Трехактная структура - это модель, используемая в повествовательной художественной литературе, которая делит историю на три части, часто называемые Установкой, Противостоянием и Разрешением. Она была популяризирована Сидом Филдом в его книге 1979 года "Сценарий: основы сценарного мастерства". Основываясь на его рекомендации о том, что у пьесы есть три акта, которые называются «завязка», «конфронтация» и «развязка».
Сид Филд - американский писатель, известный как «гуру всех сценаристов». Его книга «Сценарий»1979 г. стала одним из первых серьёзных учебников об этом мастерстве.
Его всемирно известные книги-бестселлеры «Сценарий», «Книга сценариста» и «Решение проблем сценариста» зарекомендовали себя как «библии» в киноиндустрии. Они используются в более чем 395 колледжах и университетах и переведены на 19 языков.
Драматургия. По ходу развития истории сюжет обычно развивается таким образом, что возникает вопрос "да" или "нет", главный драматический вопрос. Например, получит ли мальчик девочку? Спасет ли герой положение? Разгадает ли детектив тайну? Будет ли преступник пойман правоохранительными органами и привлечен к ответственности? Будет ли главный герой убит беглецом? Ответ на этот вопрос должен быть дан в кульминации истории. Часто ответом является да; нет; возможно; да, но ...; или нет, и более того ..
Первый акт обычно используется для представления идеи истории (также называемой завязкой истории). Это необходимые вводные данные для знакомства с героями и миром, в котором они живут. Кто главные герои? Каковы их отношения? Что за мир их окружает? В первом акте вы также можете обрисовать завязку конфликта . Это событие, которое дает начало развивающему действию. Некий катализатор истории. Первый акт должен примерно занимать первую четверть вашего сценария.
Помните начало фильма "Форест Гамп", где мужчина с коробкой шоколадных конфет сидит на остановке и ждет автобуса. Когда рядом с ним присаживается женщина, он здоровается с ней, представляется, угощает конфетами и говорит: «Вы любите конфеты? Я мог бы съесть их полтора миллиона. Моя мама всегда говорила: “Жизнь – как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, какую вытащишь“». И дальше начинается повествование сложной и непредсказуемой жизни героя. Уже в начале фильма становится понятно, что перед зрителем необычный человек. Он либо слишком мудр, либо слишком глуп. Уже есть зацепка, интрига, которая заставляет углубиться в повествование его истории.
Во втором акте начинается действие (также называемое многими писателями «противостоянием»). В этом куске должны описываться способы, которыми главный герой пытается решить проблему, стоящую перед ним. И это не просто. Герой либо слишком слаб, либо у него не хватает ресурсов или решимости. Он пока не совсем готов бросить вызов антагонисту/насущной проблеме, и именно здесь начинается все сочное развитие персонажа. Таким образом, вы можете ожидать, что это займет следующие два -четверти вашего фильма. Это важный этап, который даст простор для будущей трансформации героя. И для того, чтобы герой оказался на грани провала, чтобы заставить зрителя сопереживать ему и волноваться за его жизнь. На самом драматичном моменте должен произойти поворот, который изменит ситуацию.
Помните, как в фильме "Рокки Бальбоа" герой Сильвестра Сталлоне говорит своему сыну легендарную мотивирующую фразу: "…ты не поверишь, но ты умещался вот здесь (показывает пальцем на свою ладонь), я подымал тебя и говорил твоей матери: «Наш малыш лучше всех. Он вырастет самым лучшим парнем на свете». И ты рос таким замечательным. Здорово было. Каждый день был счастьем для нас. Но пришла пора стать самостоятельным, выйти в люди, и ты вышел. Но где-то по ходу дела изменился, перестал быть собой. И ты позволил другим тыкать в тебя пальцем и говорить: «Ты ни на что не годен». А пришлось трудно, ты стал искать виноватых в этом и нашел мою тень. Я скажу то, что для тебя не новость. Мир не такой уж солнечный и приветливый. Это очень опасное, жесткое место. И если только дашь слабину, он опрокинет с такой силой тебя, что больше уже не встанешь. Ни ты, ни я, никто на свете не бьет так сильно, как ЖИЗНЬ. Совсем не важно, как ты ударишь, а важно, КАКОЙ ДЕРЖИШЬ УДАР, как двигаешься вперед. Будешь идти – ИДИ, если с испугу не свернешь. Только так побеждают! Если знаешь, чего ты стоишь, иди и бери свое, но будь готов удары держать, а не плакаться и говорить: «Я ничего не добился из-за него, из-за нее, из-за кого-то»! Так делают трусы, а ты не трус! Быть этого не может!"
Третий акт посвящен развязке и занимает последнюю четверть вашего сценария. Этот раздел отвечает на грандиозный драматический вопрос, стоящий перед нашими героями в начале истории: удалось ли победить антагониста? Разгадать, кто убийца? Добиться своей цели?
Именно в этом акте мы достигаем кульминации фильма. Все напряжение в истории достигает здесь наивысшей точки — вспомните финальную сцену боя в « Гладиаторе» или печально известную автомобильную погоню "Тельмы и Луизы", когда они бегут от полиции. Напряжению больше некуда деваться, и наш драматический вопрос должен быть решен. Будь то триумф или поражение главного героя, теперь у него новое понимание того, кто он есть и как путешествие, через которое он прошел, изменило его.
Помните финал "Бойцовского клуба"? Герой уничтожает антагониста и остается при этом жив. Вместе с Марлой Сингер он смотрит с вершины небоскреба, как взрываются другие здания. Тайлер мертв, но его проект "Разгром" все-таки начал свою миссию по разрушению цивилизации. И это явно не хэппи энд. Герой одержал главную победу над собой, но победить зло, которое он учинил (точнее его альтер-эго), он не смог.
В целом, большинство сценариев придерживаются подобного построения истории. Однако, не всегда. О других способах построить структуру будет в отдельной статье.