Наша Страна отмечает 50-летие Байкало-Амурской магистрали. Последняя мегастройка Советского Союза, которую закончили практически в срок: начали в 1974 году, а «золотой стык» уложили в 1984 году.
Когда я учился в школе, чуть ли не каждый день в новостях говорили про БАМ. И почти всегда по телеку мелькали оранжевые Магирусы – один из негласных символов БАМа.
МАГИРУС, КРАЗ И ТАТРА. ВОТ ЭТО ДА!
Споры о том, какие машины были надежнее на этой стройке, идут до сих пор. Самый яркий эпитет: на Магирусе водитель мог ездить в белой рубашке.
В белых рубашках никто не ездил. Но Магирусы были явно комфортнее, теплее и надежнее.
Татру тоже считали хорошей машиной, но производственные мощности Татры не могли обеспечить большой заказ – а самосвалов требовалось много.
СПАСЛИ МАГИРУС?
Концерн Klöckner-Humboldt-Deutz AG переживал не лучшие времена, как и вся Европа – нефтяной кризис дал о себе знать. Но завод Magirus-Deutz считали одним из самых современных: в 1974 году он выпустил 14040 тяжелых грузовиков.
И вот в мае 1974 года СССР закупает на пробу 150 самосвалов M 290 D 26 K (6х4), которые доставили по Северному морскому пути. А еще купили самосвалы 4х2 и бортовые грузовики.
«Проба» оказалась удачной: таких надежных и комфортабельных машин у нас еще не делали. Правда, и обслуживания они требовали исправного – тогда и служили хорошо.
ЭТО КОНТРАКТ ВЕКА
Контракт в итоге заключили – причем, успели до охлаждения отношений с Германией.
Немцы поставили нам около 9500 транспортных средств, преимущественно – самосвалы Магирус, но также бортовые машины, передвижные мастерские Orenstein, тягачи Faun. На 1,1 миллиарда марок – это баснословная сумма на тем временам.
ОНИ ДО СИХ ПОР ЖИВЫ
Просто так сесть за руль Магируса? Сначала нужно было пройти обучение при Иркутской технической школе. После окончания курсов Главбамстрой выдавал удостоверение на право управления автомобиля. Позже подобные курсы организовали в Тынде.
И обслуживание было правильное. Закупленные у немцев мастерские «Оренштайны» имели в комплекте инструменты, съемники, токарный и сверлильный станки, сварку – и даже масло для замены в моторе и трансмиссии.
Быть может ещё и поэтому некоторые из тех Магирусов живы до сих пор))
О великой Стройке, жизни и судьбе Магирусов сегодня вспоминал Максим Кадаков
Друзья! Чтобы получать ещё больше эксклюзивных и интересных автоновостей и вовремя узнавать о новинках мирового и отечественного автопрома, рекомендуем подписаться на наш канал в Telegram :) Присоединяйтесь - мы постараемся Вас не подвести))) #MPS