«История еще не знала столь решительного боя со столь необычными результатами» (Адмирал флота И. С. Исаков)
Синопское сражение не только вошло в историю как выдающаяся победа Русского флота, а также как одно из первых сражение грянувшей в 19 веке промышленной революции. С этой точки зрения оно и будет рассмотрено ниже.
Последнее сражение парусных флотов
Битва, состоявшаяся 30 ноября 1853 года возле Синопа что на побережье Чёрного моря в Турции, ознаменовалась столкновением турецкого и российского флотов. Это сражение признано последней морской битвой периода парусных судов и первым, где использовались бомбические орудия, выпускавшие разрывные снаряды.
Турецкие силы
Состав турецкой эскадры, прибывшей в Синоп из Стамбула и готовившейся к высадке значительных морских сил в области Сухум-Кале (ныне Сухум) и Поти, включал два пароходофрегата, семь фрегатов, три корвета и четыре транспортных судна.
Корабли турецкой эскадры:
Фрегат "Аунни Аллах" был флагманским кораблем турецкой эскадры. Согласно русскоязычным источникам, командование турецкими силами вел Осман-паша. Англоязычные источники, такие как книга Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи "Всемирная история войн", указывают на Гусейн-пашу в роли командующего. Возможно, Гусейн-паша принял руководство эскадрой после того, как Осман-паша был ранен в ходе сражения.
Турецкая береговая оборона состояла из шести артиллерийских батарей (одна восьмиорудийная, три шестиорудийные и две батареи неустановленного состава), имевших на вооружении 38 пушек.
Русские силы
Русская эскадра состояла из шести линейных кораблей, двух парусных фрегатов и трех пароходофрегатов.
Корабли русской эскадры:
Командовал русской эскадрой вице-адмирал Павел Степанович Нахимов, а флагманским кораблем являлся линкор «Императрица Мария».
Дилемма Осман-паши
Битва при Синопе началась с интересного предисловия. 23 ноября адмирал Нахимов подошел к Синопу и, обнаружив турецкую флотилию в бухте, решил заблокировать порт тремя линейными кораблями («Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав»), ожидая прибытия подкрепления из Севастополя. Многие историки критикуют турецкого адмирала за то, что, обладая значительным артиллерийским превосходством (472 орудия против 252 у русских), он не решился атаковать российские корабли. Однако авторы учебников по военно-морскому делу более понимают ситуацию Османа-паши. По их мнению, адмирал Нахимов, создавая блокаду, оставил своему оппоненту два выбора: либо пробивать путь к Сухум-Кале и Поти с десантом на борту, либо попытаться уничтожить русские суда прежде, чем принимать десант. Первый вариант грозил большими потерями среди десантников, а во втором случае русские корабли могли отступить и, дождавшись, когда турецкие суда вернутся в порт, снова блокировать бухту. По этой причине многие эксперты по военно-морской тактике считают решение турецкого адмирала дождаться подкрепления вполне разумным.
Кильватерные колонны – залог успешной атаки
После прибытия подкреплений адмирал Нахимов принял решение атаковать турецкую эскадру. Главной угрозой для своих кораблей он считал турецкие береговые орудия, способные использовать раскаленные ядра, поэтому была выбрана тактика, которая максимально сокращала время сражения. Чтобы уменьшить время до достижения огневых позиций, русские корабли должны были двигаться в двух кильватерных колоннах: правую колонну (в состав которой входили линкоры "Императрица Мария", "Чесма" и "Ростислав") вел сам Нахимов, а левую (включавшую линкоры "Париж", "Великий князь Константин" и "Три Святителя") - контр-адмирал Ф. М. Новосильский. Стрельбу планировалось начать с дистанции 1,5-2 кабельтова (около 270-370 метров) для минимизации времени огневого контакта.
Уничтожение целой эскадры всего за 3,5 часа
Битва началась в 9 часов 30 минут, когда на линейном корабле «Императрица Мария» был поднят сигнал «готовиться к бою и выйти на Синопский рейд». Активные боевые действия стартовали в 12 часов 28 минут, когда турецкий флагман «Ауни Аллах» открыл огонь по русским кораблям. Битва продолжалась до 16 часов и завершилась полным разгромом турецкой эскадры. В результате боя фрегат «Навек Бахри», два корвета («Нежм Фишан» и «Гюли Сефид») и пароходофрегат «Эркиле» были уничтожены, а шесть фрегатов («Аунни Аллах», «Фазли Аллах», «Низамие», «Несими Зефер», «Дамиад» и «Каиди Зефер») и корвет «Фейзе Меабуд» выбросились на берег. Общее количество турецких потерь составило до 3000 человек убитыми и ранеными, а также 200 пленными, включая адмирала Осман-пашу.
Увольнение – «награда» за спасение корабля
Единственным уцелевшим турецким судном оказался пароходофрегат «Таиф» под руководством капитана Адольфа Слейда (в иных источниках его фамилию пишут как Слэд) – англичанина, принявшего ислам. В русскоязычных источниках мусульманское имя капитана варьируется: его называют то "Яхья-бей", то "Мушавер-паша".
История о прорыве корабля из Синопа также вызывает множество споров. Вопреки популярному мнению, «Таиф» не покинул бухту сразу после начала сражения, а попытался прорваться только около 13 часов (по другой версии – 14 часов). Известно, что корабль участвовал в сражении: среди экипажа насчитывалось 11 погибших и 17 раненых. По наиболее известной версии, вернувшись в Стамбул, капитан Адольф Слейд был уволен и лишён звания за «недостойное поведение». Легенда гласит, что султан Абдул-Меджид был крайне недоволен бегством «Таифа» и сказал: «Я бы предпочел, чтобы он не спасался бегством, а погиб в бою, как и остальные».
Бомбические пушки – новое слово в корабельной артиллерии
Считается, что победа русской эскадры была обеспечена численным превосходством в артиллерии. На самом деле, при общем перевесе в числе орудий (612 пушек на шести российских линкорах против 510 пушек турецких кораблей и береговых батарей), обе стороны имели сопоставимое количество пушек, активно участвовавших в сражении (306 против 274). Решающее значение имел качественный перевес русской артиллерии – 76 (по другим данным – 78) 68-фунтовых бомбических пушек против всего лишь двух 10-дюймовых бомбических пушек у турок. Преимущество бомбических орудий заключалось в использовании бомб вместо сплошных ядер. Взрыв бомбы, выпущенной с расстояния 500–1000 метров, делал в борту деревянного корабля значительную дыру площадью более одного квадратного метра (в теории, один линейный корабль или фрегат мог быть потоплен 20–25 выстрелами таких пушек). Обычные же пушки, стрелявшие сплошными ядрами, могли пробивать толстый деревянный борт только с расстояния около 100–150 метров, не нанося при этом серьёзного урона корпусу, что давало возможность артиллерийской дуэли длиться часами до полного изнурения экипажа противника.
Ни один русский корабль не был потерян
Потери русского флота, сохранившего на плаву все корабли, составили всего 38 человек убитыми и 235 ранеными. По словам адмирала флота Советского Союза И. С. Исакова, «история еще не знала столь решительного боя со столь необычными результатами».
Великая победа стала прологом к большому поражению
По итогам сражения орденами и медалями были награждены 170 офицеров и 250 матросов русского флота. Вице-адмирал Нахимов был удостоен ордена Святого Георгия 2-й степени, но, по воспоминаниям современников, не любил рассказывать о Синопском сражении, неоднократно повторяя, что «эта морская победа заставит англичан приложить все усилия, чтобы уничтожить боевой Черноморский флот».
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉