Центральной темой в творчестве Утагавы Хиросигэ, а также во всей японской гравюре XIX века стала тема дороги Токайдо. Листы серии «53 станции дороги Токайдо» составили эпоху в японской гравюре, и, самое главное, именно они сделали Хиросигэ родоначальником национального лирического пейзажа.
До Хиросигэ дорога Токайдо уже не раз избиралась сюжетом городской литературы, поэзии и театра. По мере роста популярности Токайдо росло число романов, новелл, шутливых стихов кёка, путевых дневников, спектаклей Кабуки, посвященных красотам Токайдо и вызывающих большой интерес к путешествиям. Помимо дороги Токайдо было еще четыре тракта, связывающие столицу Эдо со всей страной, но наиболее популярной оставалась главная дорога Токайдо, соединяющая быстро развивавшийся город Эдо на востоке с Киото и Осакой на западе.
Путешественники преследовали как религиозные цели, так и испытывали интерес к достопримечательностям, связанным с той или иной местностью. Такая необыкновенная популярность путешествий способствовала появлению нового жанра в изобразительном искусстве - это мэйсё-дзуэ (или иллюстрированные путеводители по знаменитым местам). Первый такой путеводитель был опубликован в 1780 году в Киото издателем Есиноя Тамэхати, автором иллюстраций был художник из Осаки Такэхара Сюнсёсай. Назывался он «Киото Мэйсё-дзуэ» (или «Иллюстрированный путеводитель по знаменитым местам Киото»). Вскоре этот новый жанр стал необыкновенно популярным, появилось множество путеводителей по разнообразным местам Японии, но самыми прославленными среди них были путеводители, посвящённые дороге Токайдо.
Хокусай был первым художником, у которого дорога Токайдо стала темой отдельных законченных композиций, выполненных в цвете. Автора больше интересует быт и нравы селений, постоялых дворов, гостиниц, нежели изображение природы. Вероятнее всего, Хокусай во время работы над альбомами не путешествовал по дороге сам, а пользовался многочисленными иллюстрированными путеводителями. Безусловно, Хиросигэ был знаком с работами своих предшественников, но ничто не могло заменить ему непосредственного путешествия по дороге Токайдо, которое он предпринял в 1832 году.
История дороги Токайдо, соединяющей Эдо и Киото, неотделима от всей истории Японии. Исключительная важность Токайдо и интерес, который она вызывает, состоит в том, что в ней, как в зеркале, отражались все политические и экономические события в истории страны. Самые ранние упоминания о дороге Токайдо относятся к периоду Нара (645-794). Когда Токугава Иэясу создал свое правительство, он вновь перенес столицу в восточную часть страны, в Эдо. С этого времени начинается «золотой век» дороги Токайдо, которая связывала столицу сёгуната Эдо с императорским городом Киото и далее, с городом Осака. В 1601 году по приказу Токугава Иэясу были спроектированы и построены 53 станции дороги Токайдо.
Путешествовали по ней в основном официальные посланники, передвигавшиеся пешком, на лошадях (в теплое время года) и в паланкинах. Другая, не менее значительная функция дороги Токайдо была связана с передвижением даймё (феодалов) из их провинций в Эдо. Хокусай и Хиросигэ часто изображали процессии даймё. Дорога Токайдо играла важную роль в правительственном контроле над передвижением людей и товаров по стране. Контроль этот осуществлялся при помощи даймё, назначенных следить за дорогой. Их замки играли роль форпостов. Один из таких замков можно видеть в гравюре Хиросигэ «Кувана» из серии 1855 года.
Важной услугой для путешественников была переправа через реки, которые переходили вброд. Число людей, чья помощь была необходима при переходе реки вброд, и заработная плата, которую они получали, устанавливались законом и соответствовали глубине реки.
Система гостиниц была официально санкционирована. Лучшие типы гостиниц предназначались для государственных чиновников. На каждой станции были небольшие кварталы, огороженные такими занавесями, они были предназначены исключительно для даймё. В течение Эры Мэйдзи индустрия и технология стали высоко развитыми, и путешествия пешком оказались редким явлением. К концу 1870-х годов было закончено строительство нескольких железнодорожных линий, а к концу века большая часть Японии была покрыта сетью железных дорог. Местность Токайдо, протянувшаяся вдоль морского побережья, имевшая торговые порты, дала возможность развития основным городам. Мир старой дороги Токайдо почти совершенно исчез, но города вдоль нее выжили, служа иным целям, чем это было в прошлом.
По возвращению Хиросигэ закончил многочисленные зарисовки, переделав их в рисунки для серии из 55 гравюр. Название каждой гравюры соответствовало названиям 53 почтовых станций Токайдо, название еще двух гравюр соответствовали начальному пункту - в Эдо с изображением моста Нихонбаси и конечному - в Киото. Комплект рисунков для серии гравюр «53 станции дороги Токайдо» («Токайдо Годзюсан но Ути») приняло у Хиросигэ сразу два издательства и в течение 1831-1834 годов серия была издана. Она имела шумный успех и пользовалась заслуженной популярностью, сделав Хиросигэ главой пейзажной школы. Такую популярность серии, посвящённой дороге Токайдо, можно было объяснить тем, что, развивая линию, наметившуюся в главных пейзажных работах Хокусая, Хиросигэ также ввел жанровые мотивы, но основное внимание уделил созданию лирического образа природы.
В этой серии Хиросигэ предстает замечательным мастером композиционных решений, в которых соотношение природы и человека постоянно меняется. Наиболее просты по своему композиционному решению листы, посвященные жанровым сценам. Жанровые гравюры в серии «53 станции дороги Токайдо» немногочисленны, они лишь оттеняют те листы, где изображены просторы природы и где фигурам отводится либо второстепенная роль, либо Хиросигэ вообще отказывается от их введения в пейзаж. Стремление передать глубину пространства, которое само по себе играет важную роль, - вот главная цель в композициях подобного рода.
Для передачи разнообразного поэтического состояния природы необходимо было знание и владение различными техниками. Хиросигэ знал, каких эффектов можно достичь каждой из них, и никто из художников XIX века не использовал их так полно, как это делал он. Японская цветная гравюра была результатом объединенных усилий. Не менее четырех человек имели отношение к ее производству: художник, резчик блока, печатник, издатель. Художник делал набросок будущей гравюры, обращая внимание на контуры, исполненные с большой четкостью. Он также делал общие инструкции относительно цвета в предписании или накладывал образец тона в определенных границах. Затем рисунок попадал к резчику блока, который наклеивал его лицевой стороной вниз, смачивал и вырезал блок прямо поверх рисунка, который в процессе резания уничтожался. Конечный результат зависел от профессионального мастерства печатника, его художественного вкуса, его чувства цвета. Издатель выступал как руководитель. Он приглашал художника, оплачивал расходы, нес основной груз ответственности. Очень часто именно он определял сюжет одного листа или целой серии гравюр.
Интерес к передаче пространства привел Хиросигэ к экспериментам в области перспективы. Листы, построенные композиционно по принципу сопоставления пространства, создают новую систему его глубины и протяженности. Хиросигэ в течение своей жизни еще не раз обращался к изображению дороги Токайдо. В 1830-е годы вышла в свет серия «Кёка Токайдо», которая получила большую известность, листы ее были дополнены шутливыми стихами кёка, которые и дали название всей серии. В дополнение к предшествующей Хиросигэ выпустил еще две серии горизонтального формата. Необходимо отметить, что серии 1840-1850-х годов по своему художественному уровню уступают первой серии Токайдо, что в большей степени явилось результатом реформ, которые касались и социальной сферы, где особое значение придавалось исправлению нравов.
В связи с появлением новых химических красителей, происходит постепенное изменение колорита, цвет становится резким и грубым. Хиросигэ вынужден отказаться на время от создания пейзажей лирического характера и увлекается предметностью и материальностью форм природы. Хиросигэ стремится к обобщению, геометризации форм. Но во всех последующих листах не хватает эмоциональной насыщенности и поэтичности первой серии, за исключением отдельных листов. Особенно интересны последние совместные серии дороги Токайдо. Большая часть работы в таких сериях не всегда выполнялась Хиросигэ. К числу подобных серий относится и «Токайдо годзю-сан цуги ходогая» - «Парные изображения к 53 станциям дороги Токайдо», выполненные Хиросигэ совместно с Кунисада и Куниёси.
Известна еще одна серия «Токайдо годзюсан цуги» («53 станции дороги Токайдо»), за ней закрепилось название «Токайдо дзимбуцу». Серия включает 56 листов вертикального формата, опубликована в 1852 году. «Дзимбуцу» в переводе с японского означает «человек, личность», название указывает на то, что главный акцент в серии делается не на пейзажные виды дороги, а на фигуры людей, изображенных крупным планом на фоне природы. В 1855 году появляется «Токайдо татэ-э», в композициях гравюр были проиллюстрированы местные поверья, легенды, истории, связанные с той или иной станцией Токайдо.
Для продолжения и новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: