Найти в Дзене
KinoGeek

Все фильмы Николаса Виндинга Рефна: от худшего к лучшему

Оглавление

Николас Виндинг Рефн - самый известный в широких кругах датский режиссёр, покоряющий просторы авторского кино на протяжении целых десятилетий. Меняя одно направление за другим, Рефн переквалифицировался из анти-созерцателя криминогенной обстановки своей родины в клипового постановщика, ставящего неоновую и ярко-вылизанную форму превыше многословного содержания. Работы постановщика можно либо почитать, либо ненавидеть всем сердцем, но каждый зритель вправе согласиться с той точкой зрения, что Рефн, как никто иной, знает, чем в сегодняшнее время можно увлечь человека за просмотром кино: бурлящей гормональной экспрессией, сочащейся с экрана с помощью неона, света и постановки мизансцен. В сегодняшней статье поговорим о полном творчестве датского режиссёра, пройдясь от его самых неудачных работ к самым выдающимся. Все места распределялись по выявлению среднего балла с таких крупных кино-агрегаторов, как: Кинопоиск, IMDb, Letterboxd, Rotten Tomatoes и Metacritic. Приятного прочтения!

12. "Только Бог простит" (2012)

Средний балл - 57,3%

Считается, что полноценное обновление режиссёрского стиля Рефна пришлось на Каннский кинофестиваль 2012-го года: тогда неоново-религиозную притчу датчанина, "Только Бог простит", встретили с громкими отрицательными восклицаниями. Лишь со временем публика простила и полюбила эстетику первого в карьере постановщика арт-объекта, стилизованного под кинематографическое полотно: несмолкаемый поток переливающихся ярких цветов, отражающие положение дестабилизированной утопии, с застрявшим в ней протагонистом, лишь положил начало новым технически-созерцательным решениям Виндинга Рефна на пути к перевоплощению в сурового и беспощадного нон-конформиста

-2

Крупицы обрывочной информации, помогающие зрителям составить субъективную картину реальности творения Рефна, подаются настолько неочевидно и деконструктивно, что намеренно создают иллюзию спокойной обстановки. "Только Бог простит" разворачивает в пределах растянутых улочек мегаполиса и бедных тайских трущоб личную историю отчаянного и доведённого до предела протагониста, идущего на поводу не только у деспотичной матери, но и грехов собственного подсознания. Таинственное прошлое героя окутано густой неоновой дымкой, пока не сталкивается лицом к лицу с блюстителем нового закона, подобно Богу очищающему улицы города от преступности. Пошлое насилие преобразуется в визуально-эстетическое безумие, которое лишь ближе подводит героев к трагической и по-библейски правильной черте

-3

Николас Виндинг Рефн открыто бунтует против традиционной арт-хаусной системы, концентрируя многословную историю вокруг целикового визуального повествования. "Только Бог простит" имеет бесконечное количество разнообразных трактовок: от сухого пересказа Библии и олицетворения противостояния античности и современности, до классической истории о сущности мести вокруг тонких ниточек фрейдизма. Рефн выпотрошил стандартный визуальный нарратив, оставив от него лишь целиковую оболочку: и в таком формате обрамлённая в стены неонового клуба лицевая мимика Райана Гослинга лишь подчёркивает высокую утончённость датского режиссёра в контексте создание созерцательного искусства. "Только Бог простит" - поэтичный арт-объект в классическом представлении этого слова: бросающий вызов шаблонам и стремящийся покончить с искусственными страхами

-4

11. "Неоновый демон" (2016)

Средний балл - 58%

Вскрытие человеческих пороков под щемящим гнётом неона и провокаций - неотъемлемая визитная карточка обновлённого стиля Рефна, что и подтвердил его самый огнеопасный и откровенный проект, выбросивший на передний план внешний вид: как в сюжетном, так и в визуальном плане. Повествующий о сущности красоты и плате за идеальное тело "Неоновый демон" раскачивается столь просто и конъюнктурно, сколько заканчивается привычной для клипового стиля постановщика трагедией. А все постулаты традиционализма визуальной формы в кино, ставящей содержание превыше формы, вновь оказались триумфально повержены: ведь балом в картине заправляют не его внутренние убранства, а арт-эстетика и созерцание красот человеческой оболочки

-5

Классическая история о подъёме из грязи в князи, ставящая в противовес юной провинциалке (первая серьёзная роль в карьере молодой звёздочки Эль Фаннинг) эгоцентричных представителей мира моды и лицемерного гламура, преображается в сновидческое безумие, воплощающее на экранах все сокрытые мысли Рефна насчёт реалистичной цены за объективную, не искусственную, красоту. Откровенное наваждение преобразовывается в сюрреалистичный триллер, лиминальные пороги которого стискивают в неоновые рамки бурные фантазии режиссёра: а погоня за утончённостью и изыском буквально олицетворяется с помощью звенящей развратом формы и гиперболизированного гротеска, находящему воплощение в буквальном поедании объекта своей зависти

-6

Сочащаяся сквозь экран визуальная экспрессия, рисующая акварелью портрет медленно сходящей с ума модели, ведёт историю с помощью извращённой технической формы, доведённой до безумного предела в привычной для Рефна клиповой манере. Бьющие по венам техно-композиции Клиффа Мартинеса, вкупе с яркой неоновой оболочкой, создали самое неоднозначное и в то же время изысканное творение постановщика, ёмко декларирующее зрителю свой индивидуальный свод законов, постулатом в котором служит провокационное заявление: красота - превыше духовного мира. И это правило распространяется не столько на нарратив "Неонового демона", сколько на его производственную часть. Рефн смог уловить тонкую материю импрессионистского кино-искусства, сделав главным героем своего манифеста не человека, а визуал. Клип стал фильмом, а кино перевоплотилось в арт-живопись: сочетание несочетаемого - как рождение чего-то нового и уникального для художественной среды

-7

10. "Вальгалла: Сага о викинге" (2009)

Средний балл - 64%

В конце 2010-х Рефн совершил путешествие вглубь прошлого, власть в котором доставалась проходимцам и отъявленным негодяям, а бурной фантазией простолюдин и свирепых скандинавских викингов оставалась Вальгалла: духовное место самоочищения после кровопролитных войн и совершения противобожественных грехов. В столь жестоком и натуралистичном сеттинге разворачивается локальная, но от того не менее масштабная история о большом путешествии маленького человека. Живописная одиссея, сводящая с ума не только своих героев, но и зрителей, вновь перефразировала провокационное заявление импрессионистов: форма оказалась превыше содержания, а клипово-манерный стиль съёмки - на золотом пьедестале, в то время, как драматургические нотки и традиционный нарратив оказались повержены в безумной по градусу напряжения схватке

-8

На сей раз перевоплотившийся в викинга Мадс Миккельсен вновь поработал с Николасом Виндингом Рефном, разместив в пределах древне-скандинавского сеттинга созерцательную притчу с нотками античной мифологии и проблесками ультра-кровавого насилия. Безумие сплетается с наблюдением за природной жизнью (руководил которым будто сам маэстро Терренс Малик), а энергичный и сумасбродный экшен-сегмент противопоставляется авторской трактовке "Вальгаллы", как символичному противостоянию между богами. Жизнь простого человека вновь оказалась вне зоны досягаемости градуса визуальной экспрессии, насылаемой на зрителя сквозь депрессивно-серую и будто бы безжизненную цветовую палитру

-9

В "Саге о викинге" Николас Виндинг Рефн впервые отвернулся от проложенных шаблонов, сконцентрировавшись на чём-то кардинально новом и эксцентричном. А передача настроения картины сквозь визуальные образы и наблюдение за бесчинствами скандинавских воинов, бросивших вызов религиозным устоям, отталкивает от экрана так сильно, что "Вальгалла" насильно приковывает интерес к своему визуальному повествованию, смещая градус в сторону анти-человечного насилия и медитативного темпа: совмещение столь несовместимых вводных вновь доказало постановочный талант Рефна, как откровенного художника-провокатора

-10

9. "Страх «Икс»" (2002)

Средний балл - 64,5%

Столь резкий взлёт популярности на территории родной страны юный Виндинг Рефн воспринял слишком эмоционально: для полноценной третьей работы постановщик зашёл на территорию американского триллера, окружённого тотальный мраком, психологическим насилием и сюрреалистичными образами в духе культовых шедевров Дэвида Линча. "Страх «Икс»" намеренно выбрал уже проложенную тропку для приземлённого и бунтарского стиля датчанина, но сколько отличается от американизированной рафинированности европейская претенциозность, столько и первый американский опыт Рефна выглядит более побитым, но от того не менее смелым наследником духовных идей кинематографистов-сюрреалистов

-11

Очередной человек без прошлого и будущего, преследующий слепую цель в криминогенной паутине шумного города, медленно ходит по тёмным улочкам и вытянутым коридорам, погружаясь в маниакально-сновидческое безумие. Протагонист Джона Туртурро погружается в дебри своего психически нестабильного разума, сводящего героя и его ужасные галлюциногенные страхи в неравном противостоянии. Окружение и звук работают на кадр, а меланхоличные музыкальные композиции, полноценно сводящие с ума не только персонажей, но и зрителей, бьют по тембру так сильно, что "Страх «Икс»" перестаёт казаться лишь слепой копиркой духовно более смелых идей

-12

Ведущий персонаж в картинах Рефна, как уже и отмечалось ранее, - это визуальная сторона: не только картинка (до неонового безумия режиссёр дойдёт значительно позже), но и работа с аудио-дизайном. Шёпоты отражаются на криках, криминал переплетается с выдумками, а сон медленно воплощается в реальность: датчанин вступил на территорию американского кино так вызывающе, что его европейский стиль не оценил никто из вышестоящих продюсеров. "Страх «Икс»" так и остался проектом мечты Николаса, желанием постановщика выбраться из приземлённой режиссёрской ниши: и за счёт этого картина лишь сильнее выкручивает свой спектр эмоций до самого безумного градуса

-13

8. "Ковбой из Копенгагена" (2022)

Средний балл - 67,8%

Нонконформизм Виндинга Рефна - это его неоновое безумие, его работа с окружением, его сочетание несочетаемого, образующее в единой коалиции оживший натюрморт, вторгаются в который сумасбродные представители криминогенного мира столицы Дании. "Ковбой из Копенгагена" - проект, к которому режиссёр будто бы подбирался всю свою сознательную жизнь: форма окончательно взяла вверх над содержанием, а налёты традиционализма и шаблонные нити оказались разорваны под натиском гормональной экспрессии, сбивающей с тонуса всех ранее не покорных стилю Рефна зрителей. Являясь буквально сборником всех сюжетных и технических приёмов прошлых работ режиссёра, "Ковбой" намеренно переходит все возможные аудио-визуальные границы, в данном случае доказав полную беспомощность термина "гиперболизм"

-14

"Ковбой из Копенгагена" объединяет собой столько конъюнктурных персонажей, что шоу и вовсе может показаться кроссовером сразу всех работ Рефна, как изысканного художника: сербы и албанские сутенёры выясняют правду жизни, азиатская мафия, сбежавшая будто бы из "Только Бог простит", вершит субъективное правосудие на ярких улочках города, дилеры и наркоторговцы соревнуются в захвате власти над столицей, а сюрреалистичные паранормальные образы сосуществуют вместе с таинственной протагонисткой, хранящей в дебрях своего нестабильного разума страшную тайну. Техно-композиции Клиффа Мартинеса продолжают сбивать героев с ног, и вот, уже зритель встаёт перед вполне очевидным вопросом: а кто на самом деле сходит с ума?

-15

Новаторский стиль Рефна отвергали (и продолжают отвергать) многие зрители и кинематографисты: клиповая манера съёмки окончательно пробила драматургическую брешь, а нафталиновые образы объединились со сплошным сюрреализмом и нотками гротескного безумия. "Ковбой из Копенгагена" - проект для своей аудитории: тех, кто понимает и принимает творчество датчанина, как арт-художника, рисующего портреты своих героев так откровенно и в то же время сказочно, что берега между реальностью и фантазией начинают размываться подобно грани между сверхъестественным и настоящим. Ведь в этом и есть весь стиль Николаса Виндинга Рефна: неонового короля современного кинематографа, ухватившего ту незаметную грань, что превращает кино в ожившую живопись

-16

7. "Слишком стар, чтобы умереть молодым" (2019)

Средний балл - 69,6%

Провокации Рефна находят отражение и в визуальной, и в драматургической форме: иногда техника затмевает историю, в другие же моменты - созерцание искусственным ставит себя выше сторителлинга. Каким-то образом "Слишком стар, чтобы умереть молодым" смог объединить сразу все описанные вводные и разрушить прошлый постулат стиля постановщика: огнеопасная игра со зрителем, обрисовываемая в контексте многочисленных физических извращений и бесконтрольных приступов насилия, оборачивается в излюбленную Рефном неоновую оболочку, декларирующую зрителю окончательный и бесповоротный факт: кинорежиссёр окончательно превратился в арт-художника

-17

Насилие часто было неотъемлемой деталью работ Рефна: убийства и извращения случались из-за свершения возмездия, получения неоднозначной выгоды, подлых предательств, зависти, психически больных мыслей. Буквально все выдуманные причины для свершения столь античеловечного греха объединяются под общим неоновым слоем первого возвеличенного сериала постановщика: "Слишком стар..." не даёт повода для раздумий или выражений сочувствия в чью-либо сторону, а лишь рисует серую мораль смываемой чертой. И вновь техническая часть доминирует над сюжетной: только в сеттинге криминогенной реальности этот режиссёрский фактор лишь сильнее подчёркивает падение человеческой цивилизации на самое дно пищевой цепочки

-18

"Слишком стар, чтобы умереть молодым" отходит от возводимых Рефном границ, чтобы явить миру свою неуязвимую и алчную сущность: насилие порождает насилие, а недопонимание, злоба и зависть исходит от депрессивной обстановки. Искусственный неоновый свет, лишь сильнее подчёркивающий ничтожность персонажей в пределах нашего мира, снова затмевает сюжетные пороги, а изъяснения перед зрителями превращаются в формальную фикцию: теперь Николас Виндинг Рефн не намерен отходить от своего провокационного стиля. Датчанин вновь свёл те вводные, за которые критиковали его предыдущие работы, в общий аудио-визуальный пейзаж. И на этот раз для того, чтобы продекларировать зрителю грустный, но от того не менее правдивый постулат: насилие никогда не меняется

-19

6. "Истекающий кровью" (1999)

Средний балл - 70,2%

То, что интересовало Рефна в его первых работах - это изучение самой низшей прослойки мира Дании: увязшие в насилии и многочисленных человеческих пороках "маленькие" люди, пытающиеся выжить в этом мире при помощи первых попавшихся подручных средств. Дилеры и наркоманы, преступники разных мастей и мафиозные боссы: так и проводится черта между искусственно созданными общественными сословиями, которую отлично уловил "Истекающий кровью". Более приземлённая ниша, на сей раз сфокусированная вокруг загнанных в социальные рамки провинциалов, лишь сильнее подчёркнула депрессивный взгляд Рефна в сторону датской уличной обстановки

-20

Утопический просмотр 10-12 кинофильмов в неделю, уход от ответственности в выдуманные миры, удушающая реальность рутина, сталкивающая в неравном противостоянии гуманизм и насилие: "Истекающий кровью" - буквальная исповедь Рефна перед представителями класса синих воротничков, угнетаемых свободой и порицаемых обществом. Синефильские разговоры о силе и магии кино перерастают в напряжённую схватку, а добропорядочные и законопослушные люди падают на колени перед бесперспективным мраком будущего, соглашаясь на сомнительные и рискованные для жизни авантюры. Из этого и строится концепт первого режиссёрского почерка Рефна: темы, в которую он желал углубиться с самого рождения, будучи тем самым добропорядочным и законопослушным гражданином (не в среде кинематографа)

-21

"Истекающий кровью" - история не о криминале или преступных разборках. Это грустная и трагическая повесть о сломленных людях, буквально желающих расквитаться с серой реальностью самыми неординарными и классово жестокими методами. Безжизненная цветовая палитра и архаично-клиповый монтаж, перекочевавший в ленту из первого "Дилера", придаёт ленте депрессивное и мрачное послевкусие, так и не отвечающее аудитории на тот самый тревожный фундаментальный вопрос: что следует предпринять в случае столь беспросветно отражающейся на жизни реальности? Рефновская сублимация ударила по сердцу так сильно, что и сам режиссёр, кажется, до сих пор не может от неё отойти: что и родило обновление творческого самоопределения ближе к закату кинематографических нулевых

-22

5. "Бронсон" (2008)

Средний балл - 70,5%

Полное исследование жизни самого известного тюремного заключённого Великобритании, по совместительству являющееся чуть ли не полноценным моно-фильмом, зажатым в рамки четырёх стальных стен, "Бронсон" попытался подогнать приземлённый и депрессивный стиль Николаса Виндинга Рефна под стезю классического британского байопика. Однако уникальный режиссёрский стиль датчанина, с узнаваемыми техно-композициями и сумасбродным безумием, истерично хохочущим с экрана будто карикатурный протагонист Тома Харди, остался не тронутым: поменялось лишь изложение, в то время, как форма и стилистика приблизились по уровню постановки к несчастной истории про "маленького" человека, погрязшего в преступности и желающего быть мировой селебрити. Чем вам не сочетание трилогии "Дилера" и "Истекающего кровью"?

-23

Только на этот раз насилие совершается по совершенно осознанной воле: катализатором к пусканию в ход кулаков служит любая провокация, будь то невзначай сказанное слово или банальная скука. Триумфальный бенефис Тома Харди в образе циничного Чарльза Бронсона рождает сюрреалистичное безумие, буквально превращающее эстраду кинофильма в театральное представление и одновременно с этим - исповедь протагониста, не стесняющегося оправдывать или преувеличивать совершённые преступления. Желание получения известности притупляет нормы нравственности, и вот, перед зрителями предстаёт карикатура сломленного обществом человека, получающего порцию популярности с помощью насилия. Людям всегда будет интересно проявление любых признаков античеловечных пороков: что и подтвердил факт создания байопика по мотивам злоключений Бронсона в британских тюрьмах

-24

Безумный главный герой неистово смеётся, несколько раз раздевается догола, унижает сокамерников и тюремных надзирателей (как в физическом, так и в моральном плане), раскулачивает не понравившиеся ему лица и даже пытается вымещать накопленную злость в арт-живописи. Ломка от бесперспективности и страха перед жизненной рутиной рождает неконтролируемые приступы ярости, после которых кульминация "Бронсона" и вовсе может посчитаться хэппи-ендом. Рефн нарисовал неоднозначный и очень сложный, многогранный, портрет скандального заключённого, вызвав антипатию и одновременное сочувствие в его сторону: это ли не признак удачного совмещения американского гротеска и европейской мрачности?

-25

4. "Дилер" (1996)

Средний балл - 73,3%

Локальный и в меру приземлённый дебют Николаса Виндинга Рефна, где юный датчанин с головой окунулся в криминогенную обстановку своей родины, явил миру имя визуального провокатора. Трилогия "Дилера" - своеобразная антология, каждая часть которой имеет собственный, уникальный, стиль повествования и форму подачи изложения: но именно первому фильму удалось сильнее раскрыть пагубность привычки эскапизма и ухода от ответственности, олицетворив внутренние проблемы персонажей в виде занятия безответственной и незаконной работой. "Дилер" настолько развратен, откровенен и в то же время противен, что приковывает в сторону своего лёгкого шарма всё психологическое внимание

-26

Поиски наживы и лёгких денег приводят отчаянного и доведённого до предела протагонистка к роковой точке невозврата: компаньоны совершают подлые предательства, подрядчики кидают во благо собственной выгоды, а заказчики всё ждут расплаты за еле болтающийся на шее долг. В обществе, где единственную помощь можно получить только от лицемерной уличной проститутки, а ранее верные друзья готовы вонзить нож в спину при первой же возможности, впадающий во фрустрацию герой Кима Боднии старается расквитаться с настигающими его проблемами, пока на кону не оказывается жизнь. Ставки вырастают, а Рефн, в то же время, так сильно понижает искусственность экранной палитры, что первый "Дилер" начинает терять связь между реальностью и выдумкой: клиповая манера съёмки, вкупе с дёрганной ручной операторской работой, рождает чуть ли не покадрово документальную хронику криминогенной обстановки Копенгагена

-27

Первый "Дилер" никогда не планировался откровением и уж тем более тематической трилогией: Николас Виндинг Рефн лишь желал углубиться в ту реальность, которую он избегал длительный период своей жизни. Но криминал - место, из которого не выбираются без последствий: датское социальное дно утянет за собой в грязную лужу всех заблудших путников. В меру гротескное, в меру мрачное исследование потаённой жизни мелких преступных сошек - как самое откровенное послание своему же народу. "Дилер" - кино без предвзятостей и преуменьшений всей грязи и "чернухи" криминального мира: и в таком контексте первая часть трилогии работает лишь чётче и вывереннее

-28

3. "Дилер 3" (2005)

Средний балл - 74,4%

Окончание трилогии "Дилера" приветствовало не сильно широкое информационное поле: производственный состав покинули многие именитые постановщики, а из знакомых лиц в актёрском касте остался лишь в меру харизматичный серб Златко Бурич. Как и съёмочная часть, внутренняя атмосфера третьего "Дилера" пропитана более тягучим мраком, серьёзностью и поднимаемыми проблемами: на переднем плане встаёт выбор между семьёй и работой и значимость возраста в контексте занятия столь рискованным и незаконным бизнесом. Трилогия окончательно покинула пределы гротеска и чёрной комедийности: теперь это полноправная экзистенциальная драма, расследующая психологические комплексы, внезапно, ведущего антагониста первого фильма

-29

Действия стараются ограничиваться четырьмя локациями, не покидая пределов заброшенных домов и тёмных комнатушек, в то время, как протагонист медленно скатывается в бездну из прокрастинации и морального угасания: безответственное молодое поколение, буквально "отжимающее" наркобизнес из рук профессионального старожилы (как олицетворение измены нового мирового порядка), лишь сильнее обрисовывает зарождающийся контраст между социальными прослойками. И даже в столь едком содержании Николас Виндинг Рефн продолжает не изменять своему конъюнктурному стилю: создание эффекта документальной съёмки, непрерывные однокадровые пролёты, дёрганная операторская работа: внутренняя кухня криминогенной обстановки Копенгагена оказалась раскрыта втрое сильнее и в то же время страшнее

-30

Только теперь на пороге оказываются не молодые ребята, ищущие свой путь в дестабилизированном обществе, а поживший герой Златко Бурича, еле-еле сводящий концы с концами из-за череды нелепых случайностей и смены правления на фронте социального дна столицы Дании. Стыдливые попытки протагониста жить собственной жизнью, заботясь о родной дочери и своих верных компаньонах, переплетаются с шокирующей и в меру безумной кульминацией, окончательно расставляющей все точки над трилогией "Дилера", как исследовании пороков и грязи криминала. И избавление от американизированной рафинированности в таком плане лишь верно прислуживает мрачному стилю постановщика

-31

2. "Дилер 2" (2004)

Средний балл - 76,1%

Сконцентрировавшись на выигрышной тропе первого "Дилера", сочащейся с экрана харизме молодого Мадса Миккельсена и расследовании погребённых комплексов и страхов "маленького" человека, вторая часть тематической трилогии полноценно свернула с тропы приземлённой криминальной драмы, попытавшись отбросить в сторону лишнюю "чернуху" и беспросветное насилие. На пороге истории - поиск самоопределения, приводящий протагониста к (внезапно) счастливой и убаюкивающей кульминации сквозь ворох недопониманий, осуждений и мелких шалостей. Неофициально Рефн признался в любви тургеневским "Отцам и детям", сосредоточившись на той проблематике, что волнует самого режиссёра и в личной жизни: противостояние поколений, только на этот раз - в среде криминогенной обстановки сердцевины Копенгагена

-32

Гротескно-карикатурный герой Мадса Миккельсена превращается из второпланового комичного персонажа в ведущего протагониста, ищущего собственный путь и смысл жизни: проходя через тернии препятствий, вроде многочисленных оскорблений со стороны эгоистичного отца или отношений с забеременевшей от него уличной проститутки. Рефн будто бы отождествляет себя с ведущим героем второго "Дилера", вступая в открытую конфронтацию со старшим поколением, предвзятым по отношению и к обществу, и к собственным детям. Закольцованность насилия и негодования порождает хаос, в результате которого мафиозные боссы и компаньоны Тони сбрасывают маски, а сам персонаж превращается в драматически сложного мученика, решающего бросить вызов вскормившей его системе

-33

Именно второй "Дилер" смог уловить тонкий баланс тематической трилогии, не отказав себя в показе "чернушной" грязи, которой кишат окраины Копенгагена, и любовного вожделения к жизни, заставляющей протагониста переступать через свою ребяческую натуру, чтобы полноценно встать на взрослый этап существования. В таком контексте продолжение "Дилера" лишь укомплектовывает все сработанные в первой части этюды и дополняет их ворохом личных решений Рефна: столкновение "отцов" и "детей" в криминальном мире привело героев к шокирующей развязке, размывающей границы серой морали и дающей протагонисту тот финал, которого он и заслуживал. Лучше и быть не могло

-34

1. "Драйв" (2011)

Средний балл - 78,7%

Концептуально инородное и провокационное творение, с помощью которого Николас Виндинг Рефн полноценно свернул с тропы приземлённости и криминального жанра в сторону драйвового (от тавтологии тут точно не избавиться) ретро-вейва с меланхоличным Райаном Гослингом в главной роли, жизнь которого подразделена на два этапа. "Драйв" энергичен и в то же время медитативен, сумасброден и серьёзен, одновременно угнетающий и оптимистичный: цельное и структурированное достояние двадцать первого века, которому суждено попасть в список самых культовых киноработ современного потока кинематографа по вороху самых разнообразных причин. Это - opus magnum в карьере Рефна, признанный всеми предвзятыми по отношению к творчеству датчанина зрителями и критиками

-35

В отличие от следующих работ постановщика, близких по тонусу к постановке ярко-экспрессивных музыкальных клипов, "Драйв" являет собой традиционную американскую историю про желающего стать героем злодея, взваливающего на свои плечи тяжкое и суровое бремя: защита слабых и уязвимых людей от преступников, подобно вершащему субъективное правосудие Богу. Едкое визуальное повествование, проходящее через всю историю картины (от мужественной белой куртки со скорпионом на спине, до орудия убийства в виде простого молотка), переплетается с манящим клиповым настроением Рефна, сталкивающим в схватке техническую и сценарную части композиции "Драйва"

-36

Чистая, классическая и выверенная поэзия кино, сочащаяся с экранов подобно бурной гормональной экспрессии с помощью ритмичного техно-саундтрека, медлительных планов, ослепляющего неона и неоднозначной истории, секвенции которой могут трактоваться по-разному всеми зрителями, родила изысканное и утончённое кино-искусство в полноценном представлении этого слова. В "Драйве" балом правят эмоции, лицевая мимика и игра глазами, а чересчур слащавая и приторная вычурность лишь добавляет огня харизме режиссуры ленты и умиротворённому Водителю, всего лишь желающего простого человеческого: счастья и покоя. "Драйв" настолько прост и претенциозен, насколько же по-своему сказочен и магически прекрасен. Именно так из простых историй и рождается нечто большее: то, к чему в своё время не был готов никто из почитателей старого творчества Рефна

-37