власть захватили муллы. Кроме того, свое прошлое люди склонны идеализировать. Как же сейчас в Иране относятся к своему последнему шаху?
По иронии судьбы, десятилетия правления исламского режима привели к противоположному эффекту – иранцы стали менее, а не более верующими. Ко всему прочему, в 1970-х годах у них была небольшая прослойка богатых людей, а остальное городское и сельское население бедствовало. Сейчас наконец-то появился довольно многочисленный средний класс и около 90 % жителей страны получили хотя бы среднее образование.
Поэтому естественно, что народ хочет улучшения своего благосостояния и демократических реформ, а аятоллы свою власть не желают упускать. Так как шах, несмотря на все его ошибки, ассоциируется с развитием, модернизацией и свободой от религиозных предписаний, поэтому ему многие склонны симпатизировать.
Опять же, 70 % иранцев родились уже после исламской революции. И еще большее число выросло при новом режиме и не помнит шаха. Поэтому очень многие его воспринимают не как деспота, во всем послушного воле американцев (как это говорит официальная пропаганда), а считают устремленным в будущее правителем.
Иранцы (как, кстати, и россияне) устали от того, что их демонизируют на западе. Они считают себя современными и просвещенными людьми, не террористами, как какие-нибудь арабы. Поэтому сетуют, что иностранцы их не любят и сильно скучают по тем временам, когда к ним относились хорошо, а их страна поддерживала близкие отношения как с коммунистами, так и с капиталистами.
Ко всему прочему, есть еще один момент. По тем или иным основаниям за все время своего правления шах отправил на небо около 400 человек, а исламское правительство – в десятки или даже сотни раз больше. Многие люди сели, другие были вынуждены покинуть страну – вскоре после революции за границу уехало более 4-х миллионов иранцев.
Есть, с чем сравнивать, и многие делают выбор не в пользу аятолл. В результате сейчас многие иранцы питают слабость к Мохаммеду Резе Пехлеви, даже те, кто стал активным участником революции 1979-го года. Исключением являются только люди, которые сделали карьеру во власти.
В 2016-м году в древнем городе Пасаргады праздновали день Кира Великого. Это день, когда этим царем был взят Вавилон и провозглашена Персидская империя. Многие скандировали лозунги в пользу шаха и против нынешнего правительства, за что были арестованы. Также, можно сказать, что книги о шахе пользуются немалым успехом, несмотря на правительственную цензуру.
Но не стоит думать, что иранцы хотят возвращения монархии. Просто любая оппозиция в их стране подавляется, нет никаких разрешенных политических движений, кроме исламской партии. И поэтому единственной объединяющей их идеей является тоска по последнему шаху. Точно также много лет назад они сплотились вокруг шиитского духовенства – единственного социального института, который Мохаммед Реза опасался трогать.