Пьеса Уайльда может быть интересна по многим причинам. Это образец раннего символизма, произведение, в котором привычные библейские образы переворачиваются с ног на голову, а сюжет достигает кульминации, а затем и развязки, благодаря цветам и повторениям слов.
Сегодня я подойду к пьесе и ее главной героине, покажу, насколько ее образ чарующ и многогранен, как для сюжета важна страсть Саломеи. Надеюсь, у меня получится заставить вас проникнуться иудейской царевной, так как меня она захватила и не отпускает уже около месяца - хочется этой магией с кем-то поделиться.
А чтобы увидеть все подробности того, как я читала "Саломею" и размышляла над ней, можно увидеть в моем телеграм-канале. Тут - мои читательские будни во всей своей красе.
Цвет и сюжет
Поделюсь сначала магией цвета. Сегодня наша цветовая палитра незамысловата: белый, затем красный и наконец черный.
Молодой сириец, влюбленный в Саломею, восхищен луной, она напоминает ему танцующую принцессу, чьи ступни будто сделаны из серебра, напоминают порхающих белых голубок. Принцесса бледна, но, как замечает тот же молодой сириец, похожа на тень белой розы в серебряном зеркале. Начало проникнуто атмосферой невинности, целомудрия, пронизано серебристым лунным светом. И сама царевна тут выглядит чарующей молодой девушкой, чистой и прекрасной.
Красный становится основным цветом примерно в то время, когда появляется Ирод. В пьесе на этот момент много эротизма: Саломея загорелась желанием к Иоканаану, уже готова заполучить его поцелуй, а Ирод охвачен страстью к Саломее. Вместе с сексуальными символами появляются и кровь, и предчувствие смерти. Красный наполняет ту часть действия, в которой страсти накаляются.
Иоканаан предрекает, что в один день солнце станет черным, а луна красной как кровь. Это предсказание вскоре исполняется: Ирод с ужасом указывает на то, что луна, и правда, окрасилась в цвет крови. Пьеса в этот момент захватывает, возникает чувство надвигающегося Апокалипсиса, конца света, чего-то темного и ужасного. Пространство пьесы ужимается, вызывая у читателя чувство клаустрофобии.
И черный, конечно, не заставит себя ждать, развязка обязательно наступит. Саломея станцует свой танец, потребует обещанной награды. Неожиданно для всех это станет голова пророка Иконаана.
Ближе к концу пьесы становится реальной еще часть речей Иоканаана - Ирод слышит шум крыльев черной птицы, цитирует часть пророчества, где солнце станет черным. Кругом все указывает на скорую смерть, на беду. Рука палача, который срубает голову Иконаану тоже, кстати, черная.
Черное облако закрывает луну - Саломея целует мертвую голову пророка, ее желание находит разрешение, а затем царевну ждет смерть, в то время как сцена почти полностью погрузилась во мрак.
Взаимодействие цветов, упомянутых мной, показывает путь развития страсти и судьбы Саломеи. Сейчас у нас есть сюжет и некоторые важные детали, поэтому мы можем обратиться к самой царевне.
Кто она?
Мне попалась любопытная статья, где были собраны отзывы критиков на образ Саломеи. Удивительно, но там были всевозможные мнения, начиная от такого, что Саломея - жертва несчастной любви, прекрасная и чистая девушка, заканчивая таким, что иудейская царевна - ужасное чудовище, причиняющая всем боль, убивающая все, что видит.
Я придерживаюсь мнения о том, что Саломея одержима страстью. Благо мои мысли подкрепила еще одна интересная статья, где описывалось греческое понятие эроса и его связь с пьесой Уайльда.
О своей находке я напишу в следующей части статьи, так как материала настолько много, что, боюсь, в одном месте это все будет смотреться перегруженно. Скоро расскажу о природе страсти Саломеи, о том, в чем еще необычность пьесы с точки зрения Викторианской эпохи.