25/17 и Варвара Котова тянут в улицы липкий "Омут".
"Древним камнем сердце треснуло и стонет.
В сладкой тьме малец забыл дорогу к дому".
Женский вокал - тревожная мать заплутавшего по жизни сына. Ощущение от мрачного, но красивого голоса певицы, словно вчерашняя колыбельная вот-вот готова стать заупокойной.
И эти переживания подтверждает плотный на выразительные средства текст Андрея Бледного. Слушаю его группу с 2008-го, на концертах коллектива был бесчисленное количество раз, и вот что с годами заметил: такие тексты были бы банальным мрачняком, если бы не жизнеутверждающая нота христианского покаяния, которая напоминает, что выход есть. Даже Христа искушал нечистый, потому мы все можем встать и уйти из своего персонального ада.
Музыка Анта холодна, она навевает воспоминания о серых панельках и хрущёвках моей юности на мрачной окраине города. Это не позёрская, ставшая модной хтонь безчисленных пост-панков с их унылыми песнями на один лад. Здесь реальный мрак, и чудища настоящие, а не вымышленные, как в высокохудожественных кино-комиксах Тима Бёртона. И эти чудища такие же, как ты, ибо виделись вы, когда ты ещё был ребёнком, а они подростками.
Бледный рассказывает о родине, что заплутала вместе со своими детьми, по которым "палит шрапнелью капитализм".
"Простому человеку завсегда везде кидок.
Петля на крюк - каюк, кирдык, но с нами Бог.
Он нам поможет, но, увы, мы верим только в залог.
Залог успеха — это бизнес-план, ну что за лох?"
Кризис веры в этих строках отсылает нас к Философу Паскалю, что говорил о бесконечной пустоте внутри человека, которую можно заполнить только равновеликой бесконечной величиной, то есть Богом. И вот Бледный иллюстрирует, что бывает, когда отвергли Всевышнего, решив найти ему осязаемую, кажущуюся надёжной замену. Замена эта, как правило, приходит в насквозь лживой упаковке, несущей только скорби. Человек вместо служения Господу творит себе кумира из греха, в данном случае - запрещённых веществ.
"...Но нету растаманов тут среди снегов и тумана.
Только наркоманы! Только наркоманы!"
Лирический герой отдаёт себе отчёт, что сам обрушил себя в эту преисподнею. Молодость в девяностых, безработица, разгул преступности, доступ запретного на улицах. В этих реалиях возникает фундаментальные чувство недолюбленности, которое без Бога люди порою компенсируют изуверскими способами. Герой методично разрушает себя, потому что без любви есть только смерть, в данном случае постепенное омертвение на базе страстей. Вы ведь замечали, как любители веществ со стажем похожи на мертвецов?
"Узкоколейка, липкая моя житуха.
Я как муха, или муха как я?
Был падок до сладостей.
Вёл падик тот в ад гостей".
Все мы родом из того подъезда, где сидели кто на подоконнике, кто на корточках, а кто стоял, облокотившись на перила. Да не все оттуда вышли. Кто-то ринулся в бездну, и так привык к свободному падению, что стал мнить его невесомостью.
"Подсуропил нам с тобой Ельцин-батюшка".
Подсуропить - намеренно или ненарочно причинить вред, либо подсунуть что-то некачественное. В отношении Ельцина слово "ненарочно", как нормальным людям понятно, возникнуть не может. Здесь приговор всей эпохе девяностых в его лице: нае...алово финансовых пирамид, сомнительные результаты на выборах под вывеской "Голосуй или проиграешь", а также продвижение в народ элементов сладкой жизни, среди которых вышеупомянутые вещества.
Но выход есть, и он приводит к Богу, которого до этого так сильно отвергали. Потому, мать, "Зажигай все свечи", отмаливать себя будем. Пока живых.
#русскаямузыка #фолк #этника #садко3000 #2517 #варваракотова