Найти тему
Сила Внутри

Когнитивные искажения: Эффект иллюзии правды и другие ловушки мышления

Оглавление

Всем привет! С вами «Сила Внутри».

Каким бы скептиком, безбожником, нигилистом вас не называли, друзья, когнитивных искажений вам не избежать. Еще Платон в «Диалоге государства» рассуждал о передаче власти философам.

Однако, даже они такие же люди из плоти и крови. Никто не беспристрастен полностью. Какие-то искажения объясняются биологической адаптацией. Это помогало нам выжить. А какие-то – простой нехваткой навыков мышления.

И если сейчас нам, поколению сытых людей, не нужно убегать от львов, то стоит требовать от себя чуть больше рациональных решений. Предупреждён, значит вооружён.

С сегодняшнего дня я выпускаю цикл статей о когнитивных искажениях. Подписывайтесь и следите за следующими выпусками.

Вы наверняка видели эту круговую диаграмму с когнитивными искажениями.

-2

Это дело рук Бастера Бенсона. Раньше раздел с когнитивными искажениями выглядел как настоящий хаос. Теперь, благодаря Бастеру, у нас есть упорядоченная система. И сегодня мы будем опираться именно на неё. Так как некоторые искажения похожи друг на друга, я выбрал только интересные. Приступим.

Первая проблема, с которой помогают справляться когнитивные искажения, переизбыток информации.

В цифровое время это стало естественным, и у нас появилось на одну задачу больше – уметь отсекать ненужное. Здесь мозг выбирает для нас ту информацию, которая нам, скорее всего, нужна или нет.

Эвристика доступности

Какая работа опаснее, фермера или пожарного? Хотя новости склоняют ко второму варианту, статистика говорит о другом.

В десятку опасных профессий не входят пожарные, сапёры и даже спасатели. Традиционно рискованные работы. Зато внезапно оказались мусорщики и рыбаки. Так работает эвристика доступности.

Термин впервые ввели в 1973 году психологи, лауреаты Нобелевской премии и пионеры когнитивной науки Дэниел Каннеман и Амос Тверски. Авторы «Думай медленно, решай быстро».

Эвристика доступности подключается, когда мы делаем выбор. Она помогает быстрее сделать вывод на основе информации, что первое приходит в голову.

Вспомните, когда вы в последний раз зачитывали новость за новостью. Согласитесь, ведь иногда от них даже побаливает голова. И порой вообще не ясно, к чему мы все придём.

Но суть в том, что СМИ чаще рассказывают о редких случаях. Хорошего в мире всё же больше, чем нам показывают.

Например, после просмотра новостей о похищениях детей, вы начнёте верить, что эти трагедии на каждом углу. И тут вы стали строгим родителем. Ребёнок больше не играет на улице один, даже если его сверстники спокойно гуляют сами. И чем дольше вы погружены в эту тему, тем больше мыслей становится одержимей.

Просто потому, что какие-то события более ярко вырисовываются у вас в голове, не обязательно, что в реальной жизни всё так же. Когда вы пытаетесь сделать выбор, иногда всё же лучше довериться факту, фактом или стратегиям принятия решений.

Эффект иллюзии правды

«Не надо мне любви, не надо денег, не надо славы. Дайте мне только истину»

Это цитата Генри Дэвида Торо, автора книги «Жизнь в лесу». Одного из немногих, кто самоотверженно искал истину.

Людям нужна правда о мире, чтобы процветать. Без неё нельзя. Однако кругом много факторов, которые мешают нам её узнать. И одна из причин, почему мы от неё далеки, заключена в нас.

Что, если я вам скажу, что Луна сделана из сыра? Наверное, вы не поверите. Это слишком нелепо. А если я скажу, что пармезан имеет ту же плотность, что и лунный камень? Но это буду говорить не только я. Если вы увидите смешной твит, все кругом станут это обсуждать, заговорят по новостям, то, скорее всего, вы поверите.

Это и есть иллюзия правды. Она объясняет, почему такие выражения, как «люди используют только 10% своего мозга», всё ещё считают правдой. Хотя кругом полно обратных доказательств.

Впервые термин появился в 1977 году в рамках одного исследования. В течение нескольких недель участникам предлагали оценить истинность некоторых утверждений. Одни из них были правдой, другие – ложью.

Часть фактов повторяли неделю за неделей, и доверие участников со временем к ним росло, в то время как доверие к неповторяющимся фактам не менялось. Иллюзию правды применяют в любой отрасли, где важно общественное мнение.

Лучший путь – быть избирательней. Информация, которую мы потребляем, сродни пище, которую мы едим. Если это мусор, наше мышление отразит и его.

Эффект знакомства с объектом

Простая сцена. Ваш друг нашёл новый трек и не перестаёт его слушать. Мелодия разносится из его наушников. Он напевает её и отбивает пальцами ритм. Через неделю вы заразились ей. Хотя изначально она вам даже не нравилась.

Это искажение и эффект знакомства с объектом. Чем чаще вы что-то видите или слышите, тем больше вам это нравится. И это один из способов воздействия на человека.

В одном исследовании учёные взяли четырёх женщин с похожей внешностью. Их попросили приходить на занятия в колледж определённое количество раз в течение семестра.

Одна из них вообще не ходила на учёбу, другая посещала пять раз, третья десять раз, а последняя пятнадцать. Они ни с кем не общались, а только сидели на лекциях.

В конце семестра студентам показали фотографии каждой из них и попросили оценить по физической привлекательности.

В итоге, более положительно студенты оценили ту женщину, которую видели 15 раз, чем ту, которую не видели вообще.

Вот почему компании платят кучу денег, чтобы хоть где-то разместить свой логотип. Выбирая продукт, мы почти всегда ориентируемся на его узнаваемость, а не на другие не менее важные критерии.

Феномен Баадера-Майнхоф

Допустим, на днях вы посмотрели кино. Теперь, заходя в интернет, вы повсюду видите упоминания этого фильма. Если он вышел недавно или стал интернет-мемом, это объяснимо. Но если он совсем старый, то вы попали в тиски феномена Баадера Майнхоф или иллюзии частности.

История когнитивного искажения началась в 1994 году. Американская газета Saint Paul Pioneer Press опубликовала историю одного из читателей. В ней человек рассказал о своем знакомом, который дважды за день услышал о некой банде Baader Meinhardt.

Одними из лидеров были как раз Андреас Баадер и Ульрика Майнхоф. В редакцию стали приходить письма и от других читателей, которые признавались, что тоже слышали об этой банде. Хотя главари ушли из жизни в 70-х.

Суть феномена в том, что наш мозг просто усиливает какую-то новую информацию.

Взять врачебную практику. Всегда есть факты, которые можно для себя открыть. Проблема в том, чтобы врачи не застряли на них, видя в каждом больном симптомы, которым только прочитали. Феномен Боадера-Майнхофф может привести к тому, что врач упустит нужный диагноз.

Поэтому некоторые доктора оттачивают свой опыт, корпя над медицинскими журналами и научными статьями. Этим также пользуются маркетологи.

Например, чем больше вы замечаете рекламу какого-нибудь продукта, тем больше кажется, что он популярен. Может, так и есть. А может, это раздутая реклама. Если вы не проверите, оправдана ли шумиха вокруг продукта, то только укрепите свою предвзятость.

Теперь, когда вы узнали о феномене, не удивляйтесь, если услышите о нем снова.

Феномен негативного восприятия

Критика запоминается лучше, чем комплименты. Даже если вас сто раз похвалили, а на сто первые осудили, угадайте, что вам будет важнее. Это называется феномен негативного восприятия.

Он заставляет нас видеть больше отрицательных вещей. Даже в принятии решений мы чаще опираемся на негативные данные, чем позитивные.

Такой алгоритм объясняется эволюцией. В древности, если ты бдительный парень, у тебя куда выше шанс выжить. А значит, чаще предавались и гены, которые делали наших предков более внимательными к опасности. Однако сейчас такая склонность к негативу нужна меньше, поэтому лучше от него уходить.

Например, этот феномен влияет на мотивацию. Люди больше мотивированы, когда стимул позволяет избежать негатива, чем если бы он привел к получению чего-то.

В другом исследовании говорят, что плохие новости даже воспринимаются больше, как правдивые. Негативное восприятие может плохо сказаться на вашем психическом здоровье. Оно заставляет прокручивать мрачные мысли, расшатывает отношения с близкими и затуманивает сознание. Держите эту мысль при себе.

Друзья всего вам хорошего!

Пока!