В обыденном представлении, жизненный сценарий — это план действий, который мы создаем для себя на основе нашего опыта и ожиданий от будущего. Он определяет наши цели, ценности и поведение в различных ситуациях. Однако, жизненные сценарии могут быть как позитивными (например, стремление к успеху), так и негативными (например, уход от ответственности). И тут возникает закономерный вопрос о том, только ли мы создаем этот план действий или есть еще что-то, что влияет на него, потому что некоторые такие жизненные планы кажется невозможным выбрать сознательно
Карл Густав Юнг
Карл Юнг (26 июля 1875 — 6 июня 1961), швейцарский психолог и психиатр, педагог, основоположник аналитической психологии, философ, с 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда), рассматривал жизненные сценарии в контексте аналитической психологии. Он утверждал, что каждый человек проходит через процесс становления индивидуальности, включающий в себя интеграцию воспоминаний, эмоций, импульсов, разных аспектов личности на который влияют общественные нормы и ожидания, и даже архетипические проявления коллективного бессознательного. Архетипические проявления относятся к универсальным образам, символам и мотивам, которые присутствуют в культуре и мифологии различных народов и эпох. Могут проявляться в различных формах, включая образы героев, злодеев, матерей, отцов, мудрецов, животных, природных стихий и т.д. Они могут быть выражены в искусстве, литературе, кино, музыке, религии и других областях культуры. Они представляют собой общечеловеческие опыты и эмоции, которые передаются из поколения в поколение и отражают глубинные структуры человеческой психики.
Альберт Бандура
Альберт Бандура (1925–2021), канадский психолог, разработал теорию социального обучения, согласно которой люди учатся через наблюдение и имитацию поведения других людей. Он так же утверждал, что жизненные сценарии формируются под влиянием окружающей среды и социальных взаимодействий.
Эрик Леннард Берн
Другой американский психолог и психиатр Эрик Берн (10 мая 1910 — 15 июля 1970), известный прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа, утверждал, что жизненные сценарии формируются в раннем детстве под влиянием родителей и других значимых взрослых. Он выделил два типа сценариев: победитель и неудачник. Берн считал, что люди могут изменить свои жизненные сценарии, осознав их и научившись новым способам взаимодействия с миром.
Анн Анселин-Шутценбергер
Мне кажется, заслуживает особого внимания концепция французского психолога Анн Анселин-Шутценбергер (29 марта 1919 — 23 марта 2018), французский психолог, доктор психологических наук, профессор, основатель Международной ассоциации групповой психотерапии) о трансгенерационных связях и синдроме предков, которая основывается на идее, что травматические опыты и эмоции, пережитые нашими предками, могут передаваться из поколения в поколение и влиять на нашу жизнь. Шутценбергер утверждает, что мы можем обнаружить эти трансгенерационные связи через исследование истории своей семьи и понимание того, как они влияют на наши жизненные сценарии. Примеры из книги Шутценбергер «Синдром предков» показывают, как трансгенерационные связи могут проявляться в различных формах.
Один из примеров. Женщина, которая чувствовала непреодолимое желание помогать другим людям, несмотря на то что это приводило к ее собственному истощению и неудовлетворенности. Она обнаружила, что это было связано с историей ее бабушки, которая была вынуждена ухаживать за больной матерью в одиночку. Другой пример - мужчина, который постоянно сталкивался с финансовыми проблемами, несмотря на то что работал усердно и зарабатывал достаточно денег. Он обнаружил, что это было связано с историей его деда, который потерял все свое состояние во время Великой депрессии. Анн Шутценбергер подчеркивает важность осознанности и понимания своих эмоций, а также способность выражать и разрешать конфликты, чтобы избежать повторения прошлых ошибок.
Как изменить сценарий своей жизни
Представьте себе театральную постановку. Чтобы спектакль состоялся, все актеры должны хорошо знать свои роли и следовать им. Возможны импровизации, но они все равно укладываются в рамки определенного сценария, ведь для каждого персонажа прописаны характеристики, позволяющие полно раскрыть роль.
Теперь давайте обратимся к жизненным ситуациям, в которых мы встречаем разных людей и меняются обстоятельства (декорации), но в результате мы снова и снова приходим к нежелательным последствиям (терпим неудачи, оказываемся втянутыми в конфликты, испытываем разочарования, боль, грусть).
Почему так происходит?
Все это происходит от того, что мы часто опираемся на прежний опыт: опыт предков и тот, который приобрели в своей жизни. Мы приняли как руководство те решения и установки, которые когда-то способствовали выживанию, были эффективными и верными для того времени. Исходя из этого, у нас сложилась своя устойчивая картина мира и спектакль нашей жизни был приведен в действие.
К примеру, люди старались держать при себе свое мнение о том, что происходит в мире. Они остерегались опасности, в которой они могли оказаться из-за излишней откровенности. Эти люди передали своим детям, что не надо говорить ничего лишнего, а их дети претворили это в свою жизнь. Затем появились внуки, которые, по какой-то им неведомой причине, боятся высказывать свое мнение. То есть, необходимость в этом когда-то верном решении отпала, а убеждение, что мир опасен и лучше промолчать – осталось.
Или такой случай: человек в детстве перенес болезнь, которая мешала ему выходить из дома. После операции причина исчезла, а страх проявить себя в мире остался, что влияет на многие жизненно важные сферы.
В жизни появляются установки, представления о мире и правилах желательного и нежелательного поведения и реагирования. Параллельно складывается видение себя в этой картине мира: насколько я ей соответствую или не соответствую, какое место занимаю. Так появляются выводы о себе, часто подкрепленные обоснованными или необоснованными мнениями окружающих.
Опираясь на прошлый пример, рассмотрим установку – «Не выходи из дома, пока не будешь здоров». Вроде все верно, решение вполне логичное и оправданное. Однако оно может быть подкреплено и другой установкой, например, от родителей – «Что ты так … (следует указание, как именно) себя ведешь? Что люди подумают? Ты должен соответствовать (быть мужчиной, быть сильным, быть красивым или что-то еще)». Далее две установки смешиваются и делается вывод: «Я не такой (я больной, слабый, не достойный или что-то похожее). Выходить из дома можно, только когда я изменюсь или заставлю других думать, что изменился». Вывод подкрепляется несколькими ситуациями и формируется роль – роль человека, делающего вид, что он могущественный, сильный, решительный.
Вполне возможно, что этот человек даже станет таким в каких-то отдельных сферах жизни, но в значимых ситуациях ему будет страшно рисковать, делать шаги, показывать себя и свои настоящие чувства, мысли, желания. Тогда установки могут вести к негативным последствиям. Такие люди часто говорят про себя: «У меня все есть, но меня это не радует». Также он будет зависеть от других людей и бояться что-то потерять при переходе на новые этапы своей жизни. В жизни такого человека обязательно появятся те, кто будет играть персонажей, которые мешают ему делать то, что ему хочется, быть собой, идти дальше. Кто-то будет требовать его внимания, перед кем-то он будет сильно виноват. А виноват и правда будет, потому что такая роль всегда предполагает ложь, так как свои истинные желания и самого себя настоящего надо скрывать, а то все заметят, что он не так уж успешен, умен, хитер, остер и силен. Чем не основа для сценария? Проблема в том, что если в театре один спектакль посмотреть несколько раз и он надоест, то можно уйти. А как в этом жить?
Люди часто пытаются выйти из сценария, покидая какое-то место или расставаясь с людьми, которые, по их мнению, причиняют им дискомфорт, но забывают что-то поменять в своем представлении о мире и самих себе. Так, они неизбежно втягивают новых людей в привычный сценарий или неосознанно выбирают тех, кто им сможет подыграть. Так «спасательницы» встречают мужей-алкоголиков, а те мужчины, для которых важно скрыть свою суть за витриной обеспеченности, все время находят «охотниц за состоянием».
Что из этого следует:
Если вы в сценарии, значит вы не замечаете что-то в реальности, не ощущаете момент во всей полноте. Значит вы реагируете из прошлого опыта, не видя факты и возможности, которые предлагает новое время.
Что с этим делать:
1. Для начала, давайте определим (назовем) вашу роль в этой жизни. Кто вы?
Неудачник, мать-героиня, жертва обстоятельств, успешный предприниматель, прекрасная обольстительница, вечный странник, герой-одиночка, трудоголик, большой начальник, ищущий смысл жизни, человек в футляре, шут, меценат, король, кто-то еще…. Это может определить и название самого сценария. Например: «Бедный, но честный», когда человек предпочитает оставаться бедным, но сохранять свою моральную чистоту и принципы. «Вечный студент», когда человек постоянно учится новому, но не применяет полученные знания на практике и не достигает успеха в жизни. или «Герой», когда человек ставит перед собой высокие цели и готов бороться за них любой ценой. Подумайте…
2. Дальше подумайте, в каких обстоятельствах вы частенько оказываетесь?
Спасаете кого-то, заботитесь, что-то теряете, оказываетесь обманутым, ведете за собой людей, начинаете все с нуля, кто-то все время на вас нападает, постоянно принимаете решения или, наоборот, их все время принимают за вас… Как это происходит у вас?
3. Какие роли играет ваше окружение?
Строгий начальник, сварливая жена, муж-алкоголик, безработный, легкомысленные барышни, друзья-предатели, ненадежные партнеры или, наоборот, любящие родители, умные дети, интересные люди? Здесь не важны положительные или негативные характеристики, запишите/проговорите все как есть, по фактам.
4. Определитесь с тем, что больше всего вас тяготит в жизни.
Не можете встретить подходящего спутника/спутницу жизни? Заработать денег? Понять свое предназначение? Получить удовольствие, испытать радость? Ощутить себя уверенно? Может, что-то иное?
5. Опишите максимально подробно пару ситуаций, в которых наиболее отчетливо видна ваша роль, сравните их.
Вы обязательно заметите, какие ваши мысли, проявления и поведение запускают тот сценарий, который вовлекает других действующих персонажей и затем влияет на вас самого.
6. Используйте метод генограммы
Это инструмент для изучения и анализа трансгенерационных связей и синдрома предков. Генограмма представляет собой графическое представление истории семьи, по типу генеалогичекого древа, которое позволяет увидеть повторяющиеся паттерны и проблемы, передающиеся из поколения в поколение.
Процесс создания генограммы начинается с составления списка членов семьи, включая прямых предков, братьев и сестер, супругов и детей. Затем на генограмме отображаются ключевые события и отношения между членами семьи, такие как даты рождения и смерти, браки, разводы, болезни, суициды, зависимости, насилие и другие важные события. Цель создания генограммы - выявить повторяющиеся паттерны и проблемы, которые могут быть связаны с трансгенерационными связями и синдромом предков. Это позволяет осознать, как прошлое влияет на настоящее и как мы можем изменить свои жизненные сценарии, чтобы избежать повторения прошлых ошибок.
Коррекция жизненных сценариев с помощью метода генограммы включает в себя осознание и понимание этих трансгенерационных связей, а также работу над изменением своих поведенческих и эмоциональных реакций. Это может включать в себя развитие новых навыков общения, разрешение конфликтов, управление стрессом и другие стратегии, которые помогут человеку стать более адаптивным и гибким в своих отношениях и жизненных сценариях.
Самое главное – вы вольны поменять свою роль
Вольны отреагировать на предложенные жизнью обстоятельства новым, нетипичным для вас образом, потому что заученная привычная реакция далеко не всегда адекватна и применима.
И да, – ваша картина мира может пошатнуться. Ваше окружение может поменяться или сильно удивиться и провоцировать вас вернуться к привычной роли.
И да, – вам будет очень непривычно искать новые решения и часто будет соблазн пойти знакомым для вас путем.
Но, Вы вольны выбрать разные сценарии, и сыграть разные роли.
Попробуйте!
©️ Виктория Ивченко
Статья опубликована в журнале "Эгоист ":