Найти тему
Архивариус Кот

«Людмилы мрачный обожатель»

В унынье, с пасмурным челом,

За шумным, свадебным столом

Сидят три витязя младые;

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна неприятны им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущённый взгляд:

То три соперника Руслана;

В душе несчастные таят

Любви и ненависти яд.

Так впервые появятся в поэме соперники главного героя, которые вместе с ним отправятся на поиски похищенной княжны и найдут… каждый свою судьбу.

После исчезновения Людмилы князь Владимир обратится с призывом:

О, сжальтесь вы над стариком!

Скажите, кто из вас согласен

Скакать за дочерью моей? - обещая отдать её в жёны спасителю.

И откликнутся все сразу:

«Я!» — молвил горестный жених.

«Я! я!» — воскликнули с Рогдаем

Фарлаф и радостный Ратмир.

Здесь и в начале статьи иллюстрации Л.В.Владимирского
Здесь и в начале статьи иллюстрации Л.В.Владимирского

Меньше всего места в поэме занимает упомянутый первым Рогдай,

воитель смелый,

Мечом раздвинувший пределы

Богатых киевских полей.

Меньше всего внимания уделено ему и в интерпретациях поэмы. Глинка его из сюжета своей оперы попросту убрал. Иллюстраторы тоже Рогдая не жалуют. Но давайте всё-таки присмотримся к нему.

Имя его Пушкин «позаимствовал» у реально жившего человека. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона сообщает, что Рогдай – «один из богатырей русских, упоминаемый в Никоновской летописи». Вот это упоминание о нём, датированное 6508 годом (примерно 1000-й год по современному летоисчислению – время, как видите, совпадает!): «Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин [Преставился Рагдай Удалой, бившийся против 300 воинов]». Мне кажется, что пушкинская характеристика вполне соответствует летописному упоминанию. Кое-кто из исследователей находит в имени персонажа скандинавские корни и считает, что был «воитель смелый» варягом. Спорить не буду. Гораздо, по-моему, важнее посмотреть на характер героя.

Если в самом начале поэмы все три отвергнутых жениха сидят «в унынье, с пасмурным челом», что вполне объяснимо, раз в душе у каждого «любви и ненависти ад», то даже в самом начале пути они выглядят по-разному. В отличие от бахвалящегося Фарлафа и мечтательного Ратмира,

Рогдай угрюм, молчит — ни слова...

Страшась неведомой судьбы

И мучась ревностью напрасной,

Всех больше беспокоен он,

И часто взор его ужасный

На князя мрачно устремлён.

И когда всадники решат разъехаться и «безвестной ввериться судьбе», мы увидим, что именно Рогдай готов ради достижения своей цели уничтожить соперников. Недаром же Пушкин скажет, что «злой дух тревожил и смущал его тоскующую душу», и в первую очередь он стремится расправиться с Русланом:

Убью!.. преграды все разрушу...

Руслан!.. узнаешь ты меня...

Теперь-то девица поплачет…

Конечно, можно было бы понять влюблённого, но вот последняя фраза никак не вяжется с представлением о благородном витязе. Очевидно, горе Людмилы, её переживания ничуть его не волнуют.

Он будет преследовать Фарлафа, не узнав его (к этой достаточно комичной сцене погони я ещё, конечно, обращусь). И снова посмотрите на его угрозы:

«Остановись, беглец бесчестный! —

Кричит Фарлафу неизвестный. —

Презренный, дай себя догнать!

Дай голову с тебя сорвать!»

Да, он не станет расправляться с поверженным врагом, так как не видит в нём опасного соперника, а испытывает при виде его только «досаду, изумленье, гнев», а поэтому,

Скорей отъехав ото рва,

Бесился... но едва, едва

Сам не смеялся над собою.

Но мы (я, по крайней мере) не слишком сочувствуем Рогдаю, когда после встречи с Наиной, указавшей ему путь к Руслану («Ты там найдёшь его»), он «весельем закипел и к верной смерти полетел».

И когда происходит, наконец, вожделенная схватка, она жестока, но совершенно справедливо заканчивается победой Руслана:

вдруг витязь мой,

Вскипев, железною рукой

С седла наездника срывает,

Подъемлет, держит над собой

И в волны с берега бросает.

Иллюстрация Н.М.Кочергина
Иллюстрация Н.М.Кочергина

И, наверное, не случаен финал Рогдая. Действие поэмы происходит в правление равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, но до или после крещения? Напомню, что произошло оно, согласно летописи, в 988 году, Владимир же стал киевским князем лет за десять до этого, а прожил после крещения ещё почти тридцать лет. Полагаю, судя по упоминаниям о «русских витязей молитвах», слышащихся на поле битвы, и именованию врагов «басурманами», что всё же после крещения.

Однако погибшего Рогдая ждёт вовсе не христианский конец (хотя автор нигде не указывает, какой он веры)

И слышно было, что Рогдая

Тех вод русалка молодая

На хладны перси приняла

И, жадно витязя лобзая,

На дно со смехом увлекла,

И долго после, ночью тёмной

Бродя близ тихих берегов,

Богатыря призра́к огромный

Пугал пустынных рыбаков.

Н.Н.Чаплыгин (слева) и О.Е.Мокшанцев в роли Рогдая
Н.Н.Чаплыгин (слева) и О.Е.Мокшанцев в роли Рогдая

Два других соперника Руслана выписаны более подробно. Но о них – в следующий раз.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь