Василий Перов - русский художник, мастер жанровых полотен, который поставил перед собой цель показать тяжёлую жизнь "униженных и оскорблённых". Не зря один из учеников художника прозвал его "подлинным певцом скорби".
В 1861 году незаконнорожденный сын прокурора из Тобольска, Василий Перов, получил золотую медаль Императорской академии художеств и право на заграничную поездку. Молодой художник решил отблагодарить академическое начальство, написав одну из своих самых известных картин - "Сельский крестный ход на Пасхе", которую окрестят "безнравственной, аморальной, дерзкой и глумливой".
Зрители углядели в работе сатиру, а церковные власти обвинили Перова в том, что он выбрал "грязный эпизод" и специально акцентировал внимание на человеческих пороках.
Чем же так не угодила картина?
Для начало вспомним, что же представлял из себя крестный ход во второй половине XIX века? Все дело в том, что тогда священники не получали зарплату от Российской империи, и для увеличения дохода придумали ритуал пасхального "славления": отправлялись по крестьянским подворьям, заходили в избы и исполняли церковные песнопения...
Кроме того, по пасхальным обычаям ближе полуночи прихожане выходят из церкви и делают вокруг неё круг (именно против часовой стрелки) — так символически крестный ход идёт навстречу Иисусу Христу. А на картине Перова как раз наоборот — герои идут по часовой стрелке, то есть от Христа.
Сельский крестный ход на картине Перова проходит в "светлую седьмицу" - неделю после празднования Пасхи. Процессия неделю месила грязь, волочилась по дворам в ожидании "пожертвований". Крестьяне же, для которых весенняя пора была голодной и тяжелой, считали подобное шествие откровенной "обдираловкой" и расплачивались с попами спиртным. Таким образом, художник писал не сатирический сюжет, а решил показать обыденную крестьянскую жизнь в период реформ 1861-го года без прикрас. На холсте ожила Россия времен отмены крепостного права.
На фоне мрачного деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. Из крестьянской избы вываливается паства со священником в праздничном облачении, который, наступив на пасхальное яйцо, едва стоит на ногах. Священник буквально окружён рамой крыльца, как на парадном портрете. Ирония очевидна: духовный лидер впал во искушении и ведёт остальных по ложному пути.
Рядом находятся крестьяне, один из которых тщетно пытается встать на ноги, а другой спит беспробудным сном. Молодая крестьянка с обшарпанной иконой в руках поет молитву и направляется в другую сторону от процессии. На крыльце хозяйка дома пытается привести в чувство упившегося мужа. Старик в лохмотьях несет перевернутую икону и не замечает конфуза.
С присущим художнику реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовную нищету главных героев. Картина производит неоднозначное впечатление, складывающееся из-за того животного состояния, до которого может опуститься человек.
Духовные ценности переданы художником в искаженном виде. Повернутый ликом вниз Христос, облупившаяся икона в руках поющей женщины на переднем плане являются символами забвения "божественного образа", потери жизненных ориентиров, неверия и народа, и самих священнослужителей, а также беспомощности Церкви перед лицом нравственного оскудения.
На хоругви изображено "Всевидящее око" и "Воскрешение Лазаря" - исследователи творчества Перова считают это символом надежды на будущее воскрешение народа, однако сам образный строй работы не внушает оптимизма.
Не последнюю роль в картине играет пейзаж. Качающееся на пронзительном ветру дерево с голыми ветвями, низкое небо, затянутое тучами и грязь под ногами вторят эмоциональному настроению картины. Пейзаж с глубокой перспективой намекает, что путь к храму долог и утомителен, и участники шествия точно не дойдут до него в "приличном виде".
Довольно часто работу Перова сравнивают с ивановским "Явлением Христа народу", что объясняется не только гротескной перекличкой сюжетов (крещение – крестный ход), но и композиционными перекличками. В обоих случаях действие уходит в глубину (к фигуре Христа у Иванова, к виднеющейся вдали деревушке у Перова). Оригинальность построению придает то, что точка схода, почти совпадающая у Иванова со смысловым центром, у Перова "выход" за край холста, и композиция обретает мотив движения - нестройного, раскачивающегося, "пьяного".
"Правда жизни", показанная художником, вызвала протест критики и церкви, после чего картина была снята с выставки Общества поощрения художеств 1862 года и запрещена к показу. Купившему ее Павлу Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков сообщал: "... слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском, на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали – но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии, как бы не попасть в Соловецкий".
К счастью, авторитет Третьякова защитил художника от недовольства властей, но цензоры запретили выставлять картину в общественных местах вплоть до 1905 года...
Плохие отзывы не сломили художника и он продолжил писать картины о тяжёлой крестьянской судьбе, не забывая критиковать духовенство. В 1862 году он создал работу под названием "Чаепитие в Мытищах", которая противопоставляла тучного монаха-чревоугодника и хромого инвалида войны с мальчиком-поводырем, но это уже тема для отдельной статьи...
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: