В одном ауле жили отец и мать.
И было у родителей семеро сыновей, высоких и крепких. Когда наступала весна, братья вывозили на поле деревянный плуг, вспахивали поле и сеяли пшеницу. Затем брали борону, наваливали на нее камней потяжелее, а сверху еще соседских мальчишек сажали и так боронили свое поле. После боронования земля рыхлая получается, пшеница лучше растет. Когда пшеница созревала, ее косили серпами, на двухколесной арбе везли на водяную мельницу на обмолот.
Затем братья поднимались в горы и косили ароматные горные травы, которые сушили и запасали на зиму - на корм скоту.
Работали братья дружно, между собой не ссорились, почитали старших.
Вдруг стали они замечать, что их отец чем-то опечален. Придет вечером на годекан - площадь, где собираются все мужчины аула, - сядет в сторонке, а сам всё больше молчит и вздыхает. И не заговорит ни с кем, и не пошутит.
Долго не решались сыновья спросить у отца, что его его тревожит. Наконец старший из братьев, по имени Алхаст, собрался с духом и обратился к отцу - "дада" по-чеченски.
- Дорогой дада, ты всегда грустный сидишь. Что тебя гложет, что волнует? Может, ты из-за урожая беспокоишься, может, думаешь, что не справимся мы с работой?
Отец глянул на сына, подумал, и ответил так:
- Дорогой мой Алхаст, не об урожае я волнуюсь. Не тревожат меня мысли о бедности, не боюсь, что вы с работой не справитесь. А думаю я все время о том, что мы с вашей матерью уже старые, а вы еще не женаты. Хотелось бы дожить, увидеть ваших невест, порадоваться вашему счастью. Ничем другим я не озабочен.
Внимательно выслушал Алхаст отца, ничего не ответил и отошел. Детям не принято о таких вещах с родителями разговаривать.
А на другой он отправился за советом к одной мудрой старушке, что жила неподалеку. Своими советами она многих из беды выручала.
Послушала старушка все, что ей Алхаст рассказал, подумала и говорит:
- Слыхала я, что у одного князя, который за черным лесом живет, есть шесть дочерей. Ищет он для них шестерых женихов, но никак не может найти. А разлкчать дочерей, выдавать в разные края он не хочет. Пусть твои братья пойдут к нему, попросят отдать им в жены шестерых дочерей. Но только скажи им: когда они пойдут через черный лес, хлынет ливень. Увидят они дом, в нем можно отдохнуть и переждать непогоду. Но пусть они помнят, что в этот дом можно зайти только один раз. Если они войдут туда второй раз, с ними приключится беда.
Но старушка рассказала о тайне этого дома и научила, как нужно поступать, чтобы спастись.
Поблагодарил Алхаст добрую старушку и поскорее домой отправился. Все рассказал он братьям: и отчего отец грустит, и что мудрая старушка посоветовала.
- Поезжайте за невестами к тому князю, что за черным лесом живет, а я уж дома останусь, - сказал Алхаст под конец. Ведь у князя было шесть дочерей, а братьев было семеро.
И вот братья Алхаста стали собираться в путь.
Надели бешметы из белой материи, черные черкески из домотканого сукна, обули мягкие сапоги-ичиги, крепко затянулись поясами с блестящими бляхами и кинжалами, надвинули на брови папахи с широким верхом.
Собравшись в дорогу, братья попрощались с отцом и матерью, со своим старшим братом Алхастом и отправились в путь - по дороге, что вела через черный лес.
И вот шли они через лес, шли, шли и видят у дороги дом, окруженный высоким забором. И только они с ним поравнялись, как надвинулись черные тучи, грянул гром, засверкали молнии - вот-вот дождь хлынет. "Что нам делать? - думают братья. - Если дальше пойдем - промокнем совсем и нельзя будет к князю в таком виде являться". И решили они зайти в дом, непогоду переждать. И только зашли, как дождь стеной полил.
Зашли они в дом - а там нет никого, хотя очаг горит, а над ним висит котел, и варятся в нем галушки. Рядом - стол на трех ножках, на нем кувшины с айраном, лепешки самые разные: и чепалгаш с творогом, и хингалш с тыквой.
Расположились братья, поели, отдохнули, потом глянули в окно - а ливень уже кончился, ярко светит солнце, и вроде бы даже дорога просохла.
Вышли братья из лесного дома и вновь отправились в путь. И вот миновали они черный лес и добрались до князя, у которого было шесть дочерей.
Князь встретил братьев как дорогих гостей, провел в кунацкую - парадную комнату для встречи друзей-кунаков. Угостил князь братьев, дал отдохнуть с дороги, а затем стал расспрашивать, кто они, откуда, да куда путь держат. Гости рассказали, что они - родные братья и пришли просить, чтобы князь выдал за них своих дочерей.
Князю гости понравились, его дочерям - тоже. И особенно рады были они, что гости - родные братья и сестрам не придется разлучаться. И князь согласился отдать своих дочерей замуж за шестерых братьев.
Пробыли братья у князя день, другой, а потом отправились домой. Князь дал им хороших лошадей, братья сели на них вместе с невестами и двинулись в обратный путь через черный лес.
Ехали-ехали, а когда показался уже знакомый дом в чаще леса - ударил гром, надвинулись тучи и вот-вот, казалось прольется дождь. И вроде бы помнили братья, что нельзя в лесном доме останавливаться дважды, но не промокать же невестам? Так что братья решили переждать дождь в лесном доме.
А там всё, как в первый раз: горит очаг, над ним цепь висит, на цепи котел кипит. А на столе - жижиг-галнаш подан: мясо вареное, клецки из кукурузной муки, чесночный соус и миска с бульоном. А из людей - ни души.
Поели братья с невестами, отдохнули - а тут и дождь закончился. Братья уже собирались выходить, как вдруг дверь распахнулась, и дорогу преградил циклоп - одноглазый великан.
И великан потребовал страшную плату за свое гостеприимство: один из братьев вместе с невестой должен был остаться в лесном доме. Остальные же могли ехать домой.
И вот пятеро братьев поехали домой - а что им оставалось? Невесёлые вернулись они в родной дом. Алхаст же, когда услышал их рассказ, только вздохнул тяжело и начал собираться в дорогу - брата выручать.
- Ждите меня ровно год, не справляйте свадьбы. А если через год ни меня, ни брата не будет - значит, погибли мы в черном лесу.
Направил Алхаст коня в лес и скакал, не останавливаясь. Вскоре показался впереди лесной дом, а на пороге стоял одноглазый великан.
- Ну здравствуй, Алхаст. Я ждал тебя. Забирайся скорей ко мне на спину, да не мешкай.
С этими словами он протянул Алхасту ладонь и тот по руке великана взобрался ему на спину. В тот же миг великан взмыл в воздух и полетел. Алхаст только и успевал, что по сторонам смотреть. Вскоре они оказались в неведомом краю, над незнакомым замком. Был вечер, солнце уже скрылось. Желтым горели окна, белым светились звезды, и свет их отражался от белых макушек гор.
- Гляди, Алхаст, как светятся под нами окна замка. Там живет Солнцеликая Азни. Выбирай, Алхаст, чего ты хочешь: сразиться за нее и умереть, или чтобы я сбросил тебя в пропасть?
- Я ничего не боюсь, - закричал Алхаст, перекрикивая шум ветра, - но прежде верни моего брата!
Было видно, что великану по вкусу пришлась смелость Алхаста. Он ничего не сказал, развернулся и полетел обратно. Снова поравнявшись с лесным домом, великан немного помолчал и сказал так:
- Ты добудешь для меня Солнцеликую Азни. Взамен на эту услугу я отпущу и тебя, и твоего брата с невестой. Но пеняй на себя, если не справишься! Тогда никто из них не выйдет из черного леса.
- Хорошо, - ответил Алхаст. - Я отправляюсь за Солнцеликой красавицей Азни.
Сказано - сделано. Алхаст оседлал своего коня и направился в ту сторону, куда летал хозяин лесного дома. Долго вёз его верный конь: ночью не спал, днём не отдыхал. Наконец, впереди показались горы, где стоял замок Солнцеликой Азни.
Ехал Алхаст полем и вдруг видит: горят стога соломы, а вокруг мыши мечутся - видно, в этих стогах они жили. Алхаст пожалел мышей, спешился с коня и сбил-затушил огонь. Хотел было Алхаст дальше ехать, путь продолжать, как вдруг слышит: белый мышь, предводитель спасённых мышей, что-то пищит ему тоненьким голосом, да вроде по-человечески! Наклонился Алхаст пониже, чтобы лучше расслышать, а мышь говорит:
- Вовек мы твоей доброты не забудем, юноша. Ведь ты нас всех спас - значит, теперь наша очередь сослужить тебе добрую службу. Возьми три волоска из моих усов, а когда тебе понадобится помощь - сожги их, и я тут же явлюсь со всем моим мышиным войском.
Поблагодарил Алхаст мышей, спрятал три волоска в газырь и дальше поехал.
Ехал он, ехал и наконец оказался в тех краях, где жила Солнцеликая красавица Азни. На дороге повстречался Алхасту незнакомый всадник преклонных лет, но Алхаст об этом ещё не знал.
- Сюда и птица не залетит, сюда и зверь не забежит, а ты вот заехал. Скажи, кто ты и откуда ты приехал на мои земли?
- Сын бедного отца Алхаст явился в твою страну, - учтиво ответил юноша.
- Открой же причину, которая привела тебя сюда, - сказал старец.
- О почтенный старик, позволь мне открыть мою тайну кому-нибудь другому. Юноше не пристало говорить об этом с седобородым старцем.
- Я - хозяин этой земли, и, кроме меня, некому узнать, какая забота привела тебя сюда. Некому ответить тебе, - сказал отец Солнцеликой.
Тогда Алхаст рассказал, что хочет спасти своего брата и его невесту и приехал за Солнцеликой красавицей Азни.
- Что же, следуй за мной, - сказал отец Солнцеликой и поехал вперёд, показывая путь.
На самом краю огромной скалы неприступной крепостью высился огромный замок.
Приблизившись к замку, Алхаст увидел множество человеческих черепов, торчащих на кольях.
- Погляди на эти головы, юноша! Эти головы сложили такие же смельчаки, как и ты. Все они хотели быть достойными Солнцеликой красавицы Азни, но это оказалось им не под силу. Мне жаль твоей молодой головы, возвращайся-ка ты лучше обратно, пока не поздно.
- Я не могу вернуться - тогда погибнут мой брат и его невеста. Лучше уж погибну я сам.
- Хорошо, тогда иди за мной, - сказал отец девушки и повёл его к своему амбару. Он отворил дверь, и Алхаст увидел гору пшеничных, ячменных и просяных зёрен.
Отец девушки сказал Алхасту:
- Погляди-ка на эту гору зёрен. К утру ты должен перебрать всё зерно и сложить в мешки, пшеницу - отдельно, ячмень - отдельно, просо - отдельно. Если справишься - получишь руку Солнцеликой красавицы Азни. А если найду я хоть одно просяное зёрнышко в пшенице или ячменное зернышко в просе - не сносить тебе головы!
- Я согласен, - сказал Алхаст, и отец девушки запер его на всю ночь в амбаре с зерном.
Но виданое ли это дело - такую гору зерна по зёрнышку перебрать? Пригорюнился Алхаст, опечалился. Кому вообще такое под силу? И тут Алхаст вспомнил, что у него в газыре лежат мышиные волоски, и что мыши обещали прийти на помощь. Алхаст приободрился, достал три волоска и поджог.
И только три волоска догорели, как войско белых мышей заполонило амбар.
- Чем мы можем помочь тебе, о Алхаст? - спросил предводитель белых мышей.
И Алхаст рассказал всё, как есть.
- О, это же совсем нетрудно! Да ещё и по сравнению с тем добрым делом, что ты для нас сделал! Но мы так устали, ведь мы пришли издалека. Позволь нам сначала подкрепиться этим прекрасным зерном, а потом мы примемся за работу.
Алхаст разрешил мышам съесть часть зерна, и, едва подкрепившись, мыши с удвоенной силой принялись сновать по амбару, перетаскивая зерно в три разные кучки: пшеницу - отдельно, просо - отдельно, ячмень - отдельно.
Когда мыши закончили, они захотели снова подкрепиться на дорожку, а затем тепло попрощались с Алхастом и убежали. Алхаст же принялся ссыпать зерно в мешки. Отлично поработали мыши - ни одного неправильного зёрнышка не было ни в пшенице, ни в ячмене, ни в просе! Закончив работу, Алхаст уселся на мешок и от радости принялся распевать песни.
С рассветом отец Солнцеликой красавицы Азни посла служанку в амбар за Алхастом:
- Ступай, приведи смельчака. Он, верно, спит сейчас, устав от стараний.
Но, когда служанка вошла в амбар, она увидела, что Алхаст сидит на мешках с зерном, закинув ногу на ногу, да ещё и песни напевает. Это удивило её. Не сказав ни слова, она выбежала из амбара, заперла его и со всех ног помчалась к отцу Солнцеликой Азни.
Отец Солнцеликой, когда услышал об этом, только хмыкнул.
- Что же, может, и достоин он моей Азни. Приведите его сюда.
А когда привели Алхаста, отец Солнцеликой сказал ему так:
- Смелый юноша, ты победил меня и достоин моей дорогой дочери Солнцеликой Азни. Не хочется мне с дочерью расставаться, но я умею держать слово.
Привёл он Алхаста к Солнцеликой Азни, а Азни, как увидела юношу, так вся и зарделась. Отец, видя это, отпустил дочь с Алхастом, подарив на прощанье богатые подарки.
Но на обратной дороге Азни вдруг сказала:
- Алхаст, я боюсь, что нас так просто не отпустят. Ведь у меня есть семь братьев, как бы не бросились они в погоню. Дай, превращу тебя в голубя, а сама стану голубицею.
Она достала два бруска, чёрный и белый, и потёрла их. В ту же секунду Алхаст стал голубем, а Солнцеликая Азни - голубкой. Поднялись они ввысь и полетели, опережая коней.
В это время из странствий возвращались братья Азни. А надо сказать, все в этой семье владели какими-нибудь волшебными искусствами. Братья Азни умели различать языки всех живых существ на земле.
Брат Азни, который умел различать язык животных, сказал тому, кто понимал птиц:
- Смотри, брат, вон летят две красивые птицы, давай поймаем их!
- Пусть летят. Голубь, летящий впереди, - это наш будущий зять, а голубка - наша сестра Азни. Они очень счастливы, не будем им мешать.
И, не тронув влюблённых, братья Азни вернулись в свой замок.
А Солнцеликая Азни и Алхаст через некоторое время вернулись в свой человеческий облик, дождались своих лошадей (которые продолжали двигаться в нужном направлении и без хозяев) и поехали дальше.
Чем дольше они ехали, тем мрачнее становился Алхаст. Он ведь помнил, что должен отдать Солнцеликую Азни страшному великану, чтобы спасти брата и его невесту. Но как же может он погубить Азни, чтобы спасти брата?
Когда остановились они передохнуть у того самого поля, где жили белые мыши, Алхаст решился и рассказал всё Солнцеликой.
- Не печалься, Алхаст, - ответила Азни. - Показывай дорогу к великану. Как только вы с братом отъедите на достаточное расстояние, я превращусь в голубку и улечу!
Но, забегая вперёд, ей не пришлось этого делать!
Когда Алхаст и Солнцеликая приехали к лесному дому, великан вышел их встречать.
- Это и есть Солнцеликая красавица Азни? Такая мелкая?! - вырвалось у него.
Ведь раньше великан никогда не видел Азни, только слышал о её красоте. А летая вокруг её огромного замка, он представлял себе такую же великаншу, как и он сам! Настоящий облик Солнцеликой Азни очень разочаровал великана, но, чтобы не терять лицо, он решил сделать вид, что всё так и задумывал.
- Что ж, Алхаст, ты доказал свою доблесть. Бери же Солнцеликую Азни в жёны, забирай своего брата и его невесту и уезжай из моего леса подобру-поздорову!
Вот так и отпустил великан Алхаста, его брата, невесту брата и Солнцеликую Азни. В тот, когда выбрались они из чёрного леса, как раз исполнился год с того дня, как Алхаст отправился в путь.
Обрадовались отец и мать, увидев своих детей дома. Обрадовались и братья, что снова вместе. И справили они свадьбу сразу семерым братьям.
Читайте и другие истории из подборки "Про Кавказ":
Подписывайтесь также на мой телеграм-канал Искусство, цветы и книги - каждый день вас ждут небольшие, но интереснейшие публикации об искусстве