Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Мачеха» - важнейшее отличие фильма от повести

Вчера в комментарии (он закреплён!) к статье о киноленте «Мачеха» (1973) было важнейшее дополнение – в фильме значительно сгладили углы и, тем самым, изменили сюжетное наполнение, расставили иные акценты, по-другому задали вопросы.

По сценарию девочка переживает смерть матери и потому долгое время не подпускает к себе Шуру, да и кровного отца побаивается. Вскользь говорится, что покойная Наталья воспитывала свою дочь весьма своеобразно, говоря о том, что мы не нужны никому, кроме своих родных.

 Кадр из фильма «Мачеха» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Мачеха» (1973). Скриншот.

Именно – вскользь. В повести Марии Халфиной та мать резко отличается от той, что была показана в фильме – точнее, явлены воспоминания о ней. В кадре мы видим фото женщины – красивое в своей одухотворённости.

У Марии Халфиной в книге всё иначе: «Длинное, плоское лицо, без выражения, без улыбки в тусклых глазах». Да, в киноверсии у Натальи нет улыбки, но фотография-то сделана не для красоты, а на документы.

Кадр из фильма «Мачеха» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Мачеха» (1973). Скриншот.

В фильме Павел заходит в помещение, где жила Наталья с дочкой. Фоном – из радиоточки звучит «Песня Сольвейг» Эдварда Грига, но выбор неслучаен – эта печальная, величественная музыка подчёркивала момент, а ещё характеризовала обстановку.

...Портрет Фёдора Достоевского на стене, рисунки Светочки, шкаф с книгами, которые – сразу видно – читают регулярно. Нам транслируют, что Наталья была образованной личностью с интеллектуальными запросами. Что читаем в повести?

Кадр из фильма «Мачеха» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Мачеха» (1973). Скриншот.

«Небольшая комнатка, не то чтобы грязная, а какая-то запущенная, серая. И всё в ней было серое, даже шторка на окне не белая, а из какого-то серенького ситчика. И наволочки на плоских подушках и старенькое байковое одеяло на железной кровати», - то есть всё максимально депрессивно.

Далее, собственно, о самой Наталье. Вот цитата знавшего её человека, соседки: «Врачи признавали – неизлечимая. А если по-нашему, по-простому сказать, была в ней порча: накатывала на неё тоска вроде припадков».

Кадр из фильма «Мачеха» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Мачеха» (1973). Скриншот.

В фильме оставили сердечное заболевание, от которого Наталья и скончалась, но ни о каких клинических депрессиях не повествуется. Воспитание ребёнка тоже весьма странное: «Свету от себя ни на шаг не отпускала и не любила, чтобы к ней дети ходили, даже моих и то не очень привечала.

Читать Светку она на пятом году обучила, книги ей покупала безотказно, а игрушек не признавала никаких. А к работе приучала прямо без всякой жалости». То есть маленькая девочка росла без кукол, замкнуто, без подруг!

Кадр из фильма «Мачеха» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Мачеха» (1973). Скриншот.

Там ещё есть слова Натальи о том, что, когда она вскорости помрёт, лучше бы и Свету к ней в могилу положили – дескать, никому не нужна будет в целом мире. Это какой-то хоррор – такое описание могло бы стать основой для романа Стивена Кинга.

Да и сама Светочка по ощущениям напоминает стивенкинговского ребёнка – даже фильме, когда смотрит из угла комнаты на Шуру. То есть по книге девочка привыкала …к людям, как к таковым, а в кинокартине – к новой матери, которая смогла растопить лёд и вернуть к жизни.

Кадр из фильма «Мачеха» (1973). Кино.Театр.ру.
Кадр из фильма «Мачеха» (1973). Кино.Театр.ру.

В повести Свету приучали находиться в обществе и …элементарно - радоваться солнцу, а в ленте была задача показать, что чужих детей не бывает. Если говорить в целом, то советская литература была много жёстче кинематографа и далеко не всё, что писалось, можно было выносить в сценарии.

Zina KorZina (c)

*Цитаты из повести взяты на сайте Литмир. Ру.

  • Ещё о фильмах, снятых по более жёстким повестям и рассказам:
Какую тайну Анфисы скрыли авторы фильма «Девчата»?
ЭХ, ПРОКАЧУ!10 марта 2020