Найти тему
Исторические мелочи

Канцлер Безбородко? А вот и нет

В Художественном музее Кливленда (США) хранится миниатюрный портрет работы французского художника Пьера Шарля Сиора, который в музее считают изображением знаменитого российского государственного деятеля времен Екатерины II, канцлера Российской империи при Павле I Александра Андреевича Безбородко. В таком же статусе, как портрет Безбородко, это произведение опубликовано в Википедии в подборке изображений канцлера

И на сайте музея, и в Википедии портрет сопровождает следующая аннотация, подготовленная то ли сотрудницей Кливлендского музея, то ли сторонним искусствоведом (впрочем, нам это не столь важно) Эшли Бартмэн, привожу ее почти полностью, опустив лишь небольшой фрагмент, посвященный перечислению заслуг Безбородко:

«Этот портрет Александра Безбородко, канцлера России с 1747 по 1799 год, был написан Пьером-Шарлем Сиором в последние годы XVIII века… Здесь он изображен одетым в синюю форму с голубой лентой ордена Святого Андрея поверх красно-черной ленты ордена Святого Владимира. На левой стороне груди у него закреплены звезды и знаки Ордена Святого Андрея [sic! – «Исторические мелочи»], а также Мальтийский крест. На шее у него орден Святого Александра Невского, инкрустированный бриллиантами. Безбородко держит в правой руке миниатюру Павла I, а левой опирается на леопардовую подушку. Он позирует перед пышным зеленым занавесом и классической колоннадой. Обученный у испанского художника-миниатюриста Хуана Баузиля, Сиор стал официальным миниатюристом короля Испании и придворным художником в России, вероятно, создав этот портрет во время своего длительного пребывания в Санкт-Петербурге. Его изображение Безбородко необычно; по сравнению с остальным телом князя его ноги кажутся миниатюрными, как будто художник не оставил для них достаточно места при рисовании. Эта миниатюра датируется началом карьеры Сиора, и маленькая нижняя часть тела Безбородко может быть результатом экспериментов незрелого художника с композицией. Небольшой портрет Павла I, который Безбородко держит в правой руке, соотносится с живописным портретом императора конца XVIII века, приписываемым А. Ф. Митрохину. Включение Сиором миниатюры Павла I демонстрирует, как с миниатюрами обращались их владельцы, и как их можно было использовать в портретах, чтобы вызвать доверие или продемонстрировать преданность».

Путаное описание американским экспертом орденских знаков на левой стороне груди портретируемого (чего стоит только упоминание во множественном числе знаков ордена Св. Андрея Первозванного, когда из таковых там, как и положено, только одна звезда этого ордена!) примечательно еще и тем, что вовсе не упоминает инсигнии одного ордена, наличие которых сразу и полностью перечеркивает атрибуцию этого портрета как изображения Безбородко. Вот они

-2

Несложно узнать знак и звезду французского ордена Почетного легиона. Умерший в 1799 г. Безбородко никак не мог носить знаки ордена, учрежденного Наполеоном через три года после смерти российского канцлера. Наличие на портрете этой детали (особенно звезды, свидетельствующей о наличии у персонажа высшей степени этой французской награды) неимоверно облегчает атрибуцию реальной личности портретируемого. Перечень российских кавалеров (а большое количество российских наград у персонажа прямо свидетельствует о том, что перед нами российский подданный) высшей степени ордена Почетного легиона настолько краток, что полноценной атрибуции по сути не требуется.

На портрете изображен российский посол в Париже, знаменитый «бриллиантовый князь» Александр Борисович Куракин, получивший орден Почетного легиона в 1808 г. (по другим данным – еще в Тильзите в 1807 г.) Соответственно, и портрет может быть датирован не «концом XVIII в.», как определили в Кливленде, а «после 1807-08 гг.» Возможно, он создан в период нахождения А.Б. Куракина на посту посла в Париже. Присутствие портрета Павла I в руках Куракина неслучайно. Несмотря на некоторые сложности в отношениях с этим императором, Куракин всегда хранил о нем благодарную память и в переписке с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, которую (переписку) постоянно вел из Парижа, именовал «благодетелем».

И несколько достоверных портретов А.Б. Куркина

В.Л. Боровиковский «Портрет А.Б. Куракина», 1802 г.
В.Л. Боровиковский «Портрет А.Б. Куракина», 1802 г.
Ж.Б. Реньо «Портрет А.Б. Куракина», ок. 1808-12 гг.
Ж.Б. Реньо «Портрет А.Б. Куракина», ок. 1808-12 гг.
Ж.Д. Мюнере «Портрет А.Б. Куракина», 1811.
Ж.Д. Мюнере «Портрет А.Б. Куракина», 1811.
Л. Гутенбрунн «Портрет А.Б. Куракина», после 1808 г.
Л. Гутенбрунн «Портрет А.Б. Куракина», после 1808 г.

Последний приведенный портрет долгое время считался изображением брата А.Б. Куракина Степана Борисовича, собственно он и сейчас много где встречается в этом качестве. Однако наличие на левой стороне груди персонажа опять же звезды ордена Почетного легиона неоспоримо свидетельствует, что перед нами именно Александр Борисович.

А о непростой ситуации, в которой А.Б. Куракину приходилось выполнять обязанности посла в наполеоновской Франции, я когда-то писал.

Уже при написании данной статьи, когда бо́льшая часть ее была закончена, обнаружил, что на русскоязычной странице Википедии, посвященной художнику П.Ш. Сиору, рассматриваемый здесь портрет переатрибутирован правильно. Этого, конечно, стоило ожидать, столь грубая ошибка, допущенная при атрибуции портрета американскими экспертами, не могла не броситься в глаза заинтересованным наблюдателям. Но решил все же опубликовать и свой материал, не пропадать же написанному. Да и не претендовать же всякий раз на научную новизну)

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.