В комментарии к статье о фильме «Мать и мачеха» (1964) гостья блога задала вопрос, не было ли у меня разбора ленты «Мачеха» (1973). Увы, нет. Надо восполнить пробел. Поэтому сегодня разговор пойдёт об этой киноработе Олега Бондарева по одноимённой повести Марии Халфиной.
Этот фильм и тяжёлый, и лёгкий одновременно, причём «лёгкое дыхание» создаёт исполнительница главной роли – Татьяна Доронина. Если бы на этом месте была другая актриса, допустим, Наталья Гундарева, отлично смотревшаяся в подобных ролях, «Мачеха» была бы тяжелее. Почему так? Не знаю.
Доронина вся какая-то напоённая солнцем. Итак, её Шура – счастливая женщина. Всё-то у неё путём – и муж Павел (Леонид Неведомский) – крутой комбайнёр-передовик, и двое детей, и квартиру дали от совхоза, и меблировка – приличная. Да и сама Шурочка – просто загляденье. И вот – момент истины и точка сборки.
Событие, круто меняющее всё и вся. Отлаженный мир не то, чтобы рушится - качается. На далёком Севере умирает от сердечного приступа та женщина, с которой у Павла когда-то был страстный роман. Осталась дочка – его дочка. Что делать? Отправить в детский дом не позволяет совесть, да и своя она, кровная. Приходится уговаривать Шуру, а она ни в какую.
Так ведь всё хорошо, зачем нам ещё и это? Вообще, героиня Дорониной тут сложная и многогранная – вроде бы скопидомок, но не без душевности. Что победит? Что перетянет? Ей предстоит пройти тяжелейший путь от горячего отрицания до высокого принятия.
Она реально не хочет «лишний рот» в свою устоявшуюся семью, на умело обихоженную жилплощадь. Да не то, чтобы рот – просто чуждую девчонку, с коей надо возиться, а тут своих двое. Однако скрепя сердце, Шура всё же соглашается после того, как Павел её подначил, заявив, что она в мачехи не годится.
Как это она - не годится?! Но Шура не рассчитывала, что Светочка будет настолько странной – нелюдимой и почти озлобленной. Вообще, она такой была изначально и не лишь потому её мама ушла в мир иной – Света росла с ощущением, что никому, кроме болеющей матери, не нужна.
Типичное для разведённых, брошенных / бросивших, родивших вне брака женщин – вот так исподволь накручивать своих детей. Мол, эта вселенная - против нас, детка. Нам показывают книжные полки Светочкиной мамы и портрет Достоевского на стене – она была ещё и образованной, тонкой.
И вот после всего этого девочке-второкласснице надо привыкать к совсем другой жизни, да ещё и в южной местности. Оттаивать в прямом и переносном смысле. Видеть то, чего не могла видеть и - чувствовать. Неслучайно пожилая учительница приводит в пример цветок, который не сразу радуется после пересадки... Нужно время.
Интересно, что отец, который повесил Шуре этот непростой «хомут» (о хомуте говорится прямым текстом), довольно быстро сдувается и начинает кричать на жену, словно бы это она являлась инициатором удочерения. А Шура, что была изначально против, вся проникается любовью к замкнутой, несчастливой малышке.
Да, там ещё орудует вредная бабушка – мать Шуры (Надежда Федосова, извечно игравшая острохарактерных тёток и различных злыдней). Она активно ненавидит «чужую» Свету и распускает о ней слухи – дескать, сиротинка-то умишком тронутая.
Но любовь, как высшее проявление человеческой натуры, побеждает всё и вся – лёд тает, оковы сломлены и звучит такое родное слово: «Мама!» в адрес Шуры. И - робкая попытка обнять чужую, но такую родную женщину. Вот ради этого и стоит жить!
Zina KorZina (c)
- Похожие фильмы: