На прошлой неделе рассказывала вам о том, как нежданно-негаданно узнала о том, что символисты собирались, чтобы проводить дионисийские мистерии с элементами христианских таинств. Я решила разобраться в том, почему культ Диониса стал таким популярным в начале XX века и как же образ Христа переплелся с образом языческого бога.
Для того, чтобы все это понять, сначала нужно узнать историю Диониса и выследить в ней параллели, роднящие христианство и мифы древних греков.
А прежде чем мы погрузимся в историю и мифологию, заходите в мой телеграм-канал. Тут я рассказываю о впечатлениях от прочитанного, новости из жизни и показываю книжные будни. Заходите, всем буду рада!
Фигура Диониса
Я очень долго не могла понять, что же символистам в мифах о Дионисе напомнило о Христе, пока не прочитала то, какие есть варианты происхождения Диониса и его жизни. Как водится, в древнегреческих мифах все очень непонятно, запутано, много чего пересекается, но и мест, где концы с концами не сходятся, тоже хватает. То ли Дионис - это бог древнегреческого культа, то ли он арабского происхождения и просто “пришел” в Элладу. Нам это не принципиально важно (хотя вопрос интересный), но куда важнее будет посмотреть на рождения знаменитого бога виноделия. Почему рождения?
Первый миф гласит, что Дионис - сын Зевса и Персефоны. Деметра скрыла в пещере свою дочь, но, как мы знаем, для сластолюбца-Зевса это не препятствие. Громовержец являлся к Персефоне в виде змеи и вскоре у девушки родился сын Дионис-Загрей. Из младенца должен был вырасти будущей правитель мира, занявший бы место Зевса. Ревнивая Гера, узнав о рождении Диониса, подговорила титанов убить его. Зевс пытался спрятать сына, сначала превратив его в козла, а затем в быка, но титаны поймали и убили его. Нетронутым осталось лишь сердце Диониса. А дальше уже истории множатся и разнятся. Интересной деталью тут будет то, что существовала версия, где Загрей существовал в Аиде до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним во время сошествия в Аид. Вообще судьба этого древнегреческого бога очень тесно переплетена с таинствами рождения и смерти, но к этому мы ненадолго вернемся позже.
Во втором мифе, связанным с Дионисом, говорится о том, что бог был рожден от смертной Семелы. Зевс влюбился в нее и стал приходить к ней каждую ночь, а когда обнаружилось, что Семела ждет ребенка, обещал выполнить любое ее желание. Без вмешательства Геры опять же не обошлось и просьба Семелы увидеть Зевса в божественном обличии обернулась смертью девушки. Отец спас младенца и зашил нерожденного Диониса себе в бедро до самого рождения, тем самым обеспечивая ему божественную природу.
Самым интересным в этих двух мифах то, что в некоторых случаях они переплетаются между собой. В некоторых источниках Зевс дает Семеле элексир из сердца Диониса-Загрея, что делает Диониса перерождением Загрея (которого еще называют старым Дионисом). Это значит, что Дионис - двурожденный, каким часто называют его и в Серебряном веке.
От Диониса к Христу
Как я упомянула в первой части, в начале XX века все друг на друга наложилось и срезонировало: апокалиптические настроения, всебщих духовный (и не только) кризис, обращение к новым религиям, поиск путей развития и перерождения человечества.
Рупором ницшеанского дионисиства в Российской империи стал Вячеслав Иванов. Он писал многочисленные статьи и другие теоретические работы на эту тему, а потом пошел дальше: поставил задачу возрождения дионисийского культа. Не в поэтическом или метафорическом смысле, а в буквальном. Отсюда и растут ноги у собраний, мистерий и ритуалов символистов. А что же с христианством?
Вячеслав Иванов видел в дионисийском культе прообраз, предтечу христианства. В своих работах он показывал, что и первое, и второе работает по схожим механизмам, начиная от символики (вино и виноград значимы и для Диониса, и для Христа), заканчивая эпизодом с воскресением, который фигурирует и в Евангелии, и в мифе. Дионис представлялся Иванову такой же мученической фигурой, как и Христос.
Но есть кое-что, что отличает христианство от дионисийства: обхождение с индивидуальностью. Первая религия выделяет личность: спасение зависит от самого человека, духовный путь индивидуален. А в дионисийстве ключевым моментом является потеря границ личности, объединение. Причем слияние людей, как друг с другом, так и с природой, объединение как животных, так и человеческих черт в неистовстве и буйстве вакханалии. В создании мистической общности Иванову и виделось решение, обновление текущего положения вещей.
Дионис определенно повлиял на Серебряный век, на его людей и произведения искусства. Сегодня мне хотелось показать вам, насколько сильно было это воздействие, какие масштабы принимало и как выражалось в жизни, становилось путем решения проблем стремительно надвигающегося XX века.
Спасибо за то, что дочитали до конца! Если вам нравится литература, можете другие материалы на Дзене. Например, здесь история о предтече символизма - пьесе “Саломее” Оскара Уайльда.