Найти тему
ПАНТОГРАФ

Первой музейной "Татре" Тулы исполнилось 50 лет

5 июля 2024 года исполнилось 50 лет с момента ввода в эксплуатацию в Туле трамвайного вагона "Татра" Т-3 бортовой номер 57, заводской номер 162752. Именно этот вагон стал первой музейной "Татрой" в Туле.

Вагон на рубеже 70/80-х годов, фото из коллекции автора
Вагон на рубеже 70/80-х годов, фото из коллекции автора

Вагон Т-3 номер 57 стал последней двухдверной "Татрой", выходившей на городские маршруты, последний раз это случилось в декабре 2012 года. Впрочем, и трехдверные "Татры" в городе после этого прожили менее пяти лет, к осени 2017 года последние из них ушли с городских улиц, а вскоре были списаны.

Салон вагона номер 57, 10.2012 года, последняя поездка на нем во время эксплуатации, фото автора
Салон вагона номер 57, 10.2012 года, последняя поездка на нем во время эксплуатации, фото автора
Вагон номер 57 в последние месяцы эксплуатации как пассажирский, 10.2012 года, фото автора
Вагон номер 57 в последние месяцы эксплуатации как пассажирский, 10.2012 года, фото автора
Вагон номер 57 (на заднем плане) в последние месяцы эксплуатации как пассажирский, 10.2012 года, фото автора
Вагон номер 57 (на заднем плане) в последние месяцы эксплуатации как пассажирский, 10.2012 года, фото автора

Стоит отметить, что после официального списания трамвай Т-3 номер 57 не был утилизирован, а был отставлен и пусть и в неприглядном виде, но сохранялся на территории депо с надеждой на лучшее.

Общими усилиями энтузиастов в Туле удалось его перевести в разряд музейных. Официально вагон стал музейным с 1 мая 2018 года.

Приятно то, что определенные информационные усилия приложил к этому и Ваш покорный слуга, предложивший в том числе и для ретро-маршрута сохранение четырех вагонов "Татра" Т-3 в городе. По этому поводу было написано обращение к городской администрации. Как всегда просишь больше, но получишь меньше. Администрация обещала сохранить две "Татры" Т-3.

-5

Стоит отметить заслугу работников трамвайного депо, параллельно обращению самостоятельно решавшие вопросы, в том числе юридического плана о переводе вагона в музейный. И это удалось.

-6

Но увы всего один, а не два. Собственно второе обращение этому и было посвящено, запрос был посвящен двум обещанным вагонам, ответили, что сохранили один.

Вагон поехал, но еще придется приложить немало усилий, май 2018 года, фото Федин Кирилл
Вагон поехал, но еще придется приложить немало усилий, май 2018 года, фото Федин Кирилл

А потом закипела работа в депо, отметил бы начальника депо Кирилла Куршева, сотрудников депо Федина Кирилла и Глухарева Данилу, а также одного из энтузиастов-любителей Колесникова Александра. Благодаря им из отставленного годами вагона была сделана конфетка. Оригинальные запасные части искали даже в других городах, например, в соседнем Орле. В конце 2020 года трамвай был восстановлен.

Вагон номер 57 сразу после восстановления, 12.2020 года, фото Федин Кирилл
Вагон номер 57 сразу после восстановления, 12.2020 года, фото Федин Кирилл

Вагон номер 57 был перекрашен в цвета "Тульского комбайнового завода" (в 1999 году он там проходил ремонт) к сентябрю 2022 года для участия в выставке. Там трамвай был в системе 57-203 (временно вернувший номер служебный вагон СП3).

Вагон номер 57 в цветах "Тульского комбайнового завода", сентябрь 2022 года, фото автора
Вагон номер 57 в цветах "Тульского комбайнового завода", сентябрь 2022 года, фото автора

Летом 2024 года вагону номер 57 вернули красно-кремовый цвет. Более того вагон можно заказать для экскурсионных и ностальгических поездок, чем уже несколько раз воспользовались и гости города. При желании в одно из воскресений это можно было бы организовать и для читателей канала, если наберется минимальное количество желающих, при этом чем больше будет желающих, тем дешевле будет поездка на каждого.

Вагон номер 57 на Московском вокзале, 05.2024 года, заказная экскурсионная поездка
Вагон номер 57 на Московском вокзале, 05.2024 года, заказная экскурсионная поездка

На трамвае номер 57 установлен трафарет давно уже несуществующего 20 маршрута (позднее 16), как память о прошлом былом величии. Хотелось бы верить, что эта цифра станет ориентиром в развитии нашей городской электрички. Сам маршрут номер 16(20) был бы интересен с позиции вывоза людей с района Щегловской засеки, Кировского поселка в центр и на юг города, но и напрашиваются новые линии в Петровский квартал (продление), Заречье (продление), микрорайон Левобережный (ответвление) и район Областной больницы (ответвление).

Недавно к "Татре" Т-3 номер 57 в качестве музейных "присоединились" вагоны "Татра" Т-6В5 с номерами 47 и 332. Есть возможность сохранения еще одной трехдверной "Татры" Т-3. Дело в том, что зимой текущего года чешские трамваи ушли с регулярных городских маршрутов, проработав на них лишь немного меньше 60 лет, сохранение вагонов в качестве музейных это и увековечивание их работы и возможность прикоснуться к прошлому разным поколениям горожан, чья жизнь была связана с поездками в чешских трамваях.

Канал "ПАНТОГРАФ".

Наша группа ВКонтакте о Туле - За лучшую Тулу - присоединяемся, друзья.

Наша группа в ВК: ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки.

Другие материалы канала:

-11