За несколько месяцев пребывания моего блога в спящем состоянии накопилось н-ное количество альбомов, о которых хочется рассказать. Собрать их вместе в виде подборки за полугодие весьма трудоёмко, и растянет спячку ещё на приличное время. Посему вместо глобального списка выйдет целая серия тематических дайджестов, по несколько альбомов в каждом. Начнём с новинок от групп, ассоциированных со сладжем, но им не ограничивающихся: Melvins в поисках нового формата, исцеление Black Tusk и возрождение Toadliquor.
Melvins «Tarantula Heart» (2024)
Страна: США
Жанр: Experimetal Alternative Rock / Psychedelic Rock / Sludge / Doom Metal
Лейбл: Ipecac
«Tarantula Heart» — двадцать седьмой полноформат Melvins, если не считать коллаборации и кавер-альбомы, а если считать, то порядковый номер уже пробьёт границу в сорок. За свою сверхпродуктивную карьеру они успели перебрать более десятка жанров, записывая как сверхуспешные коммерческие работы, так и нишевые шумовые эксперименты, при этом почти всегда сохраняя специфический почерк. В части из затронутых жанров, как то гранж, сладж, дроун-метал или стоунер, Мелвинсы ещё и успевали заскочить в ряды почётных первопроходцев.
Но то было в конце восьмидесятых – начале девяностых, а их поздние работы за последние лет десять отклика у широкой публики особо не находили. Вашему покорному Melvins перестали быть интересными, за редкими исключениями, ещё с момента поглощения ими коллектива Big Business. Именно про тот период можно сказать, что группа потеряла индивидуальность, превратившись в типовой «батин рок». Хотя не совсем и стандартный, ведь именно тогда полноценно раскрылась фишка с двумя барабанщиками, и именно в том составе был записан «(A) Senile Animal» (2006) — один из самых известных альбомов Melvins в принципе.
Две ударки являются и ключевым моментом нового альбома, так как по своей сути «Tarantula Heart» — это очередная коллаборация, на этот раз с барабанщиком Роем Майоргой (Nausea, Soulfly, Amebix, Stone Sour), который по признанию Базза Озборна полностью перевернул их привычный творческий процесс. Удивительно, но это первый релиз Melvins, целиком сочинённый путём импровизации буквально во время записи, однако в нойзовый беспредел, как тот же «Prick» (1994), он не скатывается ни в одном моменте, ставя виртуозность превыше эпатажа.
И ровно половину альбома занимает 19-минутная барабанная дуэль Кровера и Майорги на композиции «Pain Equals Funny», постепенно нарастающая до полной бесбашенности. А фоном будто выступает вся дискография Melvins, ибо через перестуки поочерёдно сменяют друг-друга развязный стоунерный психодел, тягучий саббатоидный дум и нойз-роковый импровиз. Ближе к концу прорывается ядрёный основной рифф со сладжевым звуком, но после и он расплывается в мрачном гнетущем дроуне.
«Working The Ditch» уходит в какие-то ритуальные этнические мотивы, которые Майорга подцепил ещё в Soulfly, затем активно применял в монументальном реюнионе Amebix «Sonic Mass» (2011), а теперь перенёс ещё и на почву Melvins. Следующие «She's Got Weird Arms» и «Allergic to Food» и вовсе болтает в каких-то диких конвульсиях бесноватого цирка, композиции такого толка у группы и припомнить-то сложно. Тут же следом идёт супер-прилипчивый альт-роковый боевик «Smiler», который хоть по радио крути. А дальше... а дальше всё. Пять песен, пускай одна и очень длинная, и альбом закончился. И только эта обрывистость и неполнота не позволяет назвать «Tarantula Heart» одной из лучших работ Melvins.
Black Tusk «The Way Forward» (2024)
Страна: США
Жанр: Hardcore Punk / Sludge / Stoner Metal / Metalcore
Лейбл: Season of Mist
Всё позднее творчество Black Tusk невольно воспринимается через призму трагедии, случившейся с ними в 2014 году. Один из главных активистов группы, басист и вокалист Джонатан Атон попал в тяжёлую аварию на мотоцикле, и в последствии был отключён от систем жизнеобеспечения по причине непоправимых повреждений мозга. В 2016 году был выпущен посмертный альбом «Pillars of Ash», записанный ещё с Атоном, это могло стать финалом коллектива, но парни решили продолжать.
Следующий полноформат «T.C.B.T.» (2018) с басистом Kylesa, Кори Бархорстом, стал для группы попыткой «заново научиться ходить». Во многом механической, без какого-либо стержня и осмысленного направления. И новый «The Way Forward», наконец, знаменует полный возврат в прежнюю форму. Даже лирика альбома будто напоминает доведённую до результата глубокую психотерапевтическую работу, она буквально пропитана смертью и распадом, но сквозь тлен уже пробивается несгибаемый дух, и виден новый рассвет, путь вперёд.
Состав группы изменился, они нашли нового басиста, обзавелись вторым гитаристом, но по форме стиль Black Tusk плюс-минус сохранился прежним. Это всё тот же скоростной хардкор-панк (на деле скорее старорежимный металкор) со сладжевым звуком, отдельными стоунерными акцентами и тремя сменяющими друг друга экстрим-вокалистами, но на этот раз он буквально пышит энергией и порой принимает форму масштабных эпиков, как в «Breath Of Life», не выходя при этом на излишние для задора хронометражи. Способствуют эпичности и синтезаторные вступления, за которые как раз ответственен новый басист Дерек Линч.
Toadliquor «Back in the Hole» (2024)
Страна: США
Жанр: Sludge / Doom Metal
Лейбл: Southern Lord
Имя Toadliquor всегда произносится, когда возникают разговоры за самый экстремальный, депрессивный и мизантропический сладж в истории. И сложившийся мифологический образ находил подкрепление в относительной анонимности, в почти полном отсутствии сопутствующей информации и в факте скоропостижной смерти первого вокалиста, коему и был посвящён доселе единственный альбом группы, культовый «Feel My Hate – The Power Is the Weight – R.I.P. Cain» (1993).
Оспаривать исключительность раннего материала Toadliquor не будем (хотя его характеристики всегда казались мне слишком преувеличенными), но тот самый миф о Toadliquor из-за внезапного альбома спустя 25 лет молчания, очевидно, подвергается проверке на прочность. Сохранили ли они свой свой статус? Ответ точно будет дискуссионным, ибо общего с дебютником у «Back in the Hole» не так уж и много.
Это всё ещё сладж-дум, но совершенно иного толка, в нём больше нет той сырой атональной примитивной ненависти. Более того, её место заняли психоделические ходы с мелодичными синтезаторами (напоминающие самый настоящий спейс-рок), мажорные отсылки на семидесятническую харду и совсем игривый саксофон. Всё это с прежним концептом ассоциируется не очень гармонично (справедливости ради, точно такие же ходы были у Toadliquor и ранее — на старых внеальбомных треках, вроде «The Hortator's Lament» и «Tatteredmalion»). Можно пытаться поддерживать в голове образ нигилистического культа, всё-таки вокалист ревёт всё также истошно, но можно и просто насладиться действительно ухищрённым мелодичным ретро-думом. «Back in the Hole» предоставляет разные варианты.
Смотрите также:
PS: Запущена телеграм-верия блога, в которой не только будет дублироваться большинство материалов, но и планируются публикации в более фривольном стиле, не подходящем для Дзена. Ссылка: t.me/doncarcharo