Автор — Ангелина Вовк
Рассказывает ведущий педагог I-й ступени (дети от 6 до 9 лет) Олеся Королёва
Зачастую причиной непонимания и необузданного страха является незнание — банальное отсутствие владения определённой информацией. Школа Великих Открытий всегда ценила и ценит открытый диалог, поэтому с особым вниманием относится к тревогам родителей и возникающим вопросам.
В этой статье мы собрали для вас 5 самых популярных запросов родителей, к которым наиболее часто обращаются гости Школы Великих Открытий, только готовящиеся доверить нам образование своего ребёнка.
1. Как дети разного возраста занимаются вместе, если у них разные программы?
Важным принципом Монтессори-образования является обучение в разновозрастных группах. Именно поэтому наши дети учатся не в классах, а в ступенях: так, I-ая ступень — это дети от 6 до 9 лет, II-ая ступень — ученики 9-12 лет, III-я ступень — ребята от 12 до 15 лет и IV-ая ступень — наши старшеклассники возрастом от 15 до 18 лет.
В основу учебной программы для каждой ступени берётся общеобразовательная школьная программа, соответствующая ФГОС. Однако в случае Монтессори-подхода для каждого этапа обучения она делится на три года, поскольку именно три года длится образовательный цикл каждой ступени.
Какие-то уроки и темы могут повторяться на протяжении всего цикла, но они никогда не будут идентичны друг другу. С каждым прошедшим годом они меняются и подстраиваются под группу детей — под их запросы и интересы. И таким образом, ребенок, который на первом году обучения не до конца усвоил какой-то урок, имеет возможность вернуться к нему чуть позже и при этом выделить для себя что-то совершенно новое. С каждым разом ребёнок обращает внимание на разное, начинает задавать совсем другие вопросы, и его знания лучше усваиваются.
Олеся Королёва, ведущий педагог I-й ступени
Помимо прохождения программы, важно взаимодействие детей в группе. Для Монтессори-среды крайне важны коммуникация и взаимопомощь, поэтому со временем дети старшего возраста становятся своего рода помощниками учителя: старшие учат младших, а младшие учатся у старших.
Подобное взаимодействие положительно влияет на все возрастные группы.
Ребята старшего возраста отмечают, что для того, чтобы объяснить что-то ребёнку помладше, важно не только хорошо знать материал, но и уметь его преподнести: подобрать нужные слова, суметь ответить на возникшие вопросы. Всё это о "прокачке" коммуникации и лучшего усвоения знаний.
Олеся Королёва, ведущий педагог I-й ступени
2. Как дети учатся без оценок? Как они понимают, что у них получается хорошо, а что — плохо?
Безоценочное обучение — ещё один из принципов Монтессори. В данном случае оценивание проделанной ребёнком работы и полученного им результата идёт через рефлексию. Этому помогают такие наводящие вопросы, как: "насколько полно ты осветил тему?", "в чём тебе было трудно?", "если было легко, то благодаря чему?", "насколько ты вложился в эту работу?".
Слишком просто — оценить детей баллами. Важно получить от них оценивание своей собственной работы: "ты доволен своим результатом?", "ты рад?", а не просто "это хорошо" или "это плохо".
Тогда дети рассказывают, как справились. Например, кто-то использовал то, что наработал в прошлый раз, а кто-то честно говорил, что совсем не хотел заниматься этой темой, но понимал необходимость и находил в себе силы.
Олеся Королёва, ведущий педагог I-й ступени
Подобное "самооценивание" начинается в Школе Великих Открытий ещё с детского сада — мы учим детей самопознанию. И отсутствие внешней бальной оценки (замена её развернутой профессиональной обратной связью учителя) в данном случае способствует всестороннему развитию личности: пониманию себя, формированию здоровой самооценки.
В среде, где нет зависимости от настроения учителя, который сегодня поставил пятёрку, а завтра внезапно влепил двойку, дети действительно учатся понимать свой результат. Они осознают, что за проявленным усердием непременно стоит какое-то достижение, и учатся радоваться и гордиться собой в моменты, когда им, например, совсем не хотелось что-то делать, но они пересилили себя.
Только в случае, когда дети не зависят от внешних оценок и не ждут похвалы извне, они способны оценить себя сами.
Начиная с 10 лет, у детей появляются своего рода опросники (о них мы писали в одной из предыдущих статей), в которых ребята отмечают свои успехи и навыки. Таким образом, с возрастом оценивание проходит некое форматирование, благодаря чему ребёнок понимает: чтобы появилась та или иная оценка в определённом пункте, необходимо многое о себе знать и понимать, как с этим работать.
В любом случае, крайне важно говорить с ребёнком о его работе, о его проекте, а не работать исключительно на балл. В подобной безоценочности особенно видна польза и эффективность такого обучения: оно стимулирует интерес и желание учиться. Учиться не ради оценки и похвалы, а ради того, чтобы разобраться в чём-то новом.
3. Как выставляются оценки за четверть?
Несмотря на ежедневное отсутствие оценок, за успеваемостью детей чутко следят наши педагоги, регулярно проводя необходимые тестовые работы.
У нас есть модули (четверти). В каждом модуле свои срезы с проверочными работами, которые показывают, как усвоен материал. Плюс, два раза в год есть большие контрольные работы. И все эти срезы, контрольные работы, диктанты (для которых всегда заводится отдельная тетрадь), рассыпные листы — всё-всё собирается в индивидуальную для каждого ребёнка папку-портфолио по модулям вместе с маршрутными листами.
С педагогами всегда обсуждается успеваемость каждого ребенка: где и кому нужна помощь, кто насколько продвинулся вперед, и общим советом принимается решение, необходимы ли дополнительные часы по той или иной дисциплине, или, быть может, нужен специалист и т.д.
Олеся Королёва, ведущий педагог I-й ступени
Важно понимать, что результаты любого вида проверочных работ — это не оценка личности ребёнка, а проверка его знаний в данный конкретный момент времени и возможность подсветить ему какие-то академические пробелы.
4. Что из себя представляют внутренние экзамены в Школе Великих Открытий?
Внутренние итоговые работы наших учеников проходят посредством трёх мероприятий: ШВОренции, Английского фестиваля и итоговой конференции. Расскажем о каждом по порядку.
- ШВОренция — это ежегодная бизнес-игра, в которой принимают участие не только наши ученики, но и ребята из других школ. К этому мероприятию, проходящему во второй половине января, начинают готовиться с самого начала года. Для участия в игре должны быть зафиксированы все правила, распределены все роли, оформлены все необходимые документы для каждой созданной ребятами фирмы и т.п. Это командная работа, где прослеживается роль каждого. В случае, если ребёнок сомневается или не знает, какое место ему занять в этом процессе, педагоги помогают ему и направляют.
На игре мы наблюдаем за каждым ребёнком и оцениваем его по "диагностической карте" на предметные знания: как он владеет нормами русского языка и познаниями в математике, как он коммуницирует с детьми, как проявляется в непростых ситуациях.
Также отмечаем психосоматический аспект: есть дети, которые заболевают перед игрой, есть те, кто заболевает во время игры, — и тогда мы в последствии помогаем ребятам справляться с возникающими блоками и страхами. К тому же, мы всегда разговариваем с родителями и рассказываем, что необходимо ребенку в этот период, какая поддержка и т.д.
Олеся Королёва, ведущий педагог I-й ступени
С каждым годом роли детей в ШВОренции меняются: чем старше они становятся, тем больше приобретают обязанностей. Например, из сотрудников фирм становятся руководителями.
- Английский фестиваль — это ещё одно любимое детьми событие, где они не только могут продемонстрировать полученные знания, но и получить от этого удовольствие. Фестиваль проходит в марте месяц и так же, как и ШВОренция, приглашает внешних гостей.
Это тоже командная работа. Ребята пробуют себя в разных видах деятельности: в спектаклях, переводе стихов, исполнении песен, олимпиадных видах работ.
Олеся Королёва, ведущий педагог I-й ступени
Подобная вовлечённость в разные форматы позволяет детям повышать уровень самых разных навыков, начиная от говорения и произношения и заканчивая письмом и грамматическими познаниями в иностранном языке.
- Итоговая конференция является защитой работ. Для третьего класса — это переводная конференция, на которую приглашаются дети из второй ступени в качестве слушателей и тех, кто даст обратную связь.
Мы стараемся, чтобы обратная связь была продуктивной и позитивной: как ещё можно помочь в развитии проекта и темы, что можно добавить, что изменить.
Олеся Королёва, ведущий педагог I-й ступени
В третьем классе дети уже учатся таким навыкам, как слушать и слышать, а также — планировать. Подготовка к итоговой конференции и, непосредственно, участие в ней, несомненно, помогает в освоении этих умений:
Планирование, в основном, начинают изучать во II-ой ступени, но уже с I-ой мы используем дневники для фиксации своей работы.
Так, первый класс фиксирует с помощью педагога, второй класс — сам и с напоминанием педагога, а третий класс (в идеале) фиксирует свою работу без напоминания, и педагоги лишь проверяют состояние дневников, при необходимости указывая на то, что ещё важно зафиксировать.
Олеся Королёва, ведущий педагог I-й ступени
5. Как преподается английский язык в I-ой ступени?
Помимо того, что уроки английского языка проходят 2-3 раза в неделю, в группе детей от 6 до 9 лет педагог английского языка находится непосредственно в среде.
Когда какой-то урок идет на русском языке и, например, рассказывается какая-то история, Фирас (преподаватель английского языка) дублирует её на английском языке.
Иногда какие-то уроки и темы могут преподаваться на английском, а также на нём даются материалы и презентации материалов.
Кроме того, два раза в неделю у нас проходит "круг" на английском языке. В погружении темы также могут преподноситься на английском.
Олеся Королёва, ведущий педагог I-й ступени
Дети могут побеседовать с педагогом на английском языке, а порой даже разрешить конфликтные ситуации.
Мы также смотрим с детьми мультфильмы на английском языке. Время просмотра всегда зафиксировано и соотносится с изучаемой на данный момент темой.
Если кто-то хочет предложить к просмотру свой мультфильм, то дети объясняют, почему они хотят, чтобы все это увидели. И когда ребята договариваются о чем-то, например, в этот раз посмотрим вот это, а в следующий — вот это, мы видим в их коммуникации развитие навыка.
Олеся Королёва, ведущий педагог I-й ступени
Школа Великих Открытий