Всемирный день борьбы с сахарным диабетом отмечается в его День рождения — 14 ноября. Фредерик Грант Бантинг – самый молодой лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.
Родился этот человек в Канаде, в Эссе (провинция Онтарио) в 1891 году в финансово стабильной семье фермера и дочери управляющего мельницей. У своих родителей Фредерик был самым младшим из пяти детей. Бантинг рос застенчивым, асоциальным мальчиком, который часто подвергался травле. Учился (и мучился от этого процесса) в поселковой школе Аллистона. Ранние трудности с правописанием привели к плохим отметкам на экзаменах.
Позже он объяснял свои неудачи комплексом неполноценности. В 19 лет (поздновато по нашим понятиям) поступил в методистский колледж Виктория (это учебное заведение было основано церковью как несектантское литературное учреждение) при Университете Торонто на общий курс искусств, но в конце года завалил экзамены.
Поступил снова, но уже на медицинский факультет. Здесь он стал усердным студентом (хорошистом), но ничем, кроме успешной игры в регби, не выделился. Специализировался на хирургии. Уже на следующий день, после того, как Канада вступила в Первую мировую войну, ринулся в армию, но дважды получал отказ из-за плохого зрения. На третьем курсе медицинской школы он поступил в медицинский корпус Королевской канадской армии рядовым. К 1915 году окончательно решил заняться хирургией, выполнив свою первую операцию — дренирование абсцесса у солдата. В конце 1916 года Бантинг получил степень бакалавра медицины, а весной следующего года отправился на фронт лейтенантом. Сначала в Великобританию, потом во Францию. Стремясь увидеть более активные боевые действия, он надеялся быть отправленным в Сибирь с Канадским Сибирским экспедиционным корпусом (те самые интервенты в Сибирь и на Дальний Восток России с 1918 до 1922 года. Последними освобождёнными от интервентов районами СССР стали остров Врангеля в 1924 г и Северный Сахалин в 1925 г). В 1918 году Бантинг был ранен при провальном наступлении бритов в Камбре, а в 1919 году Фредерика наградили Военным Крестом «за исключительную храбрость, проявленную при оказании помощи раненым под огнем».
Вернулся после войны в Канаду. Работал хирургом, изучал ортопедию и преподавал её в Университете Западного Онтарио, читал лекции по фармакологии в Университете Торонто. В 1922 году он был удостоен степени доктора медицинских наук и награждён золотой медалью. Заинтересовался в этот период сахарным диабетом. Его предшественники доказали, что болезнь возникает из-за недостатка пептидного гормона, производимого поджелудочной железой. Этот гормон получил название инсулин. Считалось, что гормон регулирует углеводный обмен, что его нехватка приводит к накоплению глюкозы в крови, которая выводится с мочой. Пациентов кормили свежей поджелудочной железой или её экстрактами, но это не помогало. Проблема состояла в том, чтобы выделить инсулин до того, как он подвергнется разрушению ферментами поджелудочной железы.
Бантинг искал возможность выделения инсулина, и среди коллег, к которым он обращался с неразрешимыми пока вопросами в конце 1920 года, был и Джон Джеймс Рикард Маклеод, на тот момент профессор физиологии в университете Торонто. Маклеод был на 15 лет старше своего коллеги. У Бантинга возникла идея лечения диабета с помощью экстракта из поджелудочной железы, функционирование которой было нарушено. Маклеод, знавший о неудачных экспериментах в этом направлении других исследователей, не выразил энтузиазма. Он предполагал, что решающую роль в регулировании концентрации глюкозы в крови играет нервная система. Но решил, что цель заслуживает любых способов её достижения и предоставил Бантингу помещение в лаборатории, экспериментальных животных и своего ученика Чарльза Беста, который работал демонстратором. А сам уехал в отпуск. Пока Маклеода не было, Бантинг и Бест добились прорыва: они выделили внутреннюю секрецию поджелудочной железы и преуспели в снижении уровня сахара в крови собаки, у которой поджелудочная железа была удалена хирургическим путём.
Тут, наверное, нужно сказать, что между Бантингом и его благодетелем Маклеодом постоянно случались «тёрки». Маклеод сомневался в результатах экспериментов. Бантинг требовал определенную зарплату для себя и Беста, отдельную комнату для работы, ассистента для ухода за собаками и ремонт операционной. Дальнейшие успешные эксперименты убедили Маклеода, что канадец прав. Их открытие было впервые опубликовано в февральском номере «Журнала лабораторной и клинической медицины» за 1922 год. Маклеод отказался от соавторства, потому что считал это работой Бантинга и Беста. Несмотря на их успех, оставался вопрос, как получить достаточное количество экстракта поджелудочной железы для продолжения экспериментов, потому что живых собак уже не хватало.
В ноябре 1921 года Бантингу пришла в голову идея получения инсулина из поджелудочной железы плода. Он удалил поджелудочную железу у телят-эмбрионов и остался доволен качеством экстракта. К декабрю 1921 года ему также удалось извлечь инсулин из поджелудочной железы взрослого человека (свиньи и коровы оставались основными коммерческими источниками инсулина до тех пор, пока их не заменили генно-инженерные бактерии в конце 20 века). Маклеод, Бантинг и Бест разработали эффективную спиртовую экстракцию и привлекли для помощи биохимика Джеймса Коллипа. 11 января 1922 года 14-летнему канадцу Леонарду Томпсону была сделана первая в истории инъекция инсулина в больнице общего профиля Торонто. Эксперимент оказался удачным со 2-го раза, потому что первую инъекцию вводили до работы Джеймса Коллипа над очисткой секрета собачьей поджелудочной, и препарат, введенный в первый раз, вызвал серьезную аллергическую реакцию. Во 2-й раз эксперимент прошел успешно. Это вызвало всплеск общественного интереса. Теперь спасение пациентов, обреченных на смерть, оказалось возможным. Маклеод написал отчет об открытии в 1922 году. Бантинг затаил на него злобу, полагая, что Маклеод преувеличил свой вклад и вклад Университета Торонто в открытие, и они больше никогда не разговаривали. Фармацевтическая компания Eli Lilly & Co. взяла на себя массовое производство инсулина. Весной 1922 года Бантинг открыл частную практику в Торонто и начал лечить пациентов с сахарным диабетом. Его первой американской пациенткой была дочь госсекретаря США Чарльза Эванса Хьюза. А первый успешный пациент, Леонард Томпсон, прожил лишь 13 лет после начала терапии инсулином. Но умер он не от диабета, а от воспаления легких.
Нобелевская премия с поправками и извинениями
Нобелевский комитет оперативно отреагировал на первые успешные клинические испытания. Осенью 1923 года Бантинг и Маклеод получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине, хоть не было понятно, как в долгосрочной перспективе будет работать инсулин. Они были номинированы датским физиологом и нобелевским лауреатом Августом Крогом (его жена болела диабетом). Комитет пришел к выводу, что работа Маклеода по интерпретации данных, управлению клиническими испытаниями и обеспечению высокого уровня публичной презентации имела решающее значение для успеха, поэтому они присудили Нобелевскую премию обоим. Бантинг стал самым молодым лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине — на момент вручения премии ему было 32 года. Он поделился половиной своей части премии с Бестом. Маклеод отдал половину своей премии Коллипу.
А через 49 лет Нобелевский фонд официально признал, что исключать Беста из числа награжденных было ошибкой. Был еще один неприятный момент. Бантинг и Бест в своей статье процитировали румынского физиолога Николае Паулеску, который сообщил об открытии панкреина – экстракта поджелудочной железы, снижающего концентрацию глюкозы в крови. Бантинг и Бест неверно трактовали его выводы, предположительно из-за ошибки в переводе с французского. Бест публично извинился за это спустя много лет.
Жизнь после Нобелевки
В 1923 году в Торонтском университете было открыто научно-исследовательское отделение имени Бантинга и Беста, где работали сами Бантинг и Бест. Бантинг рассматривал механизм утопления и способы противостоять этому, проблемы рака и силикоза (профессиональное заболевание лёгких от вдыхания пыли, содержащей свободный диоксид кремния. Приводит к разрастанию соединительной ткани и удушью. Силикоз является необратимым и неизлечимым заболеванием). Он получил медицинскую степень и степень доктора наук. В 1928 Бантинг давал лекции в Эдинбурге, вошел в состав многих медсообществ в своей стране и за рубежом. В 1938 году интерес Бантинга к авиационной медицине привел его в Королевские военно-воздушные силы Канады. Его интересовали проблемы, с которыми сталкиваются пилоты боевых самолетов. Участвовал в разработке защитного костюма, чтобы пилоты не теряли сознание, когда подвергались перегрузкам во время поворота или пикирования. Еще он экпериментировал с использованием иприта для лечения ожогов. Бантинг протестировал газ и противоядия на себе, чтобы убедиться в их эффективности (Иприт, он же горчичный газ, боевое отравляющее вещество кожно-нарывного действия, яд цитотоксического действия с запахом чеснока или горчицы).
А Маклеод в 1923 году заинтересовался костистыми рыбами, у которых в поджелудочной железе есть отдельные участки островковой и ацинарной тканей, и доказал, что инсулин получают из островковой ткани поджелудочной железы. Маклеод вернулся в Шотландию в 1928 году, стал профессором физиологии в Абердинском университете, позже – деканом медицинского факультета. С 1929 по 1933 год он также был членом Совета по медицинским исследованиям. Его последним крупным вкладом в науку было доказательство того, что центральная нервная система действительно играет важную роль в поддержании баланса углеводного обмена. А его теория о превращении жиров в углеводы осталась недоказанной. Нужно сказать, что Маклеод был плодовитым автором. На его счету более 200 статей и одиннадцати книг, написанных лично или в соавторстве. Среди них: «Практическая физиология» (1903), «Диабет: его патологическая физиология (1913)», «Инсулин и его применение при диабете» (1925), Углеводный обмен и инсулин (1926), «Топливо жизни: экспериментальные исследования на нормальных животных и животных с диабетом» (1928). Маклеод активно занимался редакторской работой. Он был помощником редактора в трех журналах.
Жизнь вне науки
Бантинг был дважды женат. От первого брака у него родился сын Уильям.
Маклеод был женат единожды, но детьми не обзавёлся.
Бантинг, как увлеченный художник, принимал участие в художественной экспедиции 1927 года, организованной правительством к реке Святого Лаврентия в Квебеке и в район Северного полярного круга. Эскизы его, сделанные маслом, пером и тушью на березовых панелях, названы: Крейг-Харбор, остров Элсмир; Понд-Инлет, остров Байло; Эскимосские палатки в Этахе. Некоторые остались без названий. Во время своего арктического путешествия Бантинг понял, что экипаж или пассажиры на борту судна Beothic торговой корпорации «Компания Гудзонова залива» (HBC) виновны в распространении гриппа среди коренного населения севера, приведшем к большому количеству смертей. Он обвинил компанию в обкрадывании эскимосов и поставке вредных для них продуктов питания. Интерес к живописи у Бантинга проявился примерно в 1921 году. Некоторые из его первых работ выполнены на обратной стороне картона, в который химчистка упаковывала его рубашки. На момент своей смерти Бантинг был одним из самых известных канадских художников-любителей. В некрологе о Бантинге написали: «Член Клуба искусств и литературы Торонто, он был одним из самых опытных художников-любителей Канады».
Интересы Маклеода были широкими и разносторонними. Он находил время заниматься садоводством, много читал и любил искусство, особенно живопись. Любил гольф и езду на мотоцикле.
Смерть
Во время Второй мировой войны Фредерик Бантинг служил офицером связи и летал в Великобританию, обеспечивая взаимодействие между британским и североамериканским медицинскими учреждениями. 21 февраля 1941 Бантинг скончался в возрасте 49 лет в районе Ньюфаундленда от ран и переохлаждения после крушения самолета, у которого отказали оба двигателя. Штурман и второй пилот погибли мгновенно. Пилот выжил, Бантинг скончался на следующий день. Бантинг и его жена похоронены на кладбище Маунт-Плезант в Торонто.
Джон Джеймс Рикард Маклеод умер в 1935 году в возрасте 58 лет в Абердине после нескольких лет страданий от артрита. Несмотря на болезнь, он оставался активным почти до самой смерти. В 1933 году проехал с лекциями по США, а в 1934 году опубликовал 7-е издание своей книги «Физиология и биохимия в современной медицине».
Почести, награды и наследие
Пожалуй, это будет самый длинный абзац в этой истории.
Помимо уже упомянутых выше наград, у Бантинга были Медаль Джона Скотта и Премия Камерона за терапию (1927г). В 1934 году королём Георгом V Фредерик Грант Бантинг был посвящён в рыцари. Сэр Фредерик Бантинг получил почётные степени нескольких университетов. Он стал доктором права Университета Западного Онтарио, Королевского университета, Мичиганского университета (1924 г), доктором наук Университета Торонто, Йельского университета (1924 г), Университета штата Нью-Йорк(1931 г), Университета Макгилла (1939 г). В 1994 году он был введён в Канадский медицинской зал славы, в 2004 г — в Национальный зал славы изобретателей. В его честь названы лунный кратер Бантинг, астероид (43293) Banting и Медаль Бантинга, которую с 1941 года вручает Американская диабетическая ассоциация. В 2004 году он был номинирован зрителями Канадской телерадиовещательной корпорации, как один из 10 «Величайших канадцев». Исследовательский фонд Бантинга финансирует медицинские и биомедицинские исследования в Канаде. Ежегодно читаются лекции Бантинга по диабету. По-прежнему функционирует Отдел медицинских исследований Banting and Best Университета Торонто. Еще есть Исследовательский центр сэра Фредерика Джи Бантинга в Оттаве. 4 школы носят его имя. Премия майора сэра Фредерика Бантинга присуждается с 2011 года за исследования в области военного здравоохранения. В 2012 году была создана «Кафедра исследований военной травмы майора вооруженных сил Канады сэра Фредерика Бантинга» в Центре медицинских наук Саннибрук. Программа постдокторских стипендий Бантинга предоставляла на срок до двух лет финансирование в размере 70 000 долларов в год исследователям в области здравоохранения, естественных, инженерных, социальных и гуманитарных наук. Бывший дом Бантинга в Лондоне (Онтарио) был объявлен Национальным историческим памятником Канады в 1997 году. Там музей истории инсулина и собрание работ Бантинга. Центр устного перевода Бантинга в Масгрейв-Харбор (Ньюфаундленд и Лабрадор) – это музей, посвященный обстоятельствам авиакатастрофы 1941 года.
Во время голосования за «Величайших канадцев» в конце 2003 года разгорелись споры по поводу будущего использования семейной фермы Бантингов, которая была завещана Историческому обществу Онтарио покойным племянником Бантинга. В итоге 40 гектаров продали для жилищного строительства более чем за 2 миллиона долларов. Картина Бантинга «Св. Тит де Кап» ушла с художественного аукциона в Торонто за 30 000 канадских долларов. В 1958 году Национальный совет по кинематографии Канады снял короткометражный фильм «Квест» о Бантинге и открытии инсулина. Этому же был посвящён телефильм 1988 года «Славы хватит всем». Жизни и смерти Бантинга посвящена драма 2006 года «Выше и запредельнее». «Пламя надежды» на площади сэра Фредерика Бантинга в Лондоне (Онтарио, Канада), рядом с национальным историческим памятником Канады Бантинг-Хаусом зажгла королева Елизавета в 1989 году как дань уважения доктору Бантингу и в память о людях, которые погибли из-за диабета. Пламя будет гореть до тех пор, пока не найдут лекарство от этой болезни. Тогда пламя будет потушено исследователями, которые обнаружат лекарство. На этой площади в 1991 году захоронена капсула времени в честь 100-летия со дня рождения сэра Фредерика Бантинга. Это сделали представители Международной федерации диабета и генерал-губернатор Канады. Идея та же: как только будет найдено лекарство от диабета, ее откопают.
У Маклеода шлейф славы куда скромнее. Сильно была подпорчена его репутация в Канаде «разборками» с бывшими коллегами по производству инсулина. До присуждения Нобелевской премии он получил премию Рива Университета Торонто (1922). В 1923 году канадский парламент предоставил ему пожизненную ренту в размере 7500 долларов. Маклеод был удостоен премии Камерона в 1923 году в области терапии. В его честь были названы аудитория Медицинского исследовательского центра Университета Торонто и премия Diabetes UK для пациентов, которые выживают с диабетом в течение 70 лет. В 2012 году он был введен в Канадский медицинский зал славы.
P.S.
1) Бантинг не родился гением. Но, несмотря на детскую закомплексованность и унижения в первые годы своей жизни, он стал Нобелевским лауреатом.
2) Между Бантингом и Маклеодом кошка пробежала не единожды, но они сумели довести до конца дело, за которое взялись, и дать миллионам людей шанс на полноценную жизнь.
3) Они оба прожили недолго, но так много успели сделать за это время!
По данным Международной Федерации диабета (IDF) в настоящее время в мире 415 млн человек болеют сахарным диабетом. К 2040 г прогнозируется рост числа больных до 642 млн человек. Более чем у 5 млн. россиян диагностирован сахарный диабет. Их жизнь возможна только благодаря инъекциям инсулина.
Спасибо что дочитали нашу статью до конца! Поставьте лайк и подпишитесь на канал если она вам понравилась! До скорой встречи!
Читайте другие наши материалы и смотрите наши видео: