Найти в Дзене
Театральный дозор

«Пётр I» Музкомедии: Золотую маску я бы тоже не дала (отзыв)

Где: Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии

Когда: 26 мая 2024 в 19:00

Продолжительность: 3 часа с одним антрактом

Режиссёр: Юрий Александров

Композитор: Фрэнк Уайлдхорн

Артисты: Кирилл Гордеев (Пётр I), Наталия Быстрова (Екатерина), Александр Леногов (Меншиков), Наталия Диевская (Царевна Софья), Мария Плужникова (Евдокия Лопухина), Дмитрий Ермак (Досифей), Виталий Головкин (Алексей), Мария Лагацкая-Зимина (Наталья, мать Петра) и др.

Когда идёшь на спектакли Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, то получаешь 2 в 1: и спектакль, и дворец. До чего же красивое убранство внутри этого театра. В него лучше приходить пораньше, минут за 40 до начала, чтобы успеть посмотреть все залы и пофотографироваться в них. Зрительный зал выполнен в светлых тонах, такой же красивый, как и фойе.

Все мои знания о российском мюзикле до 2023 года были связаны именно с этим театром, так как я была тут в 2016 году на концерте «Хиты Бродвея». Тогда я впервые увидела многих звёзд отечественной сцены: Ивана Ожогина, Лику Руллу, Елену Газаеву, Веру Свешникову, Манану Гогитидзе и многих других. Кстати, этот концерт до сих пор есть в программе театра, но состав артистов, конечно, немного поменялся. Только он один остаётся неизменным — Иван Ожогин))

С тех пор у меня осталось чёткое воспоминание, что в этом театре крайне неудачная планировка зрительного зала, поэтому мы решили взять места подороже. В реальности же оказалось, что неудачные места есть, но только те, что по краям. Места в партере и на балконе в целом ничего. Но есть пару моментов, которые важно учесть при покупке билетов:

✅ в амфитеатре и на балконе сиденья сделаны в формате какой-то мягкой скамьи. На ней неудобно сидеть, потому что возникает пространство между спинкой и поясницей. В партере же такой проблемы нет, там удобные стулья;

✅ в амфитеатре видно нормально, но над ним очень низко нависает балкон, что превращает последние ряды амфитеатра в пытку для клаустрофобов. Создаётся впечатление, что смотришь спектакль из какой-то комнаты;

✅ качество звука в партере намного лучше, чем на балконе;

✅ ну и по бокам лучше билеты не брать, вместо спектакля будете смотреть на людей с другой стороны зала)).

Зал Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии
Зал Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии

В общем, однозначно театр стоит посещения уже за счёт своей красоты. А теперь расскажу про спектакль. Мы ожидали от «Пётра I» очень качественную и масштабную постановку, так как спектакль имеет множество положительных отзывов в Интернете и был номинирован на премию «Золотая маска» как лучший спектакль в номинации «оперетта-мюзикл». И что же в итоге?

Сюжет: по факту просто очень вольный пересказ биографии Петра I. Вход людям, чувствительным к искажению исторических фактов, строго воспрещён! 😂 Ибо тут такая каша в сюжете: половина важных событий из жизни Петра выкинута, хронологический порядок не соблюдён, связь между показанным прослеживается не всегда. В общем, похоже на то, как я мельком читаю статьи на Википедии об известных людях. Вот тут, видимо, сценарий примерно также писался;

Музыка: не шедевр, но пара интересных музыкальных номеров всё же была. Запомнился дуэт Петра и Софьи, дуэт Петра и Евдокии, ансамблевые номера стрельцов. Хотелось бы расслышать песни получше, но на пути к этой цели встал наш постоянный противник — звуковик! 😁

Свет: хороший, были интересные световые решения в сценах со стрельцами, с картой Европы, боями, Евдокией и Досифеем и др.

Звук: я считаю, что для главного музыкального театра Санкт-Петербурга — это просто ПОЗОР. Не знаю, как было слышно в партере, но на балконе разобрать слова в песнях было просто нереально, что у ансамбля, что у сольных исполнителей. Исключением опять же были только женщины с высокими голосами. Вот из того, что пел баритон Гордеев, я поняла от силу процентов 20. А это, на минуточку, главный герой! К тому же звучание было слишком громким, оркестр явно заглушал артистов. Меня удивляет, почему МузКом не пытается это исправить? Интересно вообще узнать, в чём кроется главная причина такой проблемы. Плохая акустика? Плохая аппаратура? Плохой звукорежиссёр? Или всё сразу? Главные московские музыкальные театры себе такого не позволяют. В Москве это уровень а-ля культурного центра «Меридиан», хотя и там звук получше МузКома бывает;

Декорации: хорошие декорации, но их было не так уж и много;

Костюмы: потрясающе красивые исторические наряды, сделанные со вкусом. Мне больше всего понравилось платье царевны Софьи. Уж больно оно красиво развевалось в дуэтном номере с Петром. Всё остальное также выше всяких похвал;

Хореография: отличная. Очень понравилось, как хореографически поставлен дуэт Петра и Софьи;

Ну и самое интересное в Музкомедии — артисты:

Кирилл Гордеев (Пётр I) — очень талантливый актёр и вокалист, но в роли Петра I во многом виден сам Кирилл Гордеев, так как роль идеально ложится на типаж актёра, поэтому ему и не требуется привносить в неё слишком много нового. В этом спектакле Кирилл мне понравился в комедийных сценах, понравился вокал. А так у Гордеева есть работы намного более сложные, интересные и отличающиеся друг от друга. Несмотря на это, Гордеев также, как и спектакль, был номинирован на премию «Золотая маска» за эту роль. Но её лауреатом он не стал, что неудивительно. Как можно дать Золотую маску, когда вообще непонятно, что он там поёт и, соответственно, играет? А ведь в этом явно вина не артиста, а плохого звука;

Кирилл Гордеев в роли Петра I. Фото: официальный сайт театра
Кирилл Гордеев в роли Петра I. Фото: официальный сайт театра

А вот за какую роль Кирилл Гордеев обязан получить «Золотую маску» я рассказываю здесь:

Наталия Быстрова (Екатерина) — отличная вокалиста и актриса. Раньше я видела её в основном в более нежных образах, поэтому не сразу узнала её в этом спектакле;

Наталия Быстрова в роли Екатерины. Фото: официальный сайт театра
Наталия Быстрова в роли Екатерины. Фото: официальный сайт театра

Александр Леногов (Меншиков) — мне не хватило хитрости и услужливости в образе Меншикова. Получилось как-то пресновато. Этого персонажа можно было сыграть намного ярче. Вокально также особо не запомнился, значит, ничего удивительного спето не было;

Наталия Диевская (Царевна Софья) — пожалуй, слишком статна для роли Софьи. Но в целом всё было сыграно и спето вполне прилично. Я, конечно, хотела бы увидеть в этом образе яркую и харизматичную Агату Вавилову, но и Наталия справилась неплохо;

Наталия Диевская в роли Софьи. Фото: официальный сайт театра
Наталия Диевская в роли Софьи. Фото: официальный сайт театра

Мария Плужникова (Евдокия Лопухина) — очень мило, дурашливо и наивно. Получилось хорошо. Вокал прекрасный;

Мария Плужникова в роли Евдокии Лопухиной. Фото: официальный сайт театра
Мария Плужникова в роли Евдокии Лопухиной. Фото: официальный сайт театра

Дмитрий Ермак (Досифей) — отлично сыграл роль мрачного и таинственного интригана в рясе монаха. Такие образы идут Дмитрию Ермаку намного больше, чем какие-то подобия альфа-самцов по типу Ромео в «Ромео vs. Джульетта». В таких ролях он явно перебарщивает с самолюбованием. Поёт Дмитрий отлично. Хотя «Золотую маску» за эту роль второго плана получил другой артист — Александр Суханов;

Дмитрий Ермак в роли Досифея. Фото: официальный сайт театра
Дмитрий Ермак в роли Досифея. Фото: официальный сайт театра

Виталий Головкин (Алексей) — роль совсем маленькая и странная. В «Петре I» Алексея сделали уж совсем каким-то юродивым: странно себя ведёт, заикается и др. Такой образ явно выбран создателями спектакля, поэтому актёр отыгрывает то, что поставили. С этой задачей он справляется. Поёт также прекрасно, как и все люди в этом спектакле;

Мария Лагацкая-Зимина (Наталья, мать Петра) — мощный вокал, отличная дикция. Я поняла все слова в Колыбельной для Петра! Я считаю, это успех. Колыбельная, кстати, сама по себе тоже ничего так;

Общее впечатление: возможно, это хороший спектакль, жаль только, что узнать нам это не дано! Спасибо за это ответственным за звук в Музкомедии! Такой подставы от одного из главных мюзикловых театров страны я точно не ожидала. Из-за этой проблемы я не поняла часть происходящего на сцене, поэтому оценить сюжет мне сложно. Но, кажется, что он слабоват. По факту это просто очень спорный пересказ биографии Петра I. В первом акте есть множество динамичных и ярких сцен, которые скрашивают впечатление от проблем со звуком, а вот второй акт намного скучнее и медлительнее первого. Он смотрится затянуто. Но тут ещё явно проблема в том, что второй акт больше посвящен вокалу, различным однотипным ариям и дуэтам. В первом же акте много танцев и комедийной составляющей.

И, кстати, «Петр I» в итоге «Золотую маску» не получил. Этому факту я не удивлена, потому что ничего сверхинтересного спектакль не показывает, а проблемы со звуком ещё и портят впечатления от просмотра. Надеюсь, когда-нибудь удастся посмотреть победителя, которым стала оперетта "Орел и ворон" Красноярского музыкального театра.

В общем, я пришла к выводу, что мюзикл «Пётр I» далеко не шедевр, но очень неплохой середнячок с талантливыми артистами, который я бы с удовольствием пересмотрела в условиях идеального звука. Возможно, тогда бы мне понравилось больше. Но Музкомедия что-то не торопится дать своим зрителям такую возможность, поэтому желания посмотреть повторно не возникает.

Итог: 7/10. 7 казненных звуковиков стрельцов из 10