Возрождение альтернативного звука нулевых всё ещё в тренде, количество релизов так или иначе отсылающих к той эпохе исчисляется десятками, а то и сотнями в год, но это активность преимущественно нового поколения. А звёзды тех лет ловят волну довольно нестабильно. Так и в 2024. Хоть что-то, хоть самую малость сказать о «свежих» релизах P.O.D. или Powerman 5000 довольно сложно. Беззубые проходные альбомы, пускай безусловно излучающие те самые нотки. Другое дело Mushroomhead, Static-X или Kittie — здесь есть весь простор, чтобы растечься мыслью по древу, но не всегда с хвалебными одами. А там и многострадальный Linkin Park уже на горизонте.
Mushroomhead «Call the Devil» (2024)
Страна: США
Жанр: Experimental Alternative Metal / Groove Metal / Metalcore / Industrial Metal / Nu Metal
Лейбл: Napalm
У Mushroomhead однозначные проблемы с самоидентификацией, но на то есть серьёзные причины. Группа потеряла последнего из трёх ключевых фронтменов — в след за Вейлоном Ривсом и Джефри Хатриксом ушёл и Джейсон Попсон. Да что уж там, из участников золотых лет остался только ударник Стив Фелтон, плюс во время записи «Call the Devil» мимо пробегал его брат-гитарист Дейв, но к написанию материала особо не притрагивался. А человек там сейчас девять штук.
Главным лицом же Грибов окончательно стала вокалистка Джеки ЛаПонза — году в 2014, когда она впервые появилась в качестве сессионщицы на альбоме «The Righteous & the Butterfly», такой удивительный исход спрогнозировать было нереально, но так случилось. И к ЛаПонзе никаких претензий, она эффектна как голосом, так и горячим демоническим образом. Но она именно что лицо, красивая мордашка, лидирующие партии ей достаются не часто. А вот заменитель Хатрикса, копирующий Хатрикса (а также немножко Майка Паттона), и новенький заменитель Попсона, копирующий Попсона, влезают повсеместно и создают сильнейшее ощущение кавер-бэнда, подсунутого вместо оригинального состава. Благо для корыстных самозванцев — их скрывают маски.
Хотя музыкально обновлённые Mushroomhead, наоборот, не похожи ни на былые вариации, ни даже на самих себя на прошлом «A Wonderful Life» (2020), который был дюже тревожной и эпической симфо-готикой. И общий вектор для «Call the Devil» выделить сложно, он пёстрый, не по-экспериментальному пёстрый. Да, с одной стороны, на нём очень много жанровой эклектики с очевиднейшими отсылками на Faith No More, даже большими, чем на релизах девяностых: циркачество и кабаретошность, эпизодическая фанкушность и лидирующие клавиши. С другой, просто в ядрёных количествах представлен груво-металкорный бифштекс с вылизанными припевами худшего радио пошиба. И всё на неприятном механическом пластиковом звуке.
Никак не назвать «Call the Devil» хорошим альбомом, особенно из уважения к классическим работам, но та частица его разношёрстного сумасбродства заставляет к нему возвращаться из раза к разу.
Static-X «Project: Regeneration Vol. 2» (2024)
Страна: США
Жанр: Industrial Metal / Alternative Metal / Nu Metal
Лейбл: Otsego
Факт того, что у Static-X до сих пор выходят альбомы для многих может оказаться шоком. Незаменимый лидер Вейн Статик погиб ещё в 2014 году. Вскоре, не пережив горечь утраты, за ним последовала и его жена Тера. Любовь и смерть наркозависимого рокера и актрисы фильмов для взрослых — слишком фактурная и трагическая история, чтобы её коммерчески не эксплуатировать. И посмертные альбомы Static-X закономерно встречают жёсткую критику как пляски на костях. Дополнительным фактором выступает и то, что «регенерацией» Static-X занимаются вовсе не последние коллеги Вейна, а люди, переругавшиеся с ним в конце нулевых. Но это представители канонического состава: Тони Кампос, Коити Фукуда и Кен Джей.
И смотреть на эту ситуацию можно и под другим углом. «Project: Regeneration» — это завершение неоконченной работы Вейна Статика, переработка и доведения до слушателя огромного количества оставшегося демо-материала, включая вокальные дорожки. И первая часть 2020 года представляла дань памяти с тем самым легко узнаваемым звучанием Static-X из нулевых с тем самым голосом Вейна, оформленную в полноценные четко-структурированные песни. Пускай для этого и необходимо было отказаться от стопроцентной аутентичности и для многих отрывков привлечь вокалиста-имитатора, коим выступил некий Xer0 (формально аноним, но все прекрасно поняли, что это Эдсель Доуп из Dope).
Вот только если в первой части проекта треки, скажем так, доводились до ума, то во второй, по заявлениям самих же «реставраторов», приходилось сшивать ну очень фрагментарные компоненты. И это, к сожалению, заметно. «Project: Regeneration Vol. 2» пестрит филлерными проигрышами, буксующей электроникой и многочисленными повторами без развития, а Доуп, как бы он не подстраивался, уже откровенно заметен, причём в половине песен только его голос де факто и присутствует. Первый «Регенерейшн» воспринимался как полноценный номерной альбом Статиков, а второй уже как музыкальный монстр Франкенштейна, куда более сомнительный с позиций и необходимости, и моральной уместности. Но его пусть хромоногое, но жизнеспособное функционирование уже говорит в пользу создателей.
Kittie «Fire» (2024)
Страна: Канада
Жанр: Groove Metal / Alternative Metal
Лейбл: Sumerian
Kittie благодаря альбому «Spit» (2000) прочно вошли в пантеон ню-метала с женским вокалом. Но при охвате нюшной тусовки целиком их популярность оказывалась глубоко нишевой. Они были слишком жёсткими, похабными и брутальными для широкой аудитории, которая реагировала на них как «ооо, фига девки рычат!», а после отправлялась слушать пай-мальчиков из Slipknot.
Закономерно на последующих работах Kittie сильнее углубились в жёсткую нишу, заиграв фарш из грува, дэта и металкора с атавистичными альтернативными ошмётками. Казалось бы, идеально могли вписаться в новую моду NWOAHM, но слушателям больше по вкусу пришлись пай-мальчики из DevilDriver. Да и в самом деле, тот их период был очень прямолинейным и сырым, даже когда «Кошечки» пытались втянуть когти и сладко замурлыкать на «Funeral for Yesterday» (2007).
А в 2023 году сошлись звёзды, Kittie возродились после двенадцатилетнего перерыва аккурат под ностальгическую волну по ним с кучей упоминаний и каверов от молодой поросли. Подписались на Sumerian и вот окончательно вернулись с альбомом «Fire», который в западной профильной прессе прилично так пошумел.
Оглушительный возврат к корням и наконец-то заслуженный успех? Ни разу не возврат, но громко. Это всё тот же агрессивный жёсткий грув с небольшой порцией лёгоньких припевов в альтернативной манере. Но уже с по-настоящему мясным плотным звуком, который нарулил ходовой продюсер Ник Раскулинец (Foo Fighters, Korn, Deftones, Mastodon). И самое главное — легко читаемой мелодикой без всякого долбилова ради долбилова или приторной сахарности, как на тех же релизах второй половины нулевых. Ничего нового и революционного, но хорошо сбалансировано. А «Eyes Wide Open» по хуковости может даже посоперничать если не с композициями из дебютника, то точно с «Oracle» (2001).
Смотрите также:
Блог теперь в ТГ: t.me/doncarcharo