Итак, мы остановились на том, что в январе 1949 школа авиамехаников преобразуется обратно в ИВАТУ. Мы с вами немного осмотрели главный дореволюционный корпус и зал:
Будем смотреть, что вокруг. И вспоминать историю: в мае 1949-го состоялся первый послевоенный выпуск офицеров, младших техников-лейтенантов, впрочем, тоже прошедших ускоренный курс по подготовке специалистов на реактивную технику. Напоминаю, страна зализывала раны после самой кровопролитной войны и... пыталась латать дыры и прорехи в кадровом составе.
Через несколько лет училище представляло собой самое крупное среднее авиационно-техническое учебное заведение. Надо отметить, что в 1953 году, когда жизнь вернулась в мирное русло, срок обучения увеличился до трех лет. Это важно.
В начале 1950-х училище получило первые реактивные самолеты Су-9, Су-15, Ил-28 и Миг-15, позже - Ту-16...
Да, я помню, что тут есть МИГ-29 на входе, разрисованный под акулу, но я тогда просто забыла его заснять. На территории есть ещё два самолёта, но не рискну подписывать, т.к. не сильна в авиации. Помню, что есть СУ-30, а вот МИГ-23 сейчас стоит на стадионе 21-ой школы. Помню, как его перевозили по 1-ой Советской, и какое ажиотаж это вызвало у иркутян - и больших, и маленьких:). Кстати, вот МИГ-23 установили в 95-ом - я хорошо помню этот год, т.к. было пятьдесят лет победы в ВОВ, и празднования были грандиозные...
Да, напоминаю, что некоторые фото уже сделаны в последних лучах заката и ещё горели леса, поэтому тревожный розоватый отсвет лежал на всём...
Внутренности самолёта я осмотрела, а ещё какие-то схемы - всё это было как после боевых действий - растаскано по всей огромной территории и брошено:
Потом мы полезли в здание, которое напоминало что-то такое типично-административное - с шариками на крыльце и... вот, как они выглядят изнутри, оказывается:
Не волнуйтесь: сейчас колонны сверкают белизной, на ступенях лестнице в сентябре проходила торжественная линейка... просто иногородние могут подумать, что у нас тут какой-то полный Сталинград, но... нет. Сейчас уже нет.
Побродив по аудиториям, мы вернулись в ту часть, которая привлекала торчащей старой трубой и прохладой старых зданий:
Помню, что кое-где проломы в стенах, двери и окна были затянуты колючей проволокой поэтому повествование прерывается:) - я просто не помню, как мы там ходили и кружили - искали какие-то обходные пути. Считай, квест был.
Иногда двери были призывно открыты, но... там таких туристов были толпы, а хотелось бы как-то... без вынужденных экскурсионных групп для осмотра обойтись.
А вот эти арочки я любила с детства... они меня поражали своей "нижиной": страшновато было тут проходить... мы здесь как-то проходили с бабушкой - видимо, тоже куда-то срезали маршрут. Конечно, в самом начале 90-ых это было всё вполне цивилизованно.
Да, надо отметить, что в 1973 ИВАТУ преобразовано уже в Высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ) с пятилетним сроком обучения (помните, как было в 53-ем ещё? - за три года...). И вот, первый набор в ИВВАИУ произведен в 1975.
За заслуги в подготовке офицерских кадров для ВВС и в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 училище было награждено орденом Красной Звезды.
В 1976 был набор курсантов на факультет оборудования пилотируемых аппаратов, а в 1976-м - сформирован факультет авиационного оборудования. В 1987-ом году набрали курсы авиационного радиоэлектронного оборудования, а в 1992 (лебединая песня СССР уже) - набор курсантов авиационного вооружения.
С началом войны в Афганистане вместе с подготовкой авиационных инженеров и техников на самолеты здесь стали подготавливать инженеров для вертолетных частей. После Перестройки какое-то время всё шло по инерции...
У меня одноклассница жила в серых домах на территории ИВАТУ, и она ещё ходила через проходную, где был вахтёр, был турникет... было какое-то подобие порядка: деревья подстригали, тротуары подметали... разрухи ещё не было.
Она, кстати, совершенно типовая - в духе победного сталинианса (либерально настроенные граждане бы сейчас обязательно помянули свой любимый термин "победобесие", но это ещё в ту пору, когда День Победы не был даже выходным днём... то есть всё это было довольно аскетично, и только архитектура напоминала о пройденном и пережитом, заслуженном):
А вот забор рядом - это уже пережиток брежневской эпохи:
Далее вообще идут унылые бетонные заборы моего детства, но если с граффити, то они играют другими красками:
Уже на моей памяти - в 1998-ом году - ИВВАИУ преобразовано в Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВВАИИ) - я так и не привыкла к новой аббревиатуре. Кто успел?
Это считалось полнопрофильным военным авиационным учебным заведением. Но что-то пошло не так и в 2005-ом году институт вновь становится училищем.
Затем (2008 год) было принято решение о присоединении ИВВАИУ к Воронежскому военному авиационному университету, но недолго музыка играла - в 2009 ИВВАИУ прекратило свое существование, как учебное заведение.
Сотни людей тогда лишились работы. В местной прессе писали, что после ликвидации ИВВАИУ разрезали на металлолом две уникальные, единственные в России, установки для шумогашения исследуемых в учебном процессе авиационных двигателей...
В общем, сложное было время. Хотя... когда оно просто-то?
Мы тогда ходили дважды, помню. Пришли второй раз, а ворота-то и закрыты. И зачем-то навешаны для виду замки, а створки ворот перемотаны проволокой...
-Погуляли, девочки, и хватит! - будто сказали нам.
Мы законопослушно не стали лазить, а просто ходили вокруг. Обошли, кстати, и Красные казармы:
О них я тут немного уже писала прежде:
В тот раз мы были в поздний час - церковь Порт-Артуровских времён была закрыта... Возле повстречали пса, похожего на Дримарондо, но неговорящего... долго пытались от него пытались отвязаться, а ещё я собрала босоножками всю серую пыль близ автодрома. Как хорошо гулять ногами без запаха сожженного сцепления-то, - думала я...
Опять чувствую себя одиноким и счастливым, как говорится... у Макса Фрая когда-то было чудесно сказано о мужчинах, не созданных для войны и женщинах, не созданных для любви. Т.е. о моих сородичах явно.
И я знаю для чего-то созданных: для солнца и неспешных прогулок по каким-то богооставленным местам:
Вокруг, кстати, бурлит жизнь остановок 23-я школа, городок ИВАТУ (кстати, глянула в карты - так и не поменялось ещё название), ипподром...
Да, кстати, я едва ли одну третью района ИВАТУ вам показала (это я по-прежнему смотрю в карту)... он огромен - там и стадион, и сквер, и все модификации застройки - от дореволюционной (казармы) до сталинок, хрущовок, брежневок, девятиэтажек и постсоветской архитектуры. Ну и шум взлетающих и садящихся самолётов с гражданского аэропорта, который я днём почти не слышу и не замечаю, т.к. всю жизнь с ним живу, а вот его отсутствие иногда чувствую... и ночью иногда всё же просыпаюсь и думаю: - Мотор барахлит - это если гул за окнами прерывистый... да, я понимаю, что самолёт летит над крышей, но ощущение, что мимо форточки едет:)
Да, и, разумеется, я зорким глазом всегда отмечаю свою крышу, когда взлетаю... сажусь чаще над домами, где провела детство, и там часто мешает туман (о тема утренних туманов в Иркутске!.. сколько отложенных рейсов, бессонных ночей... это тема для отдельной статьи, согласитесь!).
Хочется что-то сказать мудрое и вечное, но... кажется, что слова на сегодня уже все кончились, пора прощаться.
Прощаемся с целой эпохой и... до новых встреч! (уже в других обстоятельствах места и времени).
Желаю вам летать высоко и гордо. И ничего не бояться.