Я уже писал о том, что сериал «Варшава 21» удручает почти полным незнанием его создателями специфики функционирования дипломатического представительства. Продолжив просмотр, я вспомнил забавный эпизод – как в Министерство, где я трудился многие годы, прислали на отзыв сценарий фильма (тоже сериала), посвященного знаменитому «Мистеру “Нет”», Андрею Громыко. Там наблюдалась та же самая картина в сочетании с неуемным желанием как-то расцветить и разнообразить унылые политические коллизии. В результате появилась сюжетная линия, связанная с любовными отношениями молодого Громыко (только-только направленного Сталиным в посольство в Вашингтоне) с американкой, работавшей на спецслужбы. Безумная страсть, измена супруге, тайные встречи, купание при Луне голышом в озере… эффектно, не правда ли? А когда обо всем пронюхал офицер безопасности (то есть энкаведешник), то не «дал делу ходу», а по-отечески прикрывал молодого дипломата в ожидании, когда интрижка увянет сама собой. Нужно ли добавлять, что в сталинское время такого не могло быть, потому что не могло быть никогда? Понятия не имею, во что потом превратился сценарий и будет ли когда-нибудь сделан фильм, но сама методика остается на вооружении. Живописать адюльтеры, измены, предательства, любовные треугольники, а еще погони, драки, преследования и прочее такого же типа гораздо интереснее, чем заботиться о достоверности киноповествования.
В «Варшаве 21» 3 секретарь посольства (вскользь замечается, что «из конторы») спит с польской девицей, по всей видимости, подсадной уткой спецслужб.
Девица-следователь модельной внешности кокетничает с временным поверенным в делах. А он переживает из-за отношений с бывшей супругой, которая не дает общаться с дочерью и тянет из него деньги.
Еще один российский сотрудник выступает в роли «нелегала». Прячет за батареей много разных паспортов с кучей денег и большой черный пистолет, ловко уходит от погони. То ли еще будет.
В завершение не могу не придраться к деталям. В дипломатии есть свой дресс-код, это черта профессии. Требуется, например, ходить в костюме с галстуком. А в этой картине в посольстве все без галстуков, включая главу миссии, во всех ситуациях. Даже когда он принимает «следовательницу». Ее приход, кстати, смешон сам по себе. О встрече с послом положено договариваться заранее, иначе легко не застать, а значит, потерять время. Вообще, это протокольная норма. Но следовательница приезжает внезапно и ее тут же принимают. Что характерно. Временный поверенный, естественно, без галстука, в беседе присутствует элемент игривости и кокетства, возможно, что в новых сериях вспыхнет взаимная страсть. Показательно, что третий секретарь (тот самый, «из конторы»), которого вызвали для допроса по просьбе польской гостьи, с ее уходом незатейливо бросает главе посольства: «Резвая кобылка, только вот кто ее зарядил». Назовем такое панибратство признаком внутрипосольской демократии, да кто поверит.
Кстати, когда посол идет на встречу, его обязательно сопровождает младший дипломат, который составляет запись беседы. Это относится не только к послу, но и к любому крупному деятелю, вроде того польского кандидата в президенты, в которым общался прежний российский посол Конобеев. Напомню, что именно из-за их беседы весь сыр-бор разгорелся (см. первую часть статьи), а если бы встреча шла по протоколу, то ее младшие участники неоспоримо доказали бы, что ничего криминального сказано не было. Но тогда не было бы сериала.