Почему картину В. Перова "Сельский крестный ход на Пасхе" запретили на 40 лет?

358 прочитали

Василий Перов - русский художник, мастер жанровых полотен, который поставил перед собой цель показать тяжёлую жизнь "униженных и оскорблённых". Не зря один из учеников художника прозвал его "подлинным певцом скорби".

В. Г. Перов. Автопортрет, 1870.
В. Г. Перов. Автопортрет, 1870.

В 1861 году незаконнорожденный сын прокурора из Тобольска, Василий Перов, получил золотую медаль Императорской академии художеств и право на заграничную поездку. Молодой художник решил отблагодарить академическое начальство, написав одну из своих самых известных картин - "Сельский крестный ход на Пасхе", которую окрестят "безнравственной, аморальной, дерзкой и глумливой".

Зрители углядели в работе сатиру, а церковные власти обвинили Перова в том, что он выбрал "грязный эпизод" и специально акцентировал внимание на человеческих пороках.

"Сельский крестный ход на Пасхе", 1861. Приобретено П.М. Третьяковым у автора.
"Сельский крестный ход на Пасхе", 1861. Приобретено П.М. Третьяковым у автора.

Чем же так не угодила картина?

Для начало вспомним, что же представлял из себя крестный ход во второй половине XIX века? Все дело в том, что тогда священники не получали зарплату от Российской империи, и для увеличения дохода придумали ритуал пасхального "славления": отправлялись по крестьянским подворьям, заходили в избы и исполняли церковные песнопения...

Кроме того, по пасхальным обычаям ближе полуночи прихожане выходят из церкви и делают вокруг неё круг (именно против часовой стрелки) — так символически крестный ход идёт навстречу Иисусу Христу. А на картине Перова как раз наоборот — герои идут по часовой стрелке, то есть от Христа.

Сельский крестный ход на картине Перова проходит в "светлую седьмицу" - неделю после празднования Пасхи. Процессия неделю месила грязь, волочилась по дворам в ожидании "пожертвований". Крестьяне же, для которых весенняя пора была голодной и тяжелой, считали подобное шествие откровенной "обдираловкой" и расплачивались с попами спиртным. Таким образом, художник писал не сатирический сюжет, а решил показать обыденную крестьянскую жизнь в период реформ 1861-го года без прикрас. На холсте ожила Россия времен отмены крепостного права.

В. Г. Перов, "Сельский крестный ход на Пасхе", эскиз.
В. Г. Перов, "Сельский крестный ход на Пасхе", эскиз.

На фоне мрачного деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. Из крестьянской избы вываливается паства со священником в праздничном облачении, который, наступив на пасхальное яйцо, едва стоит на ногах. Священник буквально окружён рамой крыльца, как на парадном портрете. Ирония очевидна: духовный лидер впал во искушении и ведёт остальных по ложному пути.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Рядом находятся крестьяне, один из которых тщетно пытается встать на ноги, а другой спит беспробудным сном. Молодая крестьянка с обшарпанной иконой в руках поет молитву и направляется в другую сторону от процессии. На крыльце хозяйка дома пытается привести в чувство упившегося мужа. Старик в лохмотьях несет перевернутую икону и не замечает конфуза.

С присущим художнику реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовную нищету главных героев. Картина производит неоднозначное впечатление, складывающееся из-за того животного состояния, до которого может опуститься человек.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Духовные ценности переданы художником в искаженном виде. Повернутый ликом вниз Христос, облупившаяся икона в руках поющей женщины на переднем плане являются символами забвения "божественного образа", потери жизненных ориентиров, неверия и народа, и самих священнослужителей, а также беспомощности Церкви перед лицом нравственного оскудения.

На хоругви изображено "Всевидящее око" и "Воскрешение Лазаря" - исследователи творчества Перова считают это символом надежды на будущее воскрешение народа, однако сам образный строй работы не внушает оптимизма.

Василий Перов - русский художник, мастер жанровых полотен, который поставил перед собой цель показать тяжёлую жизнь "униженных и оскорблённых".-7

Не последнюю роль в картине играет пейзаж. Качающееся на пронзительном ветру дерево с голыми ветвями, низкое небо, затянутое тучами и грязь под ногами вторят эмоциональному настроению картины. Пейзаж с глубокой перспективой намекает, что путь к храму долог и утомителен, и участники шествия точно не дойдут до него в "приличном виде".

Василий Перов - русский художник, мастер жанровых полотен, который поставил перед собой цель показать тяжёлую жизнь "униженных и оскорблённых".-8

Довольно часто работу Перова сравнивают с ивановским "Явлением Христа народу", что объясняется не только гротескной перекличкой сюжетов (крещение – крестный ход), но и композиционными перекличками. В обоих случаях действие уходит в глубину (к фигуре Христа у Иванова, к виднеющейся вдали деревушке у Перова). Оригинальность построению придает то, что точка схода, почти совпадающая у Иванова со смысловым центром, у Перова "выход" за край холста, и композиция обретает мотив движения - нестройного, раскачивающегося, "пьяного".

"Правда жизни", показанная художником, вызвала протест критики и церкви, после чего картина была снята с выставки Общества поощрения художеств 1862 года и запрещена к показу. Купившему ее Павлу Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков сообщал: "... слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском, на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали – но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии, как бы не попасть в Соловецкий".

К счастью, авторитет Третьякова защитил художника от недовольства властей, но цензоры запретили выставлять картину в общественных местах вплоть до 1905 года...

Василий Перов - русский художник, мастер жанровых полотен, который поставил перед собой цель показать тяжёлую жизнь "униженных и оскорблённых".-10

Плохие отзывы не сломили художника и он продолжил писать картины о тяжёлой крестьянской судьбе, не забывая критиковать духовенство. В 1862 году он создал работу под названием "Чаепитие в Мытищах", которая противопоставляла тучного монаха-чревоугодника и хромого инвалида войны с мальчиком-поводырем, но это уже тема для отдельной статьи...

В. Перов, "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы".
В. Перов, "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы".

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: