Найти в Дзене
КиноБуква

«Марта» - шокирующий фильм о моральном подавлении и домашнем насилии, который стоит увидеть каждому

Оглавление

Если вы думаете, что тема домашнего насилия, газлайтинга, абьюзивных отношений, тирании и морального подавления в кино поднимается только сейчас, то вы ошибаетесь. Взять хотя бы ещё чёрно-белый «Газовый свет» 1944 года с Ингрид Бергман и Шарлем Буайе, или немецкий фильм, о котором хочу рассказать сегодня.

Фильм, который тяжело смотреть. Без шуток. Он подавляет. Он страшен тем, как идеально показано в нем моральное насилие мужчины над женщиной. Фильм-шок, который стоит увидеть каждому.

🎬Марта (1974)

Martha

Афиша фильма «Марта», 1974 год, режиссер Райнер Вернер Фасбиндер
Афиша фильма «Марта», 1974 год, режиссер Райнер Вернер Фасбиндер

Марте Хейер (Маргит Карстенсен) тридцать один год, она интересная, привлекательная женщина, но сущий ребенок в душе. Ребенок травмированный и одинокий. Ноль отношений с мужчинами (да, Марта девственница), жизнь в родительском доме – с отцом, по всей видимости, тираном и деспотом, и матерью, которая всю жизнь ходит на цыпочках, чтобы угодить этому тирану. Во время путешествия в Рим отец внезапно умирает. И тут надо видеть эмоции Марты. Это одновременно шок от потери близкого человека, и радость, ибо тот, кто морально терзал тебя всю твою жизнь, наконец не сможет это делать.

Кадр из фильма «Марта», 1974 год, режиссер Райнер Вернер Фасбиндер
Кадр из фильма «Марта», 1974 год, режиссер Райнер Вернер Фасбиндер

Но, как бы не так. Семена уже упали. Марта выросла в НЕНОРМАЛЬНОЙ, психически не здоровой семье. Она возвращается в родной дом, где мать также не знает, как правильно себя вести после похорон - смеяться или впасть в депрессию, поэтому запивает таблетки алкоголем и продолжает долбить бедную Марту, свою «маленькую» дочь, не готовую к самостоятельной жизни. То есть становится заменителем отца. Понятно, что у нее тоже проблемы с психикой и её перекосило не в ту сторону, увы.

Когда Марта, вдохнув свободы, выходит замуж за первого встречного, ткнувшего в неё пальцем, так и не дождавшись одобрения мамы, предпочитающей смерть, чем «долгожданное счастье дочери», начинается самое страшное. Показательна сцена суицида матери и то, как Марта ЖДЁТ решения мужа, вызывать скорую, или дать ей умереть.

Кадр из фильма «Марта», 1974 год, режиссер Райнер Вернер Фасбиндер
Кадр из фильма «Марта», 1974 год, режиссер Райнер Вернер Фасбиндер

Потому как что? Правильно. Марта подсознательно выбирает в мужья того, кто похож на её покойного отца. Того, кто руководит ей с самого начала их «идеального» брака. То есть перед нами такая классическая история, как эмоциональный садист нашел свою жертву. Он её почувствовал. Они словно притянулись друг к другу. Жертва, даже понимая всю тяжесть своего положения, выйти из этих созависимых (а это 100% созависимость) отношений не может. Тут психиатр нужен. И планомерный выход из такого брака. Просто так соскочить с этой иглы невозможно.

Кто же такой этот странный муж Марты? Хельмут Саломон (Карлхайнц Бём) – обеспеченный, харизматичный, сильный. Доминирующий абсолютно во всём и подчиняющий своим интересам и всей своей жизни молодую жену.

Он словно забавляется с новой игрушкой. Ставит психологические эксперименты и наблюдает за процессом. Процессом, в результате которого и так нестабильная, подавленная психика ломается окончательно.

Кадр из фильма «Марта», 1974 год, режиссер Райнер Вернер Фасбиндер
Кадр из фильма «Марта», 1974 год, режиссер Райнер Вернер Фасбиндер

Просто перечислю некоторые моменты:

1. Работать Марте нельзя. Хельмут просто приходит к ней в библиотеку и каким-то образом, на правах мужа, увольняет её без её же ведома и участия, таким образом лишив едва ли не единственно любимого дела.

2. Во время медового месяца сам сел под зонт, а рыжую, бледную Марту, чья кожа склонна к ожогам, усадил на солнцепек – посмотреть, что будет. Ведь ему очень хочется увидеть загар. А потом в номере можно запрыгнуть на стонущую от боли жену, всю красную и воспаленную.

3. Новую прическу нужно обязательно высмеять. При этом намекнуть на возраст и обязательно подметить, что ты же, дорогая, хотела, как лучше, я понимаю, не переживай, давай улыбнись по щелчку.

«Не надо плакать. Сама посуди. Ты ведь это для меня сделала. И пусть я считаю твою прическу смешной, я знаю, что ты хотела как лучше. А теперь развеселись!»

4. Нельзя слушать абы какую музыку, которую, по мнению Хельмута, и музыкой то назвать нельзя. Вот тебе пластинка, только попробуй поставить что-нибудь другое в мое отсутствие.

5. А еще вот тебе книга – про замешивание бетона и плотины. Выучи наизусть, чтобы, когда я приехал из командировки, нам было, о чем поговорить. У супругов должны быть общие интересы.

6. Хельмут упоминает, что его любимое блюдо – почки в бургундском вине (внезапно это и любимое блюдо умершего отца). Когда Марта к приходу мужа подает ему эти самые почки, оказывается, что на субпродукты у него аллергия. Ах, Марта, ты все перепутала, это же твой отец любил почки. Но не волнуйся, дорогая, ты же хотела меня порадовать.

7. Черный кот (Рубль, в честь «черного рынка» в России, кстати), которого Марта завела в отсутствие мужа от одиночества и которого он снисходительного разрешил ей оставить, внезапно умирает… Потому что Хельмут не желает делить Марту ни с одним живым существом. По этой же причине никаких детей ей не положено.

«Мне бы очень хотелось, чтобы ты жила только ради меня. Ради меня одного».

8. Ну и вообще, из дома лучше не выходить. Сиди тут и жди меня всю неделю. Без телефона (Хельмут срезает его). В этом твоё предназначение. Хельмут смотрит на Марту, как на зверушку. Марта принимает эту пытку. Пытку счастьем быть рядом.

9. Про постель, думаю, говорить не стоит. Угнетение происходит и там.

«Никогда больше не делай этого, Марта. Никогда не сопротивляйся мне, если я тебя захочу».

Такой жести я давно не видела, честное слово. Самое интересное, что Марта переживает, пытается вернуть «обидевшегося» на её непослушание и исчезнувшего на время идеального мужа. Зубрит методичку про бетон и боится, что Хельмут может и не вернуться. Как тогда жить?

Финал добивает, как последний гвоздь в крышке гроба. Деструктивный брак логично скатывается на самое дно, и это начинает казаться вариантом нормы для обоих. Их уже нельзя разделить…

С удовольствием послушаю ваше мнение, друзья. Кто смотрел этот фильм, какие эмоции, чувства?