10,9K подписчиков

Почему со сказками периодически борются и зачем их читать детям

103 прочитали

Сама постановка вопроса "зачем" для меня лично странная. Я им даже не задавалась. Но периодически стала встречать в книжных блогах мнение, что от сказок детям один вред, что они устарели и просто: зачем? Чему учат и так далее.

Сама постановка вопроса "зачем" для меня лично странная. Я им даже не задавалась.

Сразу скажу, я не психолог, не литературовед, не учитель, не работаю с детьми. Поэтому ничего объективного сказать не могу, но личное мнение выразить хочется))

Мне сказки очень нравятся, что и видно по фото. С ними у меня связаны только приятные воспоминания. Например, книгу "Таджикские народные сказки" мне подарили на окончание 1-го класса в школе с надписью "за отличную учебу и хорошее поведение")

Конечно же, сыну я рассказывала сказки с самого раннего возраста. Для меня это момент приобщения к культуре, причем, в первую очередь, русской. Сказки других народов я покупала больше для себя. Также меня интересуют мифы, легенды, фольклор.

В чем суть

Есть мнение, что в сказках содержатся архетипы, воспринимаемые нами на подсознательном уровне. Примеры: герой, обманщик, злодей, красна девица, дурак.

Сказки не так просты, как кажутся. Много раз я встречала презрительные комментарии наподобие: "вы бы еще Курочку Рябу разобрали или Колобка". Между тем, смыслами сказок уже давно озадачились ученые-фольклористы, и он далеко не всегда лежит на поверхности. А по поводу некоторых загадочных фраз спорят до сих пор. Так, самое известное исследование - книга Проппа "Исторические корни волшебной сказки".

Сама постановка вопроса "зачем" для меня лично странная. Я им даже не задавалась.-2

Здесь я немного изучила вопрос, какие существуют трактовки сказок:

Борьба со сказкой

Вообще-то силу сказок понимали во все времена. Недаром религия боролась с языческими легендами, а СССР - с волшебными сказками, ведь в них речь шла о жизни при царе и "устаревших" отношениях между людьми.

Советское правительство сразу после революции стало активно пытаться высмеивать сказочных героев, создавая принципиально другую литературу для детей, обучающую, а не развлекающую. Ведь просто запретить было мало, очень уж живучи легенды в народе. Поэтому волшебство в сказках решено было заменить на полезные посылы.

Теперь малютка-октябрёнок
И самый крошечный ребёнок,
Когда ещё кричит агу,
Не верит в бабушку Ягу

И действительно, преуспели в этом) Есть даже такое средство. Если вам стало мистически-страшно, спойте пару бодрых советских песен, как рукой снимет.

Хороший пример "правильной" советской сказки. Причем действительно интересной и познавательной. Медведев "Баранкин, будь человеком!"
Хороший пример "правильной" советской сказки. Причем действительно интересной и познавательной. Медведев "Баранкин, будь человеком!"

К созданию новых советских сказок был привлечен, например, Гайдар. Он написал талантливый рассказ "Чук и Гек", в котором были элементы сказки, зачин и путешествие, но в то же время, ничего волшебного не предполагалось и все было вполне в духе времени.

Позже выяснилось, что сказки выстояли, их оставили в покое, и даже более того, начали активно издавать с хорошими иллюстрациями, снимать фильмы и мультики по ним.

Сказки в системе Монтессори

В начале ХХ века в Европе также начинаются гонения на сказки, но по другой причине. Там набрала силу система Марии Монтессори. Сегодня ее метод практикуют по всему миру, в том числе и у нас.

Несмотря на то, что в Италии и Швейцарии его пробовали внедрить в гос. школах, методика так и осталась, в общем-то, альтернативной. Дети по ней обучаются "сами", в специально созданном для их развития пространстве. Предполагается много свободы и отсутствие наказаний.

Сама постановка вопроса "зачем" для меня лично странная. Я им даже не задавалась.-4

Но не буду углубляться в подробности всего метода, интересует отношение к сказкам:

Сказки развивают в детях иллюзорное воображение, основанное на отсутствии реального знания, на пустой доверчивости, а в пустоте, созданной впечатлениями несуществующего мира, "фантазия легко разыгрывается, расплывается, ибо ей не хватает опоры, чтобы развиваться нормально", - говорит Монтессори.

Однако, совсем сказки не отвергаются. Их не следует читать только до 4 лет. В это время ребенка знакомят с реалистичными изображениями вещей, людей и животных и рассказывают об их реальных занятиях. Дескать, сказки их могут сбить с толку и мешают "адаптироваться к действительности".

По-моему, все обстоит как раз наоборот)

В общем, я считаю, что сказки нужны, читала и читать буду)) И, к счастью, все культурное пространство придерживается того же мнения. Я не представляю, как человек может избежать знакомства со сказками. Ведь отсылки на них, сказочные сюжеты все время мелькают везде, где только можно. Их все равно будут в том или ином виде читать в школе. Избежать сказок вряд ли удастся. Вот и хорошо.

А вы как думаете?

Сейчас, кстати, очередной виток и новое переосмысление - сняли кучу фильмов с современными спецэффектами.