Автор — Ангелина Вовк
Подошёл к концу ещё один продуктивный учебный год! Для учащихся, преподавателей и родителей это было время труда и прогресса: в 2023-2024 учебном году Школа Великих Открытий отметила 20-й юбилей, открыла свои двери для 414 участников ШВОренции, организовала Слет двухсот десяти Тинейджеров и Взрослых (СТИВ), поучаствовала в Международном дне медитации в Царицыно и ежегодном Благозабеге и, разумеется, отпраздновала выпускной!
Какие же результаты продолжают жить в наших учениках по завершению учебного года? С чем дети уходят? Что собрали в свой саквояж знаний? Именно об этом мы сегодня вам и расскажем вместе со Светланой Трегуб — преподавателем английского языка во II ступени и III ступени и главным координатором внешних проектов!
От ЭГО к ЭКО: меняя мышление
Отличительной чертой Школы Великих Открытий является приверженность следующему принципу: от экологии души через экологию отношений к экологии окружающего мира. Все эти три понятия всегда отражаются в различных форматах работы.
Так, важность экологии окружающего мира транслируется в школе через эко-уроки, которые были включены в нашу образовательную программу с 2013 года. Экология отношений достигается тем, что команда Школы Великих Открытий не оставляет ни один конфликт неразрешённым:
Ни одна ситуация не остается непроговорённой ни внутри рабочего коллектива, ни внутри школьных групп. Сейчас у нас также работает психологический центр.
Очень важно помочь ребёнку с самого начала года влиться в учебную группу, установив определенные правила взаимодействия с другими детьми. В дальнейшем, спорные ситуации разбираются с учениками на кругах, со специалистами, а также педагогами на педсоветах.
Светлана Трегуб, преподаватель английского языка во II ступени и III ступени, главный координатор внешних проектов
Экологию души мы формируем, развивая в ребенке понимание себя: ученик работает над способностью адекватно оценивать себя и ищет ответы на вопросы, кто он и каково его место в этом мире. Для этого в нашей школе проводятся уроки самопознания, которые ведет Ирина Кулешова — директор Школы Великих Открытий, её идейный вдохновитель, педагог и психолог:
Становление личности — вот какой фундамент закладывает в детях наша школа. И уроки самопознания — это инструмент, помогающий директору и педагогам достигать поставленной цели: развить в детях понимание себя, своих навыков и способностей.
Светлана Трегуб, преподаватель английского языка во II ступени и III ступени, главный координатор внешних проектов
Душа, тело, интеллект — комплексное становление личности
Помимо того, что на уроках самопознания дети часто говорят о привычках мышления и образа жизни, каждый учебный год начинается со сверки "ожиданий и реальности" детей и родителей по трем главенствующим направлениям — душа, тело и интеллект.
Родителям и детям выдаётся своего рода карта, которую они должны заполнить. В качестве основных координат выделены "душа", "тело", "интеллект" и навыки, связанные с этими понятиями. Таким образом мы сверяем, что от будущего года родитель ожидает от своего ребенка, а что сам ребенок ожидает от себя: какие качества и привычки он хочет в себе развить, на что хочет сделать упор, что изучить в определенной дисциплине и так далее.
Светлана Трегуб, преподаватель английского языка во II ступени и III ступени, главный координатор внешних проектов
Кроме этого документа есть ещё один, который мы называем "снежинкой метапредметных личностных навыков". Под чутким руководством педагога дети оценивают свои навыки по шкале от 0-10 в начале года, затем в середине и в конце.
Благодаря этой снежинке ученик может проследить, что он в себе хочет развить, как он над этим в последствии работал и к чему в результате пришел.
Например, если в начале года ребенок отмечает, что ему не хватает навыков коммуникации, вместе с педагогом он анализирует, почему именно ему сложно общаться и какие нужно предпринять действия для совершенствования этого умения.
Светлана Трегуб, преподаватель английского языка во II ступени и III ступени, главный координатор внешних проектов
В начале был интерес
Ещё одним принципом Школы Великих Открытий является обучение через интерес ребёнка. На протяжении учебного года дети исследуют те темы, которые действительно им интересны. Это способствует тому, что по окончанию обучения они могут сказать, что конкретно изучали и что вынесли за годы, проведённые в школе. Именно поэтому, например, в биологии, мы проходим такие темы как "связь между движением и хроническими заболеваниями", "различия психологических и психических расстройств", "чем объясняются перепады настроения, лень, апатию в период полового созревания", а также изучаем историю стоматологии, теорию стресса и вопросы полового воспитания.
Зачастую происходит так, что в последствии обучения ребёнок понимает, что хочет углубиться в определённый предмет и изучить его с разных сторон:
Тогда ученику дается набор материалов и ссылок, и по заданной траектории он уже углублённо изучает то, что ему интересно. Дети также могут попросить сдать зачет по определенной дисциплине, если у них есть желание, чтобы педагог зафиксировал их прогресс.
Светлана Трегуб, преподаватель английского языка во II ступени и III ступени, главный координатор внешних проектов
К тому же, если во время изучения той или иной дисциплины ученик понимает, что хочет связать с ней обучение в университете и, как следствие, будущую профессию, вместе с педагогами он в дополнительные часы готовится к государственным экзаменам. Главное, что начальным импульсом изучения чего-то нового является искренний интерес.
Билет в будущее
За этот год Школа Великих Открытий провела более 12 встреч с людьми самых разных профессий, начиная от адвоката и переводчика и заканчивая пилотом и зоопсихологом:
Интересных людей мы сперва ищем "среди своих", ведь у нас большое родительское сообщество школы и детского сада.
Подобные встречи плодотворно влияют не только на детей, но и на самих родителей, которые погружаются в атмосферу школы: своими глазами видят, как она существует изнутри.
Светлана Трегуб, преподаватель английского языка во II ступени и III ступени, главный координатор внешних проектов
Каждое направление дети подробно разбирают не только на семинарах с приглашенными специалистами, но и путём создания майндмэпов (от англ. mindmap). Это интеллект-карта, или ментальная карта, является удобным методом визуализации данных и инструментом, который помогает структурировать информацию и находить взаимосвязи между её частями.
Таким образом, детям удается полностью погрузиться в направление: разобрать все возможные для него профессии, куда для этого необходимо поступать, каковы условия приёма, а также какие хард и софт скиллы важно иметь (от англ. hard skills, "жесткие навыки", — профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить; soft skills, "гибкие, мягкие навыки", — комплекс компетенций, важных для карьеры, при этом не относящихся к профессиональным знаниям и не зависящих от специфики работы).
Школа — не весь мир, но весь мир — школа
Важной задачей в предоставлении детям образования и развитии их личности Школа Великих Открытий ставит познание себя через познание окружающего мира:
Наше образование происходит не только в стенах школы: дети ездят на выезды, участвуют в фестивалях и коллаборациях с другими школами. Например, у нас бывают образовательные слеты, приуроченные к определенной дисциплине (математика, физика и тд).
Кроме того, дети любят проводить время в нашем загородном кампусе — на Земле Великих Дел. Там они учатся хозяйственным навыкам, экономическим, развивают в себе самостоятельность и ответственность — осваивают прикладные умения.
Всё это особенно интересно для ребят третьей ступени, которых Мария Монтессори называла социально-новорожденными — это взрослые дети, которым необходимо показывать себя и видеть других, получать новые вызовы.
Образование гораздо шире, чем школьные стены.
Светлана Трегуб, преподаватель английского языка во II ступени и III ступени, главный координатор внешних проектов
Помимо выездов, дети познают окружающую их среду посредством метапредметных погружений (подробнее о погружениях мы рассказывали в этой статье). Крайне важно замечать дисциплины в окружающем мире, и дети учатся искать эти связи: так, к примеру, история — это не только даты и сражения, но и искусство, литературное творчество, культурные традиции стран и многое другое.
Кто же он — выпускник Школы Великих Открытий?
Важно готовить ребёнка к жизни, а не исключительно к существованию в учебных заведениях. К тому же, за пределами школы у него уже творится эта жизнь, в которой ему приходится разбираться.
Мы не про накачку знаний, не про оценки и олимпиады, не про такое мышление, когда всё обучение стремится к высоким баллам ЕГЭ — мы про другое.
Мы про личность, про выстраивание духовного стержня, который в результате и поспособствует как успеваемости и сдачи экзаменов, так и пониманию, куда ребенок хочет двигаться после школы. Ведь без личностных навыков всё это просто невозможно.
Либо мы получаем замученного ребенка, который просто пытается сдавать ЕГЭ, который просто хочет поступить непонятно куда и непонятно почему и зачем, чтобы через несколько лет перевестись или отчислиться, который учится исключительно ради корочки и никогда впредь не работает по специальности, либо мы получаем ребёнка, который знает, чего он хочет, и понимает, как к этому прийти и какие для этого нужно приложить усилия.
Светлана Трегуб, преподаватель английского языка во II ступени и III ступени, главный координатор внешних проектов
Помимо того, что на выходе выпускник Школы Великих Открытий имеет хорошие основы академических знаний, умений и навыков (в свою очередь, несомненно благодаря индивидуальному подходу), он также
- понимает свои сильные и слабые стороны,
- стремится к саморазвитию,
- умеет формулировать цели и строить пути к их достижению (этому помогает обязательный формат работы в III-й ступени, который называется "планирование": здесь ребята развивают навык управления временем, разбивают большие задачи на более мелкие; также развитию навыка целеполагания способствует проектная деятельность),
- способен выстраивать отношения с разными людьми (достижению этого навыка способствуют уроки самопознания и тренинги эффективной коммуникации),
- умеет находить нестандартные решения,
- понимает и осознает личную и социальную ответственность (эти навыки развиваются в частности и благодаря нашим социальным проектам: экологическим, благотворительным, образовательным).
Именно с этим уходят дети по окончанию учебного года и школы в целом. Школа Великих Открытий стремится дать своим ученикам как можно больше полезных практических и личностных навыков, благодаря которым ребята могут спокойно и уверенно достигать своих целей во взрослой жизни.
Школа Великих Открытий